Каждый день как последний

Новоспасский монастырь

Осенний вечер. Темнеет рано. Монастырь пустеет. Только запоздалые богомольцы, похожие на тени, медленно двигаются по направлению к выходу. Лишь в нескольких окошках монастырских построек еще горит свет. Среди темного вечера, они, словно маяки, на которые держат курс сбившиеся с пути. Кажется, когда терять уже нечего, пропито все, тогда идут на свет этих окошек в Новоспасском.

Занятия – каждый вторник

Сегодня вторник. Первый этаж Покровского храма. Крылечко. Мягкий свет струится из окон с кокошниками. Занятия ведет Михаил Федорович Морозов. Он известен многим: своей деятельностью, устройством собственной жизни, созданием особого мира – «территории трезвости» – в деревне со сказочным названием Дураково. Первое впечатление от встречи с ним: русский мужик, всё видел, всё знает, и никто ему не указ. Деревню держит в ежовых рукавицах.

monasterium.ru 2Занятия, или, точнее, беседы, идут неспешно, о наболевшем говорят без суеты. В роли оратора сам Морозов, его слушатели – алкоголики, наркоманы, социально зависимые и их родственники. Здесь своя терминология. И ее мало кто стесняется. Вещи называют своими именами. Про алкоголиков здесь не говорят «бывшие». Сам Морозов «в теме» без малого двадцать лет и уверен, что бывших алкоголиков не бывает. За плечами собственный опыт преодоления зависимости, – Михаил Федорович его не скрывает. Себя называет трезвым алкоголиком.

– Вы поймите, что алкоголизм неизлечим. Болезнь либо прогрессирует, либо переходит в стадию ремиссии. Посеял привычку – пожал натуру. И дальше всё зависит от самого человека, проявит ли он мужество в сохранении трезвости, – говорит Морозов.

В пространстве хлебодарной палаты тихо, здесь ведет свой прием не врач, не психолог, не пастырь, а человек, который прошел нелегкий путь обретения трезвости, оступаясь, падая, теряя и вновь обретая. Человек создал свою жизнь, чтобы теперь сказать тем, кто пришел за помощью:

monasterium.ru 1– Как же здорово живется! Существует только сегодня. И жить надо так, чтобы помнить: каждый день может стать последним. Но сегодня я встал с утра и радуюсь наступившему дню. Я стараюсь по-Божески прожить каждый день, чтобы потом не переделывать. А какая жизнь у алкоголика? Он ждет только возможности выпить. И все время страх: за сегодняшний день, за завтрашний. И все время: как бы чего не вышло! А уже всё случилось… Происходит бегство от любой проблемы, от дела, от любой ответственности…

Эти занятия для Морозова некая константа. Очень трудно заниматься – без необходимости, без «палки», с такой завидной регулярностью: каждую неделю он – в монастыре со своими алкоголиками или с их родственниками, которые хватаются за любую возможность помочь своим близким. Когда уже многое испробовано, как к последней надежде – к Морозову. И каждый раз рассуждения: почему муж, сын, брат работает до первой зарплаты, а потом – всё по-новой.

monasterium.ru 3– Он хороший, замечательный парень, – говорит одна из женщин, участница морозовских слушаний, о своем племяннике. – Живет в Туле, молодой, красивый, но пьет. Больше месяца ни на одной работе не задерживается…

– Привозите его сюда сначала, а потом ко мне в Дураково, – предлагает Морозов после рассуждений об уходе от ответственности, создании иллюзорного мира, о ложном пути обретения свободы, о вере, о поисках себя, о Боге.

Тур в Дураково, или как подойти к Вечности

– Дураково – это мой дом. Я приглашаю к себе всех, кто хочет обрести нормальный образ жизни.

monasterium.ru 10Итак, Дураково. Доехать туда непросто. Две беды у России – дороги, а про вторую знаете. Но само название населенного пункта, где обустроился более двадцати лет назад Морозов, это опровергает. Так явно заявлять об умственной принадлежности – не всякий сможет. По преданию, деревенька эта когда-то, в стародавние времена, была проиграна одним помещиком в карты – в «дурака». Теперь от былого мало что осталось: добротные дома, укатанный асфальт, высокая башня-замок, являющаяся еще и колокольней. Словно не российская действительность, а картинка немецкого журнала вдруг ожила и как-то по-сказочному развиртуализировалась на русских просторах. Сам Морозов перебрался в Дураково из Москвы в зрелом возрасте и стал создавать здесь собственную картину жизни, строить свой дом, деревню, мир, в который теперь и приглашает всех желающих. Делал так, как считал нужным, необходимым.

monasterium.ru 5Сегодня через морозовский дом в год проходит около ста человек. Кто-то остается на годы, кто-то на месяцы, кто-то на день. У всех есть право на поступок, на ошибку, на возвращение. Есть и такие обитатели Дураково, которые после 44 лет отсидки обрели в Дураково жизнь и последнее пристанище. У каждого обитателя деревни, в последнее время известной больше как ТИЛь, своя судьба, история, свой срок иглы или бутылки. Здесь можно изучать географию и биографию человеческой жизни, ее падения, попытки преодоления зависимости и – победы…

monasterium.ru 4Двадцать лет существует морозовский дом, который его основатель переименовал в обитель ТИЛь, что является аббревиатурой: Терпение, Искренность, Любовь. Телевизор, радио и мобильные телефоны здесь – вне закона. Есть и своя таможня, как раньше в Валаамской обители, куда невозможно было прибыть со спиртным или табаком. Всё подчинено порядку, строгому расписанию и делу.

– Уповать только на милость Божию не получится, – прагматично рассуждает Морозов. – Надо все время дело делать. Это отвлекает от всевозможных ненужных мыслей. У меня так: первый день – золото, второй – серебро, а третий медь – пора и честь иметь. Надо делать дело, надо работать. Я иногда думаю, зачем я держу лошадей? Это не совсем рентабельно. Но как вспомню тех людей, кто о них заботится, ухаживает, – какой это труд, превращенный в любовь к этим творениям Божиим, то понимаю зачем. Так что лошади у меня ради тех людей, которые ими занимаются. Какой это колоссальный труд!

monasterium.ru 6– А как Вам удается заставить взрослых мужчин жить согласно расписанию?

– Они уже пожили свое так, как хотели, – отрезает Морозов.

В Дураково создано целое фермерское хозяйство. Живут на земле, которую и обрабатывают. На столе – натуральные продукты. За основу методики выздоровления принята программа «12 шагов», адаптированная для православных людей.

– За годы существования обители через ее стены прошло более тысячи людей, но далеко не всех удалось вылечить, – откровенно признается Михаил Федорович. – Алкоголь – это ложный путь обретения свободы. Свободы от кого? От себя. Свободы от греха. Но Евангелие и не говорит, что все должны спастись. Каждый вправе сам решать.

monasterium.ru 7До Дуракова доехать сложно. Дорог практически нет. Но допиться до Дуракова в России способен едва ли не каждый. Эта беда пострашнее, чем отсутствие дорог и наличие не совсем умных людей. К дуракам мы практически привыкли и мало удивляемся. Алкоголизм – национальная беда, и понимают это немногие. Но в Новоспасский монастырь люди идут в ожидании конкретной помощи в неизлечимой, по убеждению Морозова, болезни, где страдает и тело, и душа, и ум. Поэтому вот уже двадцать лет каждую неделю и едет на свои занятия в Новоспасский монастырь Михаил Федорович Морозов встречаться, объяснять, приглашать на монастырское подворье, в деревню Дураково тех, кто хотел бы изменить свою жизнь и обрести трезвость.

monasterium.ru 8– Все мы умрем. Ведь этого никто не избежит, – продолжает свою лекцию Морозов, – но надо думать, как подойти к Вечности. А жизнь – это дорога, которая должна вести к Богу. И если ты будешь пьян, или в наркотическом угаре, сколько всего ты пропустишь: пейзажей, встреч, любви… Так что время пока работает на нас. И каждый день должен быть как последний.

 

 


 

P.S.: В ближайшее время здесь, при Новоспасском монастыре, Михаил Федорович планирует создать еще и общественную организацию, которая будет работать с молодежью, заниматься профилактикой алко- и наркозависимостей.

Юлия Стихарева


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Петропавловский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь