О большом мире маленького подворья

Иеромонах Сергий (Филиппов)

На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым).

Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты.

Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

– Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта. Познакомившись с его жизнеописанием, я проникся к нему симпатией. И одновременно столкнулся с тем, что люди совершенно не знают жития и подвигов этого великого святого. Даже имя Венедикт многих пугает: считают, что он «не наш». Но когда-то на Руси, до татаро-монгольского нашествия, это имя было очень почитаемо. Известно о храмах, посвященных преподобному, его изображали на фресках… А потом это почитание сошло на нет. Теперь мы стараемся познакомить людей с жизнью святого, и вообще со святыми так называемой «неразделенной Церкви». Собираемся строить храм в честь преподобного Венедикта Нурсийского и духовно-просветительский комплекс его имени. Некоторые идеи уже осуществились: не так давно издали книгу. Она прекрасно иллюстрирована, содержит много фактов, исторических материалов. Проект получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К сожалению, нынешняя ситуация, как внешняя, так и внутренняя, не способствует скорому воплощению в жизнь этого замысла во всей полноте.


В этом году на подворье, как и везде, пандемия вносит свои коррективы.

–Мы меньше принимаем трудников. Практически был период, когда совсем не принимали. Сейчас берем, но у нас введен строгий отбор – чтобы приходили трудиться, а не время проводить. Хозяйство немалое: шесть гектаров земли, три храма (один, в честь святителя Иоанна, патриарха Александрийского, находится на противоположной стороне Рузского водохранилища, в деревне Щербинка), более ста ульев… На подворье же всего трое насельников, включая настоятеля.

– Что нужно, чтобы попасть к Вам в качестве трудника?

– Во-первых, со мной надо связаться заранее, я провожу собеседование, смотрю все данные: нет ли проблем с законом, вредных привычек, зависимости – алкоголь, наркомания. Мы таких не принимаем. У Новоспасского монастыря есть подворье в Дураково Калужской области, где люди с подобными проблемами проходят курс реабилитации, получают поддержку. Мы этого делать не можем, так как нас очень мало. Руки, способные к работе, все равно нужны, но подходим выборочно; за шесть лет, сколько я настоятельствую на этом подворье, через нас прошло около трехсот человек. В первые годы я принимал людей более активно, но возникали проблемы, кто-то начинал пить, и приходилось расставаться. Потом я понял, что лучше меньше, но качественнее. Слава Богу, приезжают волонтеры, мы организовываем субботники. Посещают нас прихожане, друзья, молодежь; помогают приводить в порядок территорию, осуществлять разные работы.

В самом начале мы упомянули про новшества. Они есть всегда, когда бы ни приехал в Сумароково. На этот раз нам показали апидомик, где живут пчелы и могут отдыхать и исцеляться люди. Устроили этот чудо-домик около полугода назад. Пока здесь в основном «проходят реабилитацию» малочисленные насельники подворья, но был уже опыт и у прихожан. Мы тоже не поленились и заглянули в это маленькое пространство, где предлагается вздремнуть на простых кроватях, под которыми жужжит пчелиное семейство.

– Когда здесь лежишь, создается вибрация, шум некий, аромат разносится… Все это действует расслабляюще. Я сюда прихожу и засыпаю «на раз-два». Мой знакомый, который мне сообщил об этих апидомиках, оставил свой особняк, провел в домике около года – и забыл про хронические болезни.

Если так пойдет дело, на подворье, возможно, будут исцеляться от последствий коронавирусной инфекции. Задаем отцу Сергию уже традиционный вопрос – об уроках первой волны пандемии.

– … Время задуматься о том, куда мы идем, для чего то или иное дело совершали. Переосмыслить, может быть, какие-то моменты своей жизни. Это с одной стороны. А с другой – пандемия продемонстрировала, насколько мы зависимы от окружающего мира, от некоего ритма, к которому привыкли, от той суеты, которую сами себе создали. Вынужденная изоляция показала, как ценны простые вещи, которых мы в повседневности практически не замечаем: возможность близко общаться, видеть родных, друзей, коллег.

Виртуальное пространство пытается подменить собой очень многое. Но, притом что от реальности все-таки уходить нельзя, на подворье, когда выдалась эта стоп-пауза, сложа руки не сидели, занялись все теми же пресловутыми социальными сетями… И освоили Инстаграм. Теперь у монастырского подворья есть свои соцстраницы. Контент довольно интересный, на разный возраст и вкус. Тем более, нынче много не поездишь, а тут можно увидеть маленький фрагмент монашеской жизни и что-то понять в ней…


– Инстаграм. Активно я стал заниматься им недавно. Прослушал несколько аудиокниг, посвященных этой соцсети и ее развитию. Многое для себя понял, что раньше не понимал в оформлении, задачах. Цель определил – все то же миссионерство. Во-первых, показать жизнь подворья: монахов, священников в сельской местности, а через это показать красоту простых вещей, стремление к лучшему, светлому. Аудитория здесь на несколько порядков больше нашего прихода. И дальше, может быть, будет расширяться. К Интернету нужно относиться как к инструменту, который нам помогает. Как раньше церковные люди опасались телевизоров, компьютеров! Но они же оказались хорошим миссионерским подспорьем. А помните историю из книги владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: епископ Василий (Родзянко), направляясь в российскую глубинку, стал свидетелем гибели незнакомого человека, который, как оказалось, считал его своим духовным отцом, потому что долгое время слушал его пастырские беседы по радио. А в XXI веке уже Интернет помогает нам нести слово Божие в мир.

Но, конечно, виртуальность никогда не заменит полностью простого человеческого общения. У отца Сергия всегда масса интересных советов, добрых поучений, умных и нетривиальных высказываний, которые могут помочь прожить пусть даже один день. А его кулинарные рецепты!..

…Жизнь подворья размеренна. Большую часть года здесь тихо, спокойно. Но ежегодно в сентябре все менялось: подворье гостеприимно открывало двери во время проведения традиционного фестиваля монастырских хозяйств и ремесленной деятельности – и наполнялось людьми, собирая друзей, прихожан, представителей администраций, местных фермеров, соседей, дачников… В этом году, в связи с понятными ограничениями, фестиваль не состоялся. Но жизнь идет своим чередом. Главное – молитва и труд. По-прежнему много замыслов, планов.


– Все же, чем отличаются друг от друга маленькое подворье и большой монастырь?

– Наверное, тут экология хорошая, в то время как Новоспасский монастырь в самом центре города находится. А в смысле устава, режима различий нет. Все точно так же, как в монастыре: братский молебен, Божественная литургия, послушания, трапезы, вечернее богослужение, вечернее правило… Главное отличие – свежий воздух, тишина. В центре города жить тяжело еще и потому, что вас постоянно сопровождают неестественные звуки: шум машин, гул, грохот. А здесь мы идем, и – кузнечики стрекочут, птицы поют…

– А шум триммера?

– Триммеры – только когда мы себе работу создаем…

В Сумарокове всегда всем рады. Если будет возможность и желание, обязательно поезжайте. У многих, побывавших там впервые, возникает желание возвращаться вновь и вновь. Так что маленькое подворье может стать и большим миром, собирающим друзей и преображающим всё, с чем соприкасается, по законам добра и красоты.

Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Пензенский Троицкий женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка