Золото прошло через огонь испытаний и не потускнело…

Игумен Тихон (Борисов)

«Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыни!» Многие из нас, без преувеличения, могут всем сердцем присоединиться к этим удивительным словам великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя…

Оптина Пустынь как многогранное духовное явление с ее старчеством, литературным наследием, мощами святых подвижников, давно стала частью мировоззрения русского народа. Есть много прекраснейших мест в нашей любимой Отчизне, куда устремляются взоры людей: Камчатка, Алтай, Байкал, Крым, наш Север, золотоглавая Москва, туманный Петербург, Урал, Кавказ… Но есть места, отмеченные особой харизмой, своим особенным вдохновенным накалом, где, как в сгустке, переплелись история и судьба, земля и небо, боль и радость. Эти сакральные уголки, может быть, не блещут какой-то особенной внешней красотой, но их внутренняя духовная красота так сильна, так глубока, что миллионы приходили и приходят, чтобы сердцем заглянуть в это духовное великолепие!

Оптина – это целая Вселенная духовного богатства. Это энциклопедия накопленного опыта от «А» до «Я». Это житница Небесного Хлеба. Это то место, куда русские люди приходили распутывать свои душевные узлы. Океаны целительных слез пролиты здесь! Сколькие здесь обретали утраченную надежду! Сколькие возрождались из пепла отчаяния, пустоты, безверия, скуки!

«Здесь хорошо весной, когда зацветут яблони и зажужжит пчела над сладким цветом; – восторгался Оптиной Евгений Поселянин, – хорошо летом, когда от политых с вечера цветов понесутся ароматы, а старые сосны величаво уснут под лунным небом; хорошо осенью, когда приветливые огни зовут в келии, к святым беседам; хорошо зимой, когда каждая хвоя красуется и играет, разубранная морозом и солнцем, а лучше всего тут было, – невыразимо светло и отрадно, – когда тут жил отец Амвросий».

Преподобный Амвросий – один из самых ярких светочей на церковном небосклоне XIX века. Почему этот простой, скромный человек из затерянного тамбовского села, несомненно, одаренный, но внешне обычный, стал таким сердцеведцем, академиком по лечению человеческих сердец, духовным реаниматологом, помогающим встать на ноги безнадежно больным, запутавшимся в страстях и пороках? В чем его тайна и загадка?

Сбылось то, о чем пророчествовал преподобный Иларион Троекуровский юноше Александру: «Иди в Оптину. Ты там нужен!» Он стал очень нужен в Оптиной! Он и сейчас очень нужен нам, христианам XXI века!

Старец Лев, передавший послушника Александра «из полы в полу» старцу Макарию, называл, всячески смиряя, юношу «химерой», то есть пустоцветом. Из этой «химеры» выросло такое преблагословенное, величественное старческое древо, под сенью которого укрывалась от духовных невзгод вся Россия: от Ф.М. Достоевского до козельской крестьянки, от последнего нищего до фабриканта Перлова. Так в чем же все-таки тайна старца Амвросия? В чем его притягательность?

«Он – как старый друг, изучивший вас вдоль и поперек, – писал Евгений Поселянин, – знающий с детства всю вашу жизнь и понимающий вас потому всякую минуту и с полуслова… Какое чудо души переживалось, когда вы станете перед этим человеком сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати!»

Его любовь не делила людей на бедных и богатых. Его тихая рассудительность поражала мудростью и глубоким знанием самых сокровенных тайников человеческой души. Его доброжелательность и участие человек запоминал на всю жизнь. Крестьянки, на опыте знавшие, что удар его трости мог принести исцеление, кричали: «Батюшка Абросим, побей меня – у меня голова болит!»

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил шамординским сестрам: «О! Великий старец! Земной поклон ему от меня!»

Его духовные прибаутки назидают нас до сих пор:

«Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна – и будешь мирна!»

«Потерпи, может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, трудолюбием и самоукорением!»

«Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем, и другим надоедает! А будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…»

Преподобный Амвросий уже не со своего легендарного диванчика в скитской хибарке, а из Небесного райского дворца напоминает нам, чтобы мы не губили свою жизнь, уподобляясь навозной мухе, которая собирает грязь, нечистоты и скверные слухи. Нам нужен мед и нектар!

Крестьянин бросает в землю семена не просто так, а чтобы вырос колос, из которого можно испечь хлеб. Спортсмен напрягает свои мышцы, чтобы добиться рекорда. Художник готовит краски и холст, чтобы с их помощью родился восхитительный пейзаж.

Мы постимся не для того, чтобы сбросить лишний вес и поправить фигуру. Приходим в храм не для того, чтобы наслаждаться красивым пением. Вся наша духовная жизнь, которую апостол Павел сравнивал с соревнованиями атлетов, – это не культурная программа! Это пот и кровь тех, кто бежит на ристалище! Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор.9:24).

Наши многочасовые службы, наши домашние молитвы, наши посты, все наши подвиги – всё это для того, чтобы в сердце родился плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). А это возможно лишь тогда, когда душа, по выражению преподобного Амвросия, «как колесо, лишь на секунду будет касаться земли, а потом снова будет воспарять вверх, к Небу!»

Для преподобного старца Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного. «Мрамор и металл – всё пойдет», – в шутку говорил он о людских душах.

Он обещал не покидать нас, помогать своими молитвами, когда душой отойдет ко Господу. Через год после его успения, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введение я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и в золотой шапочке, стоит он, сияя светом!»

Преподобный Амвросий Оптинский и сегодня молитвенно предстоит пред Престолом Всевышнего за Россию и за весь мир, воздыхает за каждого из нас.

«Золото прошло через огонь испытаний, – сказал один мыслитель о нем, – и не потускнело!»


 

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь