Потрудиться всегда пригодится!

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Труд в монастыре во славу Божию приносит душе огромную пользу. Еще преподобный Серафим Саровский говорил: «паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога... И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует».

Многие российские монастыри приглашают к себе трудников. Активно приглашает их и Свято-Введенская Толгская обитель. С двумя из трудниц, что сердцем прилепились к Толге и нынче не представляют, как можно было жить без нее, не стремиться сюда в свободное время, мне удалось побеседовать во время перерыва между их послушаниями.

 трапезник Юлия ШемякинаЮлия Шемякина родом из города Брянска. Она отчетливо помнит 28 февраля прошлого года, когда, испытывая одновременно страх и волнение, приехала в ярославский монастырь, о котором прежде ничего не слыхала, ничего не знала о его великих святынях, поскольку жила, по ее признанию, сугубо светской жизнью. Яркой, как ей казалось, интересной, однако далекой от Бога.

– Приехала я сюда затравленным, убитым, раздавленным человеком после развода и всяческих неприятностей. Мне батюшка посоветовал провести какое-то время в монастыре, чтобы полечить душу, помолиться, потрудиться, – словом, прийти в себя. Назвал несколько женских обителей. Я залезла в Интернет и увидела фотографии с красивыми видами Толгского монастыря: пруд, кедровник, храмы. Решила: еду туда! И знаете, ни разу об этом не пожалела. Толга действительно очень красивая, хлебосольная, яркая. А главное – это святыни, которые есть в монастыре: чудотворная икона Божией Матери Толгская, мощи святителя Игнатия (Брянчанинова). Здесь мне, невежественной в духовных вопросах, все постепенно открывалось, и теперь я твердо могу сказать, что мое воцерковление произошло именно в Толгской обители.

В первый свой приезд, получив послушание трапезника, Юля трудилась в монастыре четыре месяца. Потом уехала домой, но, спустя время, снова вернулась. Потому что, сказала она, почувствовала какую-то недосказанность. Хотя раны уже не надо было залечивать – они удивительно быстро затянулись, и в душе воцарились мир и спокойствие, но хотелось глубже постичь духовный мир. И она поняла, что это воля Божия. Приняла ее с радостью. А с послушанием трапезника, Юля, что называется, сроднилась. Сейчас работает с группами паломников: кто-то приезжает на один день и обедает здесь, другие останавливаются в монастырской гостинице на ночь, так что их надо накормить ужином и на следующий день после службы в храме – обедом. И не только вкусно накормить, но и создать такую атмосферу, чтобы паломники почувствовали: в монастыре им рады.

– Своим небольшим опытом мне все же хочется поделиться с другими людьми, которые задумываются: а не отправиться ли им в какой-то из российских монастырей и потрудиться во славу Божию, – продолжила моя собеседница. – В любой ситуации – не только когда тяжело, трудно, что-то случилось, но и когда все хорошо – очень здорово приехать и поработать в обители. Здесь нет каких-то непосильных послушаний. Признаться, я за всю свою жизнь не видела такую замечательную организацию труда: все четко, точно, ничего лишнего. Можно сравнить с хорошо отлаженным механизмом. С часами, идущими секунда в секунду...

Назову еще одно важное обстоятельство для многих современных людей – тут великолепные условия жизни. В номере – удобная кровать с чистейшим бельем, душ, туалет. Есть комната приема пищи с холодильником, СВЧ-печкой, чайником, стиральная машинка, сушилка, нитки-иголки, медицинская аптечка со всем необходимым. То есть что бы ни случилось, ты совершенно защищен. Даже тапочки, полотенце, мыло, шампунь – тебе и это выдадут. Человек может приехать налегке и быть обеспечен всем необходимым. А главное – здесь жизнь настоящая! Ты слышишь от матушки-игумении Варвары, от благочинной монахини Николаи и других сестер искренние слова, обращенные к тебе, и для тебя они настоящий кислород. Наверное, это многие чувствуют, потому и стремятся в свой выходной или во время отпуска приехать сюда. Приезжает, например, известный успешный московский юрист, и какое ему удовольствие зимой расчистить дорожки от снега! Приезжают в обитель люди с материальным достатком и малоимущие – всем находится место, работа.

Еще мы говорили с Юлей Шемякиной о духовной пище, от которой зависит духовное состояние христианина. Трудничество в монастыре дарит огромную возможность каждый день ходить на службы, а в минуты отдыха читать душеполезную литературу. Кстати, о литературе. Она есть буквально в каждом номере монастырской гостиницы. На русском и церковнославянском. Юля достала мобильный телефон и стала показывать сфотографированные ею обложки книг, которые она здесь прочитала; она почувствовала, как они просветили душу и благодаря им вера для нее стала живой... Это «Беседы на Евангелие от Марка» святителя Василия Кинешемского, «Божьи люди» митрополита Вениамина (Федченкова), «Птицы небесные» Валерия Лялина, роман сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Запись души», а также все произведения из «Зеленой серии надежды», выпущенные Издательством московского Сретенского монастыря.

игумения Варвара (Третьяк)Юля помнит рассказ настоятельницы обители игумении Варвары (Третьяк), что, когда возникает в уме какой-то духовной вопрос, матушка открывает книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) и сразу видит ответ. Так вот вскоре на собственном примере трудница из Брянска убедилась, что Господь настолько внимателен к исканиям людей, что не медлит с ответом: посылает его через людей или через книги. У нее, например, только-только забрезжит какой-то вопрос, как кто-то из сестер приносит именно ту книгу, читая которую Юля находит ответ. Каждый раз это вызывает радость, окрыляет. А об одном маленьком чуде, с ней произошедшем, она рассказывала, словно сама себе удивляясь. Ну никак она не собиралась читать что-либо на церковнославянском языке! Сразу решила: это не для меня, мне это не дано! Что было дальше? Ей дали послушание читать Псалтирь, благословив взять с собой на череду русский текст. И через две череды она забыла принести его с собой, так что волей-неволей пришлось читать на церковнославянском. Но теперь Юлия Шемякина даже не представляет, что могла из-за своей косности, что ли, лишиться этой красоты и глубины, присущей возвышенному над мирской суетой языку богослужения и богообщения.

С другой «бывалой» трудницей, приезжающей на Толгу из Вологодской области то на полгода, то на все лето, мы встретились на месте ее основного послушания – в монастырской сторожке. Само послушание именуется так: привратник. Любовь Романовна Савина, или просто Люба, как называют ее с большой теплотой сестры, убеждена, что ее сюда привели Матерь Божия и святитель Игнатий (Брянчанинов), уроженец Вологодской губернии, то есть, по сути, земляк. Пенсионерка Любовь Романовна любит святые места, и какое-то короткое время была на послушании в Шамордине, в Воскресенском Горицком монастыре на Вологодчине. Ездила как паломница и в Почаев на целый месяц, затем неделю пробыла в Киево-Печерской лавре. Везде было замечательно, благодатно, но Толгская обитель стала для нее поистине родной, потому что возраст – скоро семьдесят лет исполнится! – ближе к преклонному, а здесь и послушание дается по силам, и (Любовь Романовна повторила слова Юлии) условия для жизни замечательные. Днем она в сторожке дежурит, открывая ворота машинам с продуктами, монастырским машинам, приезжающему на праздники Владыке. На ночь заступает дежурить кто-то из насельниц обители. Раньше привратники вручную открывали ворота, теперь – Любовь Романовна с удовольствием показала – нажимает она на кнопочку, и ворота открываются.

Савина Любовь Романовна– Что бы я дома делала? – улыбается моя собеседница. – Сидела бы у телевизора как приклеенная... А здесь и тружусь, и молюсь – в келии и храме. Много в духовной литературе пишут о силе материнской молитвы. Может, молитвенница я слабая, но Господь мне такое утешение на старости лет послал! Мой сын, получивший высшее техническое образование, вообще был далек от веры, Церковь не признавал, а теперь он исповедуется и причащается! Недавно окончил Вологодское православное духовное училище – регентское отделение. И все это – по молитвам к Матери Божией и святителю Игнатию (Брянчанинову), призвавших меня сюда. Сама молюсь, и когда сессия у сына начиналась, сестер просила за него помолиться. Сестры здесь внимательные, отзывчивые – что пожилые, что молодые, – словом, настоящая монастырская семья, которую сумела создать и сплотить матушка-игумения Варвара. Молодежь ее иногда между собой называет мамой, да так оно и есть. Настоящая мать для нас всех!

Тему трудничества мы продолжили с монахиней Смарагдой (Зыковой), которая пришла в монастырь давно, в начале 90-х годов прошлого века, и обитель на ее глазах и с ее участием поднималась из руин.

– Матушка Варвара часто нам говорит: «Помните, что Ангел-хранитель записывает каждый ваш шаг!» То же самое можно сказать и труднику, – заметила мать Смарагда. – Человек приехал потрудиться в святое место, и это сокровище, что он приобрел здесь, сразу идет на Небо. Когда же будет проходить мытарства, Ангел-хранитель напомнит: «А вот он (или она) был тогда-то и тогда-то в монастыре, трудился во славу Божию!» Матерь Божия по молитвам к Ней и мирские дела устраивает. Был такой случай: одна девушка-москвичка долго не могла выйти замуж (она сама мне об этом рассказывала) и вот приехала в монастырь поработать, хоть какую-то лепточку внести. Весь отпуск здесь пробыла, затем вернулась в Москву, где в конце недели встретила парня, за которого вышла замуж. И уже на следующий год она приехала сюда с ним и ребенком, чтобы поблагодарить Матерь Божию за такую милость. Подобных случаев – множество. А главное – люди тут преображаются. Они чувствуют благодать святого места. Знаете, несколько лет подряд к нам приезжала группа подростков из одной Воскресной школы в Иванове, и так им у нас нравилось, что даже уезжать не хотели!

Что делают трудники, паломники? Какие у них бывают послушания? В пору сенокоса помогают ворошить сено. Трудятся на огороде. Собирают травы для знаменитого «Толгского чая», закладывают их в пакетики, в баночки. Сухарики сушат, воду разливают по бутылкам. Ближе к концу лета делают заготовки на зиму: чистят кабачки, лук, чеснок. Осенью картофель или свеклу перебирают. Работы всем хватит, и работа, как уже было сказано, по силам.

Обитель– Сколько людей рассказывало, что едут они отсюда домой с чувством благословения Матери Божией! – продолжила монахиня Смарагда и улыбнулась. – У нас даже местные бабушки из ближайших сел целыми отрядами собираются и приходят помогать: например, делают закрутки на зиму.

Остается добавить, что сведения о проживании в обители для трудников, паломников (и контакты) можно найти на официальном сайте Свято-Введенского Толгского монастыря. Также на сайте есть подробное описание, как добраться в монастырь, расположенный недалеко от Ярославля, есть и расписание богослужений в монастырских храмах.

 

Автор: Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф: Владимир ХОДАКОВ


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Введенский Толгский женский монастырь
Ярославль, посёлок Толга, 4А
Введенский Толгский женский монастырь
Ярославль, посёлок Толга, 4А

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия