Свет Христов просвещает всех

Игумен Тихон (Борисов)

В мире, который погряз во тьме неведения Бога, так нужен этот Божественный Свет! Миру, который так стремительно теряет ориентиры добра и зла, который уже порою не способен отличать истинное от ложного, вечное от сиюминутного, так необходимо Божественное тепло, согревающее озябшие, заблудшие, усталые человеческие души.

Господь наполняет мир Своей трепетной тайной: тайной любви, тайной Вечности, тайной Божественного Промысла. Но мы, к сожалению, очень часто не ощущаем аромата этой тайны, забываем высоту человеческого призвания, теряем вдохновение, «заземляемся». И только вера дарит человеку ощущение глубины и подлинности жизни.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Слава тела есть целомудренная покорность Богу, а слава ума есть истинное созерцание Бога». Сегодня Святая Церковь возводит нас на Фавор для истинного созерцания Бога! «Ныне радуется и веселится Фавор, – восклицает Иоанн Дамаскин, – гора Божественная и святая, ныне по праву ликует вершина, у которой слава и блеск не yступают ее огромной высоте, ведь она соперничает с небом по обилию благодати. На Кого на небе ангелы не могут устремить прямой взор, Того на Фаворе избранные апостолы видят сияющим славой Его Царства! О, блаженство, превосходящее надежду! О, чудо, превосходящее всякий ум!»

Сегодня вся Церковь восходит на высоту Богосозерцания, чтобы лицезреть «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Сегодня Господь хочет убелить каждого из нас, пока еще одетых в одежду «яко несть брачна», и преобразить наши сердца надеждой, любовью, верою, смыслом! Сегодня каждая человеческая душа, утрудившись от восхождения, умиляется и ликует: «Господи, добро есть нам зде быти!»

Для нас эти блистающие, как снег, одежды Спасителя, такие, как ни один белильщик на земле выбелить не может, а только белильщик Небесный. Для нас глас из облака, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Для нас пророки Моисей и Илия, говорящие об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Преображение – это изменение образа, метаморфозис. На Фаворе Христос явил Своим ученикам славу Своего Божества. В богослужебных текстах Фаворский свет называется «присносущным», то есть всегда пребывающим с Богом, присущим Господу по природе. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Святые Отцы толковали слова Псалтири «Во свете Твоем узрим свет» (Пc. 35, 10) в том смысле, что свет Бога Отца открывается через свет Сына Божия благодаря действию Святого Духа. А святитель Григорий Палама говорит, что, «преобразившись на Фаворе, Христос не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотью сияние Божественного естества; так что тот Свет является Светом Божества и не есть созданный».

Преображение – это эсхатологическая перспектива, залог, начаток, предощущение будущего блаженства, когда спасенные будут ликовать и радоваться в Горнем Иерусалиме, не имея нужды ни в солнце, ни в луне, ни в каких-либо других светильниках. Там будет светить Солнце Правды – Христос Бог наш! Святый апостол Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: «Слава Божия осветила его, и светильник его Агнец». (Откр. 21, 22)

На Фаворе произошло преображение не только Христа, но и учеников-апостолов. Апостолы удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Спасителя потому, что сами преобразились. «Они сами изменились, – замечает святитель Григорий Палама, – и таким образом, увидели изменение!»

Церковь – это мастерская преображения человеческой души. Это пространство встречи человека с Богом! И каждый день жизни верующего человека – это гигантский труд восхождения. Это кровь, пот и слезы!

Мир так и хочет оставить человека на земле. Где все понятно и перпендикулярно: тяжелые наркотики и легкие деньги, быстрорастворимая нирвана и мгновенный успех. Где все покупается и продается. Где безразличие маскируется дежурной улыбкой. Где жизнь кончается лопухом на могиле.

Греческий богослов Неллас Панайотис говорит, что «современный человек отпраздновал свое "избавление" от Бoгa. Конец света – это не атомная война. Конец света – это человечество, захлебнувшееся в своей собственной ложной свободе». Преподобный Иустин Сербский говорит, что «человек только Богочеловеком возвращается к себе».

Жизнь во Христе – это не просто внешнее нравственное улучшение человека. Цель жизни христианина – это стяжание благодати Святого Духа. Это преображение человеческой души энергией Божественной благодати. И начинается это преображение искренним и глубоким покаянием. Преподобный Паисий Святогорец плакал о своей душе: «Я не человек, а человеческое отребье. Боже! Помоги мне стать человеком!» А преподобный Нектарий Оптинский как-то размышлял, сидя в своей скитской хибарке: «Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы.... А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он ничто, тогда Бог начинает творить из него великое».

И подлинное величие человека заключается не в том, что он является наивысшим биологическим существом, а в том, что он, по словам святителя Василия Великого, «тварь, которая получила повеление стать богом». Главное достоинство человека не в том, что он способен создать сверхтехнологичную орбитальную станцию или искусственный интеллект, а в том, что он призван стать чадом Божиим, обожиться!

Достоевский как-то сказал: «Жизнь хороша, и надо так сделать, чтобы это мог подтвердить на земле всякий». Он сказал это, когда благодать коснулась его сердца. Это то же, что испытали апостолы: «Господи, добро есть нам зде быти».

Но жизнь хороша не тогда, когда человек блудит, злословит, убивает, лжет, гордится, «живет в свое пузо», по словам Достоевского, а когда он, поднимаясь на гору Преображения, учится любить, смиряться, молиться, терпеть, верить! Как сказал один мудрец, «человек, стоящий на коленях перед Богом, может увидеть дальше, чем видит весь остальной мир, даже приподнявшись на цыпочки».

«Во Свете Твоем узрим Свет». Божественный Свет Преображения должен ярко гореть не только в Праздники, дни всеобщего ликования. Он должен проникнуть во все уголки нашей простой, обычной, ежедневной жизни. Там, где боль, где скорбь, где страдания! Этот свет дает верующему человеку силу разделять трагическую судьбу мира, иметь сострадательное сердце.

А для этого, как говорит священномученик Игнатий Богоносец, людям Церкви – мирянам, епископам, монахам – нужно находиться в «созвучии любви», созвучными как струны в кифаре. «Составляйте из себя все до одного хор, – говорит он, – чтобы, согласно настроенные, в единомыслии заданным от Бoгa тоном единства вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве, чтобы всегда сопричаствовать Богу».

Преображение – это праздник Божественного Света. Пусть этот тихий, сокровенный, смиренный Свет укрепит нас в несении нашего жизненного креста! Пусть в быстроменяющемся глобальном мире, где беспощадно стираются и ломаются грани между добром и злом, между ложью и Истиной, этот Свет всегда будет маяком, компасом, ориентиром для истерзанного человеческого сердца! Мы не можем уничтожить тьму. Но, как говорит преподобный Иустин, «христиане сквозь сумерки современного мира должны пронести светлый лик Христов, возвещая о нем заблудившемуся миру».

Давайте, несмотря на мозоли, сбитые ноги, израненные души, будем неустанно подниматься на Фавор. Давайте сегодня от пылающего Божественного Света зажжем и свою маленькую сердечную свечку. И тихо, кротко, смиренно, вдохновенно и радостно воскликнем:

«Господи, добро есть нам зде быти!»

Материалы по теме
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Сурский Иоанновский женский монастырь