Любящий Бога любит и ближнего 

Преподобная Зосима Эннатская

Призвание к монашескому пути – особое призвание. Человек, принявший его как волю Божию о себе, по великой любви ко Христу преодолевает все встречающиеся на пути препятствия и искушения и однажды исполняет стремление своего сердца. Если в основу жизни изначально положено исполнение Заповедей Божиих, то при таком стремлении иночество начинается задолго до того как человек придет в обитель, и при обстоятельствах, далеких от монашеского жития.

Евдокия Яковлевна Суханова родилась 1 марта (по старому стилю) 1820 года в крестьянской семье. Девочка с ранних лет любила уединенную молитву и богослужение. В юном возрасте она уже задумывалась о смысле жизни, и в ее душе росло желание посвятить себя Богу.

Ее родители были глубоко верующими людьми, но о судьбе дочери рассуждали иначе, и по принуждению отца она должна была выйти замуж. В браке родился сын. Муж Евдокии, как говорит предание, погиб на   русско-турецкой войне, а впоследствии по какой-то нелепой случайности она потеряла и единственного, уже взрослого и женатого, сына (известно, что его вдова в дальнейшем стала келейницей преподобной Зосимы и не покинула ее до самой смерти).

Видя в этом волю Божию о себе, подвижница вскоре после кончины близких поступила в Покрово-Эннатский монастырь, расположенный на территории Стерлитамакского кантона в Уфимской епархии. Спустя годы Господь приведет ее стать последней игуменией этой обители.


Не сохранилось точных сведений о том, когда   Евдокия приняла постриг в мантию с именем Евникия. Ее духовная жизнь была закрыта от внешнего взора. В Житие преподобной вошли рассказы о нескольких ее пеших путешествиях в Иерусалим, об ископанном во время подвижнических трудов источнике неподалеку от монастыря. Вблизи этого источника затем был устроен скит с часовней в честь Пресвятой Троицы и с пчельником.

Вероятно, в 1919 году мать Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. Ее постриг совершил епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский; владыка был поставлен на Уфимскую кафедру 22 декабря 1913 года и пребывал на ней до ареста в начале 1920 года). С принятием схимы и до своей блаженной кончины преподобная Зосима спала в кипарисовом гробу, привезенном ею из своего последнего паломничества на Святую Землю в 1912 году. В этом гробу, в 1923 году, по воспоминаниям современников, ее и вывезли из обители, когда закрывали монастырь.

После закрытия монастыря мать Зосима вначале поселилась в селе Ново-Архангеловка, в маленьком домике, построенном во дворе у одного благочестивого семейства. Однако из-за преследования властей она была вынуждена затем неоднократно переезжать с места на место.

К старице приходили за духовным советом множество людей. И ни одного из них она не оставляла без помощи и молитвы. Свидетельствуя   жизнью свою веру во Христа, преподобная подвигами, молитвами, исповедничеством всевала, сохраняла и укрепляла веру в душах тех, с кем общалась, кому передавала в беседах духовный опыт и традиции монашеского жития. Почитаемый старец наших дней, схиархимандрит Серафим (Томин; 1923–2013), создатель и духовник Свято-Андреевского мужского монастыря села Андреевка Саракташского района Оренбургской области, в 1970-х годах насельник Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, оставил своим духовным чадам удивительный рассказ о том, как мать Зосима исцелила его в младенчестве, а затем предсказала и монашество, и пребывание на Святой Горе… Каждому из прибегающих к ее помощи и наставлению матушка являла плод любви Божией, который, по слову святителя Тихона Задонского, есть «любовь к ближнему. Ибо если кого мы любим, то любим и того, кого любимый нами любит. Бог же, без сомнения, человека любит: итак, любящий Бога, любит и ближнего. От любви ближнего и Божия любовь познается, по словам святого апостола Иоанна Богослова: Кто говорит: Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4:20)».

Скончалась схимонахиня Зосима в ночь на 1 марта 1935 года, в свой 115-й день рождения, в селе Сенцовка Шарлыкского района Оренбургской области. Ее похоронили на сельском кладбище. По доносу, что с ней были зарыты золото и драгоценности, могила была после похорон вскрыта по приказу властей; в ней, конечно, ничего не нашли.

Мощи преподобной старицы были обретены 14 декабря 2003 года и перевезены в Казанско-Богородский храм города Мелеуза Уфимской епархии, затем в Иоанно-Предтеченский храм города Кумертау.


Многие верующие потрудились для прославления преподобной Зосимы, большой вклад в это благое дело внес отец Серафим (Томин), тщательно собирались материалы для канонизации и написания Жития. 11 июня 2006 года, в праздник Святой Троицы, в Марфо-Мариинском женском монастыре села Ира Кумертауского района Уфимской епархии архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон совершил чин прославления преподобной Зосимы Эннатской в лике местночтимых святых.


Сейчас святые мощи преподобной находятся в Покрово-Эннатском мужском монастыре Салаватской епархии [1], откуда и начинался ее иноческий путь.

--------------------------------

 

[1] Православный монастырь в селе Новомихайловка Федоровского района Республики Башкортостан, основан в конце XIХ века. Эннатским назван в память ктиторов – местных помещиков Эннатских. Обитель действовала до начала 1920-х годов как женская. В 2000 году была возрождена в качестве мужской.

Материал подготовила Анна Фейгина

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Алексия (Бажина). Свято-Никольский Венев монастырь
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)
Рецензия на книгу игумении Филареты (Калачёвой) «Путь, истина и жизнь»
Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве
Игумения Алексия (Бажина). Свято-Никольский Венев монастырь
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)
Рецензия на книгу игумении Филареты (Калачёвой) «Путь, истина и жизнь»
Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве