«Знаешь, отчего хороша пустыня?»

Игумен Тихон (Борисов)

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской.

У Достоевского есть замечательные слова: «Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется...» Это очень точно отражает суть того, что происходит с человеческой личностью, если его душа спроецирована лишь на земную плоскость. Только Небо, только Вечность, только Бог вдыхает в человеческое существование глубину жизни, остроту восприятия времени, аромат Тайны! С Богом человеку ничего сочинять не надо. Господь – дирижер его жизни. А человеку нужно стать маленькой, прекрасной, звонкой ноткой Божественной симфонии.

А если ты один и Бога нет, то жизнь свою надо выдумывать, вымучивать, сочинять. И эта самосочиненная песня жизни часто бывает очень негармоничной, уродливой, горькой, пустой и никчемной, хотя и наполнена яркими красками и внешними спецэффектами. Если «человек суете уподибися», то «дние его яко сень преходят».

У очень многих людей, у целых поколений, да и у каждого из нас, есть прошлый опыт ошибок, опыт жития по своей, а не по Божественной воле, опыт погружения в мертвящую суету псевдо-жизни. И только чудо Божественного прикосновения, чудо Христовой Любви может вырвать человека из липких и цепких объятий мира, открыть для него «космос ту урану», т. е. Небесную красоту, которая поможет ему по-настоящему изменить свою жизнь.

Житие прп. Марии Египетской и для человека, запутавшегося в тупиках жизни, и только стоящего у дверей храма, и для уже пришедшего в Церковь – это не просто иллюстрация изменения стиля жизни, пример перемены декораций... Ее жизнь для нас – это вдохновенный урок прорыва из темноты к Божественному Свету! Ее жизнь – это учебник покаяния. Такого покаяния, которое переворачивает всю твою жизнь, душу твою выворачивает наизнанку... Когда ты понимаешь, что всё то, что ты считал изумрудами, золотом и чем-то настоящим, оказывается просто мусором, иллюзией, пустой жалкой подделкой.

У кого-то из святых спросили: «Как различить явление Благодати?» Он ответил так: «Благодать там, где презрение к неукротимой буре пожеланий и страстей!» Это благодать Божия, это презрение к своей страшной скотской жизни привели ее на другой берег Иордана, на другой берег жизни. От блуда – к воздержанию! От слепоты – к видению Нетварного Света! От бессмысленности – к познанию Истины Христовой!

Эта же благодать Божия приводит современного человека на другие берега: из ночного клуба – к дверям храма, из самовлюбленности и эгоизма – к любви к ближнему, от свиных рожков – к Божественному Хлебу! Но эта благодать приходит к ищущему сердцу. К сердцу, уязвленному своей страшной удаленностью от Бога, сердцу, израненному поиском дороги к Небу. Помните, как страдала грешная Мария, что какая-то сила не позволяла ей переступить порог Храма и поклониться Животворящему Кресту? «Мерзость дел моих, – говорила она, – возбраняла мне войти в Церковь». Только чистые сердцем могут узреть Бога…

Между Богом и диаволом, между раем и адом, светом и тьмою развивается драма человеческой души. Святой не застрахован от падения. Бандиту не закрыта дверь в Царствие Небесное, если он покается. Иуда был среди учеников Христовых и стал предателем. Разбойник покаялся на кресте и получил райское обетование.

Авва Аполлон до монашества был простым грубым пастухом. Однажды в поле он увидел свою жену, которая была беременна, и по внушению диавола сказал: «Хочу видеть, как младенец лежит во чреве ее». Расторгнув ее, он увидел младенца. Совесть сразу же обрушилась на него и стала жечь и мучить. Он на кровавых коленях приполз в Скит к отцам и с рыданием рассказал о двойном убийстве. Отцы в это время пели: «Дние лет наших, в них же седмьдесят лет, аще же в силах, осъмьдесят лет, и множае их труд и болезнь».

«Мне 40 лет, – сказал он, – и я ни разу не молился, а теперь, если проживу другие 40 лет, непрестанно буду молиться Богу, да отпустит мне грех мой!» Он не занимался никаким рукоделием, но всегда молился, говоря: «Аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог, помилуй мя! Тяжко я оскорбил Тебя, Господи, но прости мне, чтобы я хоть несколько успокоился!» И он получил уверение, что Бог простил все грехи его и даже убийство жены. Но о младенце ничего не было открыто. Один из старцев сказал ему: «Бог простил тебе и убиение младенца, но Он оставляет тебя в томлении, ибо это полезно душе твоей!»

Преподобный Макарий Оптинский говорит, что рана зажила, но шрам остается на всю жизнь. Так и грехи. Когда мы покаялись – Господь всё простил. Но память о содеянном, как шрамы, может преследовать многие годы. И это томление бывает полезным для нашей души.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь дает своим ученикам заповедь отношений между собою: «Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою: а кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 42–44).

Мы каждый – крест друг для друга. Надо понести ближнего и распяться за него. «Носите немощи друг друга и тако исполните закон Христов». Чтобы у нас не было того, о чем говорит преподобный Максим Исповедник: «Много друзей во время благоденствия; во время же искушений едва найдешь и одного».

Каждый из нас знает на своем опыте, что когда в нас нет любви, когда в душе пустота, осуждение, раздраженность, эгоизм, то отношения с ближними часто приводят к разрыву, разочарованию, непониманию, тупику. Если есть любовь, если есть желание понять человека, понести его немощи, то любая встреча, даже мимолетное общение – это открытие, новизна, глубина, радость! И всё это опять-таки связано с покаянием.

Современный румынский подвижник архимандрит Захария (Захару) говорит, что «быть трезвенным, не принимая плохие помыслы, легче, если есть покаяние. Когда теплится огонек покаяния, сопровождающийся духовным плачем, то бдительность естественна; ни один вражеский помысл не приближится. Пока сердце переживает боль покаяния, мы всегда бываем мирны». Покаяние помогает нам перейти мысленный Иордан. Помогает не «самосочиняться». И, наоборот, «самомнением, – как говорит святитель Григорий Палама, – человек открывает широкую дверь, уводящую от самого себя!»

На Валааме жил рабочий-старик. Пятьдесят лет он провел в обители; потерял руку и ногу на рубке леса. Много раз ему предлагали постриг в монахи, но он никак не решался стать монахом. «Что же такое монах, что ты столько лет не решаешься на постриг?» – спрашивали его. «Монах – это человек, который от сострадания плачет и молится за весь мир. Я еще сострадать не научился, у меня сердце еще каменное, не могу стать монахом!» – отвечал тот.

Если сердце наше будет исполнено самоуверенности, самонадеянности, самомнения; если мы будем надеяться только на свои силы, считая себя знатоками духовной жизни; если мы забудем об этом сердечном взывании: «Прииди и вселися в ны», – мы не сможем войти в глубину Церкви, как не могла войти Мария в глубину храма. Мы так и останемся в притворе жизни.

Как-то однажды студентка-гречанка исповедалась прп. Иустину Сербскому и, увязая в мелочах и ненужных подробностях, пыталась просто человеческими силами найти выход из груды нависших над ней проблем. Преподобный Иустин долго слушал ее и воскликнул: «Дорогая, а где Вы оставили место Богу? Надо оставить место Богу!» Нам надо не забывать оставлять место Богу.

Однажды один мудрец спросил своего друга: «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники!»

Господь возьмет нас за руку и проведет через выжженную пустыню жизни, как провел ныне празднуемую святую. Откроет Свои Божественные родники. Самое главное – не терять покаяния, вдохновения и веры! Тогда каждая человеческая душа, как некогда преподобная Мария Египетская, услышит слова:

«Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение!»

Материалы по теме
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь