«Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Игумен Тихон (Борисов)

«Напои меня, Господи, из источника Твоего. Обогати дух мой благодатью Твоею. Облеки меня в броню, которая охраняла бы во мне душу мою. …дай мне врачевство, которое возвратило бы мне здравие. Тобой да очищусь от скверн моих, Твоими сокровищами да уплачу долги мои.

Всем обладая, Господи, возлюбил Ты нищету, крепость Свою облек страданиями.
Свет Твой – одежда славы; кто им облечен, тот праведен.
Благость Твоя – зерцало; блажен, кто смотрится в него.
Десница Твоя соплетает венец, и им увенчивается всякий, одержавший победу.
Кто измерит величие Твое? Кто постигнет Божество Твое?
Хвала Тебе от моего убожества!
Изумляться и удивляться должны мы, Господи, что Ты – и Бог, и Человек.
Молитва наша да омоет нечистоту нашу, Господи.
Тебе да воспевает и да возносит славословие вся обитель наша, восклицая: “Осанна!”».

Этот гимн хвалы Творцу преподобного Ефрема Сирина сегодня и мы произносим от нашего благодарного сердца. Сегодня Господь сходит в воды Иорданские! Он смиренно стоит перед Иоанном Предтечей и смиренно, как простой человек, просит у него Крещения. «Мне надобно креститься от Тебя, – удерживает Его Иоанн в священном ужасе, – и Ты ли приходишь ко мне?» И тогда вся Вселенная слышит и удивляется: «Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3:13–15).

«Что же значит исполнить всякую правду? – восклицает святитель Иоанн Златоуст. – Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнить эту правду должны были все люди, но никто из них не исполнил её, то приходит Христос и исполняет эту правду».

Пречистое тело Христово погружается в водную стихию… «Дух в виде голубине» сходит на Него…
А Отец Небесный свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Так на берегах Иордана «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков», – как говорит апостол Павел (Тит. 2:11).

В первые века христианства Богоявление было единым праздником, включающим весь период времени от Рождества Христова до Его Крещения. Святитель Григорий Богослов восклицает об этом: «Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество… Ныне же другое деяние Христово и другое таинство… Христос просвещается – озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду – сойдем и мы с Ним... Приходит Иисус, освящающий… всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде... Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир, и видит “разверзающиеся небеса” (Мк. 1:10), которые Адам закрыл для себя и своих потомков…»

В отличие от тех людей, которые приходили к Иоанну Предтече креститься «во очищение грехов», Христос не нуждался в таком очищении, так как Он был безгрешен! Он сошел в воды Иордана для того, чтобы освятить эти воды, а людей через таинство Крещения омыть от греховной нечистоты.

Сегодняшний праздник Крещения являет Господа Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает Крещение спасительным для всего рода человеческого!

И, как говорит преподобный Серафим Саровский, крещенская благодать, подаваемая в таинстве, «столь велика, столь животворна и живоносна для человека, что даже от еретика не отъемлется до самой его смерти».

У святых отцов мы встречаем описание нескольких видов Крещения. Преподобный Иоанн Дамаскин приводит восемь, а святитель Григорий Богослов – пять. Вот они, по святителю Григорию: первое – Моисеево Крещение, которое несло людям временное очищение; второе – Предтечино, Крещение покаяния; затем Христово Крещение «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11), через которое все люди, становясь христианами, обретают путь спасения; четвертое – Крещение, запечатленное кровью мученичества и пятое – Крещение покаяния и слез.

И это пятое Крещение «покаянием и слезами» должно продолжаться до конца, до гробовой доски, и оно ни в коем случае не отменяет апостольского «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.» (1 Сол. 5:16–18), а только углубляет этот призыв. «Всегда радуйтесь» – но не о новой машине. «За все благодарите» – но не только о повышении по карьерной лестнице.

Истинными покаянными слезами и настоящей духовной радостью человек приобретает Вечность! Жизнь – это взлетная полоса, а не детская песочница, в которой сначала играют в куклы и солдатики, а потом – в игрушки для взрослых. Жизнь – это неустанное возрастание, постоянная борьба, глубокий поиск! Это – отвоевывание своего сердечного пространства для Христа, для добра и любви!

И, конечно, «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19)! Так было во времена апостолов, то же продолжается и сейчас. Но мы не должны лежать во зле! Мы должны зажигать нашу маленькую сердечную лампаду! Христианин не бежит от мира, как от прокаженного… Он бинтует его своими молитвами, своим сопереживанием. Верующее сердце не может ждать команды окопаться, задернуть шторы и не дышать! Ждать, замерев, когда позовут в Рай! А пока – шаг вправо, шаг влево – и прямо в ад.

Никто другой не может писать за нас книгу нашей жизни. А пишется она неизбежно – потом и кровью. Даже если ничего страшного и трагического в жизни человека не происходит, все равно – потом и кровью! Потому, что Господь предупреждал: «В мире скорбны будете…» (Ин.16:33).

Человек будет очень сильно страдать, если попытается прожить жизнь без боли, без брани, без скорби… Гладко, мягко, комфортно! Он будет стараться убежать от своего Креста, оградить себя от болезней, лечась у лучших врачей мира, нанимать телохранителей, избегать не очень трезвого соседа с его разговорами, уйти с головой в мировую сеть… Но сеть скорбей и искушений его все равно неизбежно накроет.

И все же те евангельские слова Спасителя имеют продолжение: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир!» (Ин.16:33). Праведный Иоанн Кронштадтский очень дерзновенно говорит, обращаясь к каждому из нас: «Христос победил! Победи и ты!»

И было бы странно, если бы наша вера не дарила нам радости, ощущения глубины и полноты жизни! Просто эта радость – не от полноты кошелька! И глубина – не от мимолетных земных впечатлений! Святитель Афанасий Ковровский вдохновенно восклицает: «Какое великое утешение – вера наша! Мы в бедах не унываем и в скорбях благодушествуем!»

В чине Великого освящения воды есть такие молитвенные слова: «Ты от четырех стихий тварь сочинивый». Творец – это великий Художник! А сотворенный мир – это Его удивительная картина, поэма, симфония! И верующее сердце восторгается этой Красотой и понимает, что самая главная нота, самая прекрасная и пронзительная строка, самая изящная, тонкая и яркая краска – это человек, венец Творения! И высшее призвание человека – славить своей жизнью Творца.

Поэтому в этот удивительный, исполненный Божественных тайн день Богоявления, напоив свои сердца водой, «скачущей в жизнь Вечную», восклицаем вместе с преподобным Ефремом Сириным: «Напои меня, Господи, из источника Твоего. Хвала Тебе от моего убожества! Недостаточны уста наши изглаголать Тебя, Господи. Твоим именем, Иисусе, да славлюсь и я. Хвала правде Твоей!.. Хвала благости Твоей!.. Тебе да воспевает и да возносит славословие вся обитель наша, восклицая: “Осанна!”».

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь