Смотрите на мир с нежностью…

Троицкий дом ремесел существует у стен лавры преподобного Сергия уже пять лет. По благословению владыки Феогноста (тогда – архиепископа Сергиево-Посадского, ныне Каширского) мастерские были открыты с желанием возродить традиционное художественное творчество, которое всегда было отличительной чертой Сергиева Посада. Достаточно вспомнить, что город издавна слыл центром изготовления игрушек, славился талантливыми резчиками по дереву. Сейчас паломникам и гостям обители предлагают на выбор более двадцати мастер-классов по храмовым и народным ремеслам: гончарному делу, росписи, лепке, витражу, литью свечей, вышивке, в том числе церковной, созданию фигурок из тканей и ниток…


Восторг испытываешь, едва зайдя в помещение мастерских. Чего тут только нет: на полках и столах красуется и забавная филимоновская трехцветная игрушка, и классическая дымковская, и не столь, может быть, известная дивеевская – без росписи, греющая сердце природными нежными красками и задушевными сюжетами. Рядом присоседились веселые матрешки, вздымают вверх свои трубы ангелы… У стола трудятся ребятишки, складывая пряничный домик. Здесь же можно понаблюдать, как изготавливают витражные изделия. Двери ремесленного дома поминутно открываются, приходят взрослые и дети, садятся за работу.

Экскурсию по мастерским для нас проводит иеродиакон Герасим (Пичугин):


– При монастырях всегда были мастерские. Они есть и сейчас, в лавре их много. Но это принадлежность монастырской жизни. А мы открыты для всех. Не всему, может быть, научим, но кое-что покажем, – отец Герасим от слов тут же переходит к делу: надевает фартук и садится за гончарный круг. Так, под его вращение, мы и ведем беседу.

– Какие мысли занимают Вас в момент творческой работы?

– Каждый раз по-разному. Как правило, я вдохновлен. Мне нравится сам процесс, и я не всегда имею четкий план – создать какую-то определенную форму. К тому же глина диктует: из нее невозможно сделать то, чего она не выдержит. Поэтому в ходе работы решается, какими будут, например, этот чайник или крынка. Часто я стараюсь подглядеть – наблюдаю за коллегами по цеху, да и интернет теперь дает безграничные возможности сравнивать, постигать… Иногда получается, иногда нет. Я уже с этими состояниями научился справляться; раньше нервничал, потом понял, что это бессмысленно. Работа учит спокойствию. Его нам сейчас так не хватает.

Иеродиакон Герасим стал гончаром, когда его благословили возглавить керамическую мастерскую в лавре. Пришлось всё самому осваивать.

– Это внезапно случилось – когда меня поставили руководителем керамической мастерской. Я про керамику даже не думал. Но послушание, данное священноначалием, надо выполнять. Родилось желание глубже узнать, как все это делается, вникнуть в суть, – надо же понимать, чем руководишь. По благословению владыки Феогноста я учился у гончара, на курсах в Ярославле. С тех пор уже осознанно занимаюсь гончарным делом, стало более-менее получаться. В этом ремесле столько тонкостей, нюансов…

Бесформенный кусок глины на наших глазах преображался.

– А что из человека может вылепить монастырь?


– В монастыре каждый стремится к спасению. У нас общая цель – достичь Царства Небесного, прикоснуться Богообщению. Все по-разному: один благодарит Бога, другой плачет о своих грехах… Здесь очень многому можно научиться при желании. Монастырь учит жизни уединенной и одновременно среди людей, а это не так просто. Учит цельности. И в занятие ремеслом нужно вкладывать все свое умение, развивать мастерство. Можно, конечно, сказать, что это больше дело мирское, – но ведь Господь не просто так дает талант…

У отца Герасима много послушаний. Он участвует в богослужениях, поет в хоре; с отцом Антонием, старшим звонарем, в праздничные и воскресные дни звонит в колокола. Керамическая мастерская и созданный при его непосредственном участии Троицкий дом ремесел становятся в этой череде неким отдохновением…

– Послушания церковные, конечно, на первом месте, но без какого-либо рукоделия, как мы прекрасно знаем по житиям святых, монаху просто невозможно. Ремесло поддерживает, дает переключение. Человек так устроен, что устает заниматься одним делом. Для меня отдохновение – занятие с глиной, лепка. Помните историю, которая произошла с Хемингуэем? Лежит он в гамаке, мечтает, на солнышко смотрит, думает о чем-то. Выходит его сосед и спрашивает: «Отдыхаешь?» – «Нет. Работаю». Проходит время, Хемингуэй за лопату взялся, копает. Опять сосед возникает с вопросом: «Работаешь?» – «Нет. Отдыхаю». Смена деятельности необходима.


«Троицкий дом ремесел» открыт для всех. Тем же гончарным делом можно заниматься от младенчества до глубокой старости, оставаясь в душе молодым. Отец Герасим видит в этом и один из важных для сегодняшней жизни факторов: дети в этой мастерской хотя бы на время забывают про телефоны…

– Необходимость изготавливать посуду, печи, предметы быта когда-то была насущной. Для нас, современных людей, это творчество. Но и полезный навык: дает возможность прикоснуться к тому, как жили наши предки. Они всё делали сами. И, конечно, это от Бога у нас творческий залог. Когда-то человек был призван возделывать рай. Каждый, в принципе, – творец, призван к этому. Ремесло, рукоделие очень многое дает. Ты начинаешь чувствовать материал: какая она удивительная, эта глина, как она поддается, формируется. Реализуется стремление сделать мир лучше, красивее, радостнее.


Есть и еще один аспект. Я полагаю, что любой человек, который приходит к нам и пробует себя в том или ином деле, должен получить и некоторое знание об обители, о братии. Это как бы тоже заход в монастырь, но с другой стороны. Пока человек трудится над чем-то, наши мастера рассказывают о лавре, о Преподобном, о ремеслах, которые здесь бытовали и процветали. Ведь для Сергиева Посада, лавра – это, как сейчас говорят, градообразующее предприятие. У нас при археологических исследованиях находят много изделий ручной работы, керамики самой разной. А мы что оставим, что будет после нас?..

Знаете, какую радость испытывают люди, которые к нам приходят? Для них это настоящее открытие: то, что можно что-то сделать своими руками! Ведь практически все живут в суете: работа, дом, однообразный досуг, проблемы… А здесь они в детство попадают, в сказку. Это дает возможность смотреть на мир с нежностью. И их тянет сюда вновь, они возвращаются. Потому что здесь настоящее, подлинное, чего так не хватает в нынешней жизни. У творчества, с какой стороны ни посмотреть, – одни плюсы: и отдыхаешь, и творишь, и пользу приносишь, и узнаешь, на что ты способен, к чему призван. Некоторые люди здесь поняли, что нашли дело, которого просила их душа. У нас есть такие примеры, когда, побывав на мастер-классе, люди потом становились гончарами. По прошествии времени они начали этим ремеслом заниматься профессионально, создали свои мастерские. А первые шаги сделали у нас. И хорошо, что монастырь при этом присутствует – как некая константа, отправная точка.

…За время нашего разговора крынка была полностью готова. Ее сняли с круга. На лице отца Герасима светилась улыбка.

– Если сразу не получилось – не переживайте, просто делайте. Всё со временем получится. Постоянство и упорство – это залог успеха. И от монаха ведь то же самое требуется, – подводит он итог разговору и идет заниматься дальше. Мы осматриваем просторное помещение Троицкого дома ремесел. Последний взгляд – на пряничный домик, вышедший у детей с разными стенками. Отец Герасим одобрительно оценивает эту «пробу пера» и говорит, что неплохо сделать такой подарок в светлый праздник Рождества Христова. Но – отмечает – нужно еще потренироваться… Тут же что-то лепечет за гончарным кругом совсем юный керамист… Творчество с нежным взглядом на мир продолжается.


Юлия Стихарева

Фото автора и со страниц Троицкого дома ремесел в соцсетях


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы