«Учимся возлюбить Господа»

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь Брянской епархии

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь Брянской епархии был открыт 7 марта 2000 года по ходатайству архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека (Лебедева) определением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте приходского храма в честь Воздвижения Креста Господня, по имени которого и получил свое название. Монастырь расположен на окраине древнего города Севска, на левом берегу реки Марица.

8 декабря Кресто-Воздвиженский монастырь празднует память одного из своих покровителей – свщмч. Варлаама Попова – новомученика, самоотверженно служившего в Кресто-Воздвиженском храме с 1924 по 1937 годы, в самые тяжелые годы гонений богоборцев на Церковь и ее чад. Ежеминутно рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи (у него были жена и пятеро детей), отец Варлаам служил Господу и людям. Отец Варлаам безбоязненно принимал возвращавшихся из тюрем и ссылок священников, монахов, а также тех, чьи храмы и монастыри были закрыты. В частности, в эти годы с протоиреем Варлаамом служил в Кресто-Воздвиженском храме иеродиакон Феоген из Глинской пустыни, ставший в ней после ее возрождения архимандритом и настоятелем. Являя собой пример жертвенной любви, отец Варлаам усердно молился за Россию, за народ, за церковнослужителей, мучимых в ссылках и тюрьмах, безусловно, зная о грозящей опасности. Дважды батюшку арестовывали и судили. В августе 1937 года протоиерей Варлаам был арестован и по приговору «тройки», 8 декабря расстрелян в г. Брянске. Мученической кончиной засвидетельствовал он свою веру во Христа.

Русская Православная Церковь пережила страшное безбожное время. Потрясаемая, гонимая, она утверждалась на крови мучеников. И у Бога не забыт ни один мученик, ни один исповедник. Спустя почти 70 лет, после кропотливых трудов и изысканий епархиального Отдела Агиологии, в 2005 году стали известны имена священников, служивших в Кресто-Воздвиженском храме и расстрелянных в 1937 году: благочинный протоиерей Варлаам Попов, иеромонахи Павел (Романенко) и Иоасаф (Горнаго) и священник Павел Колосовский. В июле 2006 года протоиерей Варлаам Попов был причислен к лику Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Священномученик Варлаам является Небесным покровителем Кресто-Воздвиженского монастыря и всего града Севска. 

После 1917 года, в годы советской власти, постепенно стали закрывать храмы и монастыри. В 1921 году был закрыт Севский Троицкий женский монастырь, большая часть насельниц которого поселилась в городе Севске и его окрестностях. На богослужения многие из них собирались в Кресто-Воздвиженском храме. Очевидцы рассказывали, что в 1951 году храм посещали пятьдесят две монахини, которые трудились в нем и пели на клиросе.

Открытие Кресто-Воздвиженского монастыря в 2000 году его нынешние насельницы воспринимают как благословение Царицы Небесной продолжать традиции Севского Троицкого женского монастыря, служить Богу и людям. За прошедшие годы собрались сестры, благоустроилась территория монастыря, проведены ремонтные работы по храму, обновлены росписи, установлены новые кресты, маковки, барабаны на храме и колокольне, устроена каменная ограда. Выполнение таких работ в монастыре было бы невозможно без стараний и всесторонней помощи благодетелей, работников администраций области, района, города, паломников и прихожан. 

Монастырь находится на окраине города, занимает небольшую площадь, численность сестер меняется; сегодня в монастыре подвизается 18 человек: 1 схимонахиня, 5 монахинь, 4 инокини,1 послушница, 7 трудниц. Пришедшие в монастырь сестры вначале живут как трудницы не менее трех лет, затем 3 года послушницей и лишь потом постриг в рясофор и далее в мантию.

Со дня открытия монастыря в 2000 году до июня 2013 года сестры духовно окормлялись настоятелем мужского монастыря Площанская пустынь архимандритом Сергием (Булатниковым), ныне епископом Велико-Лукским и Невельским, он же был и основателем Севского Кресто-Воздвиженского женского монастыря. В течение 15 лет в монастыре иногда служили семейные священники, но чаще, как и в настоящее время, служат иеромонахи Площанской пустыни. Монастырь подчиняется митрополиту Брянской митрополии, административно управляется через благочинного монастырей епархии. Руководит монастырем игумения и духовный собор монастыря, в который входят благочинная-эконом, казначея, келарь, старшая сестра хоздвора, алтарница.

При необходимости сестры обращаются к игумении с вопросами для беседы или откровения помыслов. Периодически проводятся общие беседы с сестрами после трапезы. За трапезой читаются книги из жития святых или прослушиваются записи с поучениями святых Отцов.

В настоящее время в обители принят следующий распорядок дня:

В будние дни:

05.30 – подъем;

06.00 – утренние молитвы, полунощница, чтение Апостола, Евангелия и акафиста иконе Божией Матери «Молченская»;

08.00 – Литургия (если нет, то чтение часов и изобразительных);

08.30 – чай (если нет Литургии);

09.00 – начало послушаний;

11.00 – трапеза (если Литургия, то по окончании Литургии);

11.30 – послушания;

14.30 – келейное правило, чтение канонов, Иисусова молитва, отдых;

16.00 – трапеза;

17.00 – вечернее богослужение (при чтении службы часть сестер исполняет послушания);

20.30 – крестный ход по монастырю со списком Молченской иконы Божией Матери;

21.00 – чай;

21.30 – келейные молитвы (на сон грядущим и другие);

23.00 – сон.

В субботу и предпраздничные дни:

17.00 – Всенощное бдение

В воскресные и праздничные дни:

06.30 – подъем;

07.00 – утренние молитвы, полунощница, чтение Апостола, Евангелия, акафиста праздника;

08.40 – Часы, Божественная литургия;

11.00 – молебен;

12.00 – чин о Панагии, трапеза;

13.00 – отдых, келейные молитвы;

16.00 – чай, духовные беседы, послушания;

далее – как в будние дни.

Литургия в монастыре служится 4–5 раз в неделю, в другие дни службы читаются. Отсутствие сестры на Литургии может быть только по благословению игумении – в случае послушания на кухне или по болезни. Причащаются сестры 1–2 раза в неделю, живут в келиях по 1 человеку. В будние дни после первой трапезы и до вечерней службы все сестры по графику читают псалтирь (по 30–60 минут) с чтением молитвы о мире на Украине и имен о здравии и упокоении.

Большинство сестер несет несколько послушаний. Послушания есть постоянные, зависящие от способностей сестры, есть дежурные послушания (например, на кухне) или внеочередные. Благочинная исполняет также послушания эконома, уставщика и регента. Казначея, помимо бухгалтерской и другой отчетности, несет еще послушание на клиросе, ведет канцелярию, ухаживает за больными. Келарь выполняет послушание на клиросе, является помощником уставщика, печет просфоры, отвечает за уличные цветники. Алтарница несет послушание ризничной. Свечница в церковной лавке убирает храм, она же старшая огородница, просфорница, ухаживает за схимницей. Три сестры живут на хоздворе на соседней улице, ухаживают за животными (3 коровы, 2 козы, 40 кур), делают творог. Они тоже стараются ходить на Литургию и причащаться каждую неделю. 

Кто-то из сестер несет послушание будильщика, бьет в колокол, открывает храм, зажигает лампады, кто-то убирает в келейном корпусе, кто-то несет послушание дворника, топит и убирает в бане, стирает в стиральной машине  белье. Больные и престарелые занимаются заготовками овощей для дневной трапезы, ремонтом одежды, пошивом мелких вещей, дольше читают псалтирь. Все по мере сил трудятся и молятся.

Новые сестры приходят редко, сейчас не принимаем престарелых и сильно болящих, некоторые сестры уходят из монастыря по состоянию здоровья или нежеланию жить по уставу монастыря.

На огородных и хозяйственных работах, а также работах по благоустройству территории монастыря помогают прихожане и приезжающие паломники. За пределы монастыря, в основном, выезжают игумения и благочинная, остальным сестрам не благословляется самовольно выходить за территорию монастыря.

Несмотря на загруженность, сестрам иногда удается съездить в паломнические поездки, на святой источник, в лес за грибами, ягодами, за травами для зимнего чая, просмотреть фильм на духовную тему в выходной день.

«Конечно, до истинной монашеской жизни нам далеко, – делятся сестры, – очень тяжело избавляться от мирских привычек, но, живя в монастыре маленькой общинкой, мы стараемся научиться бороться со своим самолюбием, со своими страстями, трудиться ради Господа, смиряться со всем, что посылает Господь, учимся возлюбить ближнего такого, какой он есть, а значит, и возлюбить Господа так, как Господь всех нас, грешных, любит, терпит и ждет, когда и мы Его возлюбим. Это и считаем главной задачей жизни в монастыре».

Фото из жизни обители:


Встреча митрополита Брянского и Севского Александра 27 сентября 2014 г. в престольный праздник монастыря


 Освящение Престола архиерейским чином


 Крестный ход после службы митрополита Александра на Пасхальной седмице


Крестный ход в Пасхальную ночь 2014 г.

Кресто-Воздвиженский храм и его святыни

Первый деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня, построенный в 1628 году на левом берегу реки Марица в Пушкарной слободе, неоднократно перестраивался.

В 1731 году был отстроен новый деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделами во имя Апостола Иуды, брата Господня по плоти, и во имя Великомученика Георгия. В 1799 году ктиторство над храмом переходит купеческому роду Нестеровых. Иван Нестеров перестраивает деревянный храм, а его сын Петр Иванович, бывший в то время церковным старостой, строит новый каменный храм с колокольней, который существует и доныне. Храм строился с благословения епископа Орловского и Севского Гавриила и был освящен им 29 мая 1824 года. Приделов в нем было два: в честь Воздвижения Креста Господня и в честь Святого великомученика Георгия Победоносца. В 1860 году церковным старостой становится сын Петра – Василий Петрович Нестеров. Им была выстроена вокруг храма каменная ограда с коваными чугунными решетками.

После 1917 года, в годы советской власти, Кресто-Воздвиженский храм неоднократно пытались закрыть и каждый раз прихожане усердно добивались его открытия. Долгие годы это был единственный храм на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. Даже в годы Великой Отечественной войны в храме шли службы. В это время многие святыни стекаются в Кресто-Воздвиженский храм из окрестных церквей и монастырей.

В 1921 году, когда был закрыт Севский Троицкий женский монастырь, по рассказам очевидцев, многие книги и святыни были разграблены, попраны, преданы огню. В Преображенском скиту монастыря была разрушена часовня, в которой находился скульптурный образ Спасителя. Сам образ был сдан в Севский краеведческий музей. Видя Святыню в музее, верующие люди собрали необходимые средства, выкупили образ у городского музея. Этот образ поместили в сооруженную ими темницу и передали в единственный тогда действующий храм в честь Воздвижения Креста Господня, где он пребывает и по сей день.

С хранившейся в Троицком монастыре чудотворной Молченской иконы Божией Матери была похищена риза с драгоценностями, сама икона была выброшена, но одной из насельниц монастыря – монахине Фотинии – удалось ее спасти. Большая часть монахинь закрытого монастыря собирались на богослужения и молитвы в Кресто-Воздвиженском храме. Приход был многолюдный. По воскресным и праздничным дням Молченская икона приносилась в храм, перед ней монахини и прихожане читали акафист Божией Матери. Для Молченской иконы была вышита новая парчовая риза, украшенная бисером и цветными камнями. Монахиня Фотиния берегла икону и хранила ее у себя дома. В 1959 году в Кресто-Воздвиженский храм пришел служить священник Аркадий Сапун из Белоруссии. Узнав, что у монахини Фотинии хранится Молченская икона Божией Матери, он уговорил ее передать икону храму. Икону поместили над Царскими вратами и опускали на лентах, чтобы дать возможность приложиться к ней прихожанам.

История Молченской иконы такова. Икона была обретена в 1405 году на болоте Молчь близ Путивля (ныне Сумская область, Украина). Но наступили смутные времена, и в 1612 году по велению Божией Матери три инокини Путивльского монастыря перенесли образ в город Севск. Сама Царица Небесная благословила град Севск Своим образом, именуемым Молченским. Молченский образ Божией Матери – особенный. По сюжету он сходен с иконой «Гора Нерукосечная» и связан с пророческими предсказаниями Ветхого Завета, в частности с символическим толкованием пророка Даниила сна Вавилонского царя Навуходоносора: «Камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 35). «Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан.3, 44). Мессианское царство изображается в виде горы, наполнившей всю землю. Гора – символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы. Покрывало Божией Матери – густые кучевые облака, которые символизируют Вездесущность Бога, Его величие. В облаках видны небесные светила – солнце и луна. Они помещены там, где обычно помещаются звезды «приснодевства»: одна на челе и две на плечах. На челе – солнце, на плечах – луна. Христианская традиция отождествляет Христа с Праведным солнцем, а луна – светило, заимствующее свое сияние от «Солнца Правды» Христа, – символизирует Церковь Божию. Радуга, проходящая через облаковидный мафорий Богоматери, идет от Младенца Христа к земле как знак Нового Завета Бога и человека. В правой руке Матери Божией лестница, которую благословляет Богомладенец. Это лестница духовного совершенствования, возводящая идущего путем праведности на небо. Более всего поражает лик Богоматери, наполненный внутренним светом, неземной теплотой и Материнской любовью живых, ясных и внимательных глаз. 

Празднование Молченской иконы Божией Матери совершается дважды в год: 18 сентября/1 октября – в день обретения иконы на болоте Молчь – и 24 апреля/7 мая – в день перенесения иконы в Севск. С 2004 года 7 мая ежегодно традиционно совершается крестный ход в честь праздника с иконой по городу Севску. Много верующих обращается к Заступнице Небесной и по вере своей получает и сейчас Ее благодатную помощь. На крестный ход приезжает множество паломников из городов Брянска, Железногорска, Трубчевска и из других мест. 

В 1942 году прихожане храма Архангела Михаила подарили Кресто-Воздвиженскому храму список Казанской иконы Божией Матери из Площанской пустыни. С образом Казанской иконы Божией Матери связана одна из страниц духовной жизни города. В 1848 году в г. Севске разразилась холера. Страшный мор уносил жизни людей. И тогда благочестивые горожане обратились к заступничеству Божией Матери. 19 августа (2 сентября по н.с.) чудотворный Ее образ был принесен из Казанской Площанской пустыни и обнесен крестным ходом вокруг города. Холера отступила. В память об этом избавлении Севска от холеры была установлена традиция ежегодно совершать крестный ход вокруг города с этим чудотворным образом Богородицы. После продолжительного перерыва в 2000 году традиция была возобновлена. Каждый год поочередно в одном из храмов города накануне совершается Всенощное бдение, а 2 сентября – Божественная литургия и крестный ход по улицам города с остановками возле действующих и разрушенных храмов, с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

Божиим Промыслом оказалась в храме написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре Святого великомученика и целителя Пантелеимона в 1909 году икона Божией Матери «Скоропослушница» (о чем свидетельствует одна из надписей на оборотной стороне иконы). Святой образ Богоматери был подарен Кресто-Воздвиженскому храму в 1980 году жительницей села Асовицы Комаричского района Брянской области Дьяконовой Марией Тихоновной. До 1931 года икона эта находилась в сельском храме, но после его закрытия благочестивые прихожане долгое время сохраняли этот святой образ в своих домах. Разрушение храма не смогло разрушить веру в сердцах людей. Они собирались в домах и молились перед образом Божией Матери, прося утешения в скорбях и помощи в решении житейских нестроений. Старожилы помнят, как при жесточайшей засухе в 1946 году после их усердных молитв перед этой иконой пошел долгожданный дождь. Рассказы о чудесной помощи Божией Матери они передают своим детям и внукам до сих пор.

Нет на Русской земле храма, в котором не было бы икон особо почитаемых молитвенников: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Их имена знает каждый православный. В храме монастыря их образы запечатлены в настенных росписях. А в 2009 году обители были подарены паломниками из г. Брянска еще две иконы, специально написанные и освященные на мощах преподобных.

Глубока связь монастырей Брянского края с вертоградом старчества на Руси – Оптиной пустынью. В Площанской пустыни подвизались преподобные Лев и Макарий, известные в будущем старцы Оптинские, обучаясь подвигу умного монашеского делания, непрестанной молитве, противоборству страстям. В Площанской пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником преподобного старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Здесь же отец Макарий сблизился со старцем Львом. Преподобный Лев жил в Бело-Бережской пустыни под руководством преподобного Василия (Кишкина) Брянского, Площанского. В 1828 году Василий (Кишкин) прибыл в Площанскую пустынь, став ближайшим помощником и наставником иеромонаха Макария. Мощи преподобного Василия (Кишкина) находятся в Площанской пустыни. С 1827 года преподобный Макарий был назначен духовником Севского Троицкого женского монастыря.

Небесным покровителем Брянского края является преподобный благоверный князь Олег, основатель Брянского Петро-Павловского монастыря. В храме находится икона с частичкой его мощей. 

В Кресто-Воздвиженском храме хранятся частицы мощей святых угодников Божиих: святителей Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), Димитрия Ростовского, преподобномученицы Рафаилы Чегеринской; Пузовских мучениц: Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; преподобных Оптинских старцев, Лаврентия Черниговского, Василия (Кишкина), Глинских старцев, Петра Афонского, Илариона, затворника Троекуровского; жен Дивеевских: Александры, Марфы и Елены; праведного Иоанна Кормянского; имеется частица рукавицы праведного Иоанна Кронштадтского.


В 2010 году на 10-летие обители прихожане подарили монастырю икону Воздвижения Креста Господня со святыми покровителями сестер обители. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ