Благоверный князь Александр – воин и монах

6 декабря 2021 года Русская Православная Церковь завершает празднование 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

В этот день в 1263 году честные останки князя были погребены во Владимирском Рождество-Богородичном монастыре. Сразу после погребения Александр Невский (в схиме Алексий) стал почитаться народом как святой. В середине XVI века появились первые иконописные изображения князя. На них его можно было видеть в монашеском облачении.

Официальная канонизация состоялась гораздо позже, лишь в 1547 году. А еще спустя почти две сотни, лет Петр I своим Указом запретил изображать благоверного князя монахом. Подобные нормативные акты Российского императора, несомненно, требуют осмысления современным поколением историков. Напомним читателям наиболее важные вехи биографии Александра Невского.

Святой сын Земли Русской

Князь новгородский Александр Ярославович прожил совсем короткую по нынешним меркам жизнь, но это были годы служения народу, великих подвигов и истиной веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Уже с детства Бог отметил ребенка особыми дарами. Как повествует житие святого благоверного Александра Невского, князь не любил детские забавы, много времени проводил в молитве и чтении священных книг. Кроме этого, он тренировался во владении мечом, копьем, развивал силу и ловкость. Полученные знания и навыки очень быстро пригодились ему. В возрасте шестнадцати лет юноша призывается на княжение в Великий Новгород. А в девятнадцать лет 15 июля 1240 года Александр Ярославович одерживает победу в битве над шведами. Именно в этом сражении за проявленное мужество он получил прозвище «Невский», с почетом закрепившееся за ним на все века. Через два года 5 апреля 1242 года русская дружина во главе с князем разгромила немцев в знаменитом Ледовом побоище. Эти две битвы – стали наиболее яркими событиями периода княжения благоверного Александра. По мнению историков, князь был непобедимым воином. За свою недолгую жизнь он возглавил не менее двенадцати сражений и во всех одержал победу. Выстраивая дипломатические отношения с Ордой ради ее веротерпимости, он одерживал победу за победой над латинянами, давая возможность своему народу окрепнуть в единстве и утвердиться в Православии. Именно это обстоятельство через несколько столетий позволило Руси обрести духовную свободу и небывалое величие. Российское государство вобрало в себя почти все наследие Чингизхана до берегов Тихого океана, но главное – помогло нашему народу сохранить истинную веру.

В конце своего недолгого земного пути князь Александр принял схиму с именем Алексий. 14 ноября (27 ноября по новому стилю) 1263 года он отошел ко Господу, Которому служил всей своей жизнью. Святые мощи князя были погребены во Владимире.

Замысел Петра

Попробуем теперь разобраться, что же подвигло Петра I выбрать новое место для поклонения святым мощам благоверного князя и почему он запретил изображать Невского монахом.

Проводя реформаторскую деятельность, царь фактически планирует построить новое государство. Но нельзя забывать, что Петр I не был атеистом, и хотел видеть храмы и монастыри в своей стране.


Еще в 1704 году царь решает воздвигнуть обитель, посвященную Святой Троице на берегу Черной речки. Северная война заставила отложить строительство, и лишь в 1710 году Петр I вернулся к этому вопросу. Монастырь был основал в честь Живоначальной Троицы и святого Александра Невского.

Почему же царь выделил Александра Невского из всех правителей? Несомненно, политическая подоплека имела здесь немаловажное значение. Оправдывая свое желание пробиться к Балтийском морю, император обращал внимание на исторические границы государства времен князя Александра. В дальнейшем Петра I, одержавшего победу над Ингерманландией, Ливонией, Эстонией, Карелией, народ будет чествовать как продолжается дел святого благоверного князя Александра, разгромившего шведов на Неве. В своих «Сочинениях» Феофан Прокопович (епископ Псковский, 1718 г.) сравнивая эти две исторические фигуры, отмечает : «при Неве... благословенным же оружием умертвив, смертоноснаго супостата, отродил Россию и сия ея члены, Ингрию, глаголю и Карелию, уже тогда отсещися имевшия, удержал и утвердил в теле отечества своего и, прозван быв Александр Невский свидетельствует и доселе, яко Нева есть российская».

Безусловно Петр I не мог не сравнивать себя с благоверным князем Александром. Несмотря на то, что царь со своим характером был далек от благочестивого образа, он тем не менее оставался верующим человеком и горячо любил Россию. О религиозности императора протоиерей Георгий Флоровский писал: «В своем мировоззрении Петр был вполне человеком реформированного мира, хотя и в быту сохранял неожиданно много привычек и прихотей московской старины». [1]

Итак, для Петра I было необходим объединить себя с Александром Невским в сознании потомков. В 1724 году мощи святого благоверного князя Александра переносят в Санкт-Петербург. Однако, отождествляя себя со святым князем, Петр все же не мог допустить, чтобы его предшественником был монах. Причин тому несколько. Детские воспоминания Петра описал Ю. Самарин: «Страшные сцены встретили Петра у колыбели и тревожили всю его жизнь. Он видел окровавленные бердыши стрельцов, называвших себя защитниками Православия, и привык смешивать набожность с фанатизмом и изуверством. В толпе бунтовщиков на Красной площади являлись ему черные рясы, доходили до него странные, зажигательные проповеди, и он исполнялся неприязненного чувства к монашеству». [2]


Кроме того, Петр считал, что все должны приносить пользу в государстве и служить ему, а монахи, по его убеждению, этого не делали. «…Сия гангрена и у нас зело было распространяться начала… Понеже нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов, немало же и зла происходит, понеже большая часть тунеядцы суть, и понеже корень всему злу праздность, то сколько забобонов, расколов, но и возмутителей произошло, всем ведомо есть… Прилежат же ли разумению Божественного Писания и учения? Всячески нет. А что, говорят, молятся, то и все молятся».[3]


А главное, полагал император, потомки должны были видеть в благоверном князе бесстрашного воина, победителя, защитника России. Эти причины привели к тому, что Святейший Синод принимает Указ от 15 июня 1724 г., который запрещает изображать Александра Невского монахом: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». С раки был снят образ, где князь был изображен в монашеской облачении и на его место поставлен новый, написанный художником И. Одольским.

Чего было больше в замысле Петра I: желания вернуть благоверного князя Александра к местам, где он одерживал победы, или прославить себя, продолжившего дело князя, в глазах потомков? Теперь уже сказать сложно, да, наверное, это и не так важно. Для нас одинаково важно как то, что государственный деятель, воин, дипломат, святой благоверный Александр Невский занимает достойное место в исторической памяти людей, так и то, что князь окончил свою жизнь в ангельском чине. Русская Православная Церковь молится великому заступнику за Россию и чтит память первого российского императора – Петра Великого, увековечившего память святого благоверного князя Александра Невского.

***

Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре,/ яви́ бо тя Христо́с я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве Росси́йстей Богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

_________________________________________________________________________________

[1] Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М., 2009, с. 117.
[2] Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880.
[3] Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. СПб., 1830. т. 6: 1720–1722: [№№ 3480–4136]. № 4022.

Материал подготовила Елена Якушева

Материалы по теме

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Макарьева пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь