История обители – это прежде всего летопись жизни и духовного ратничества ее подвижников, которые своей святостью стяжали у Господа дары смирения, любви к Богу и ближнему и которые ныне предстательствуют у Престола Небесного Царя за весь православный мир.
В нынешнем году отмечается 210 лет со дня преставления старицы-монахини московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Досифеи, которая находилась в духовном общении с известными старцами-духовниками Новоспасского монастыря Филаретом (Пуляшкиным) и Александром (Подгорченковым). Как свою духовную наставницу, ивановскую старицу почитали преподобный Моисей Оптинский, настоятель Оптиной пустыни, и его брат игумен Исаия II (Путилов), настоятель Саровской пустыни. Преподобный Моисей Оптинский писал: «Духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути в жизни монашеского звания»[1]. К юбилею подвижницы в Иоанно-Предтеченском монастыре прошла научно-практическая конференция, материалы которой были собраны в сборнике «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления».
Сборник – это первое современное церковно-историческое исследование, посвященное ивановской старице, выполненное на качественном научном уровне. На основе многих известных и вновь выявленных источников в книге собраны свидетельства об историчности монахини Досифеи, ее высокой подвижнической жизни, близости к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского) и действенной молитвенной помощи, которую старица оказывала всем, кто к ней обращался.
На портале «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству были опубликованы статьи постоянного автора сайта Нины Ставицкой о жизни и духовных подвигах ивановской старицы «Монахиня Досифея и ее вклад в возрождение русского старчества» и «Внутренний подвиг монахини Досифеи и ее почитание. Поиски и находки».
В настоящей статье мы перелистаем страницы новой книги, которая уже стала библиографической редкостью, и познакомим читателей с самыми яркими ее страницами.
Прикровенные подвиги ивановской затворницы при ее жизни были скрыты от многих людей и после праведной кончины открываются ее почитателям и исследователям постепенно, после внимательных и трудоемких научных изысканий, которые сейчас приобрели особую актуальность для подготовки материалов к канонизации монахини.
Сборник уникален тем, что представляет одинаковый интерес как для исследователей, так и для обычных читателей – всем им предстоит встретиться здесь с удивительным и таинственным примером внутреннего преображения души. Как отметила насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко), «началась ее подвижническая жизнь с резкой перемены судьбы, можно сказать, с заключения, но проходила в глубоком смирении, молитве и преданности воле Божией, последние годы она никого не принимала и пребывала в полном, добровольном уединении. Таким образом, ее заключение стало затвором, а ее смиреннейшая душа – преподобной» [2].
Руководитель рабочей группы по подготовке материалов к канонизации монахини Досифеи, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Тавифа (Исаева) рассказала, что группа была создана в монастыре в 2018 году по благословению к. ист. н., монахини Анувии (Виноградовой), казначеи Иоанно-Предтеченского монастыря, секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих.
Основными задачами группы стали следующие:
- Изучение современного почитания старицы. Поиск случаев благодатной помощи:
- дежурство у гробницы (прежде такая работа велась сестрами монастыря с участием членов фонда исторического наследия «Православная Таганка», однако она была эпизодической, а не систематической);
- обработка записей в тетрадях.
- Исследовательская работа. Поиск архивных документов и эпистолярного наследия с упоминанием о монахине Досифее и лиц из ее окружения.
- Участие в научных конференциях, подготовка докладов и статей для научных сборников.
- Подготовка материалов для Синодальной комиссии по канонизации святых.
Всего в процессе исследования найдено 11 достоверных упоминаний о старице Досифее, из них 10 писем и одна архивная запись.
В докладе монахини Феониллы (Харченко) были обобщены исследования о старице Досифее, которая по устойчивому церковному преданию и, по мнению многих исследователей старины, является княжной Таракановой, дочерью императрицы Елизаветы Федоровны и графа Алексея Разумовского. Очень часто княжну Тараканову ошибочно отождествляют с самозванкой, которая скончалась от скоротечной чахотки в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга в 1775 году и которая вдохновила художника К. Д. Флавицкого на создание живописного полотна «Княжна Тараканова» (1864), хранящегося в Третьяковской галерее.
Статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
О. А. Родионова «Монахиня Досифея, русское старчество и духовная традиция преподобного Паисия (Величковского)» вводит ивановскую старицу в круг русского старчества рубежа XVІІІ–XІX вв., продолжающего духовные традиции прп. Паисия (Величковского). В круг близкого духовного общения старицы входили новоспасские старцы Александр (Погорченков) и Филарет (Пуляшкин), которые черпали «ведение о духовных предметах» через «живое общение с наследниками “школы старца Паисия” и книги, по преимуществу первоначально созданные и переписанные в недрах той же школы» [3], сохранившие наставления самой старицы и высокий образ ее подвижнической жизни. По мнению исследователя, в монашестве старица получила имя в честь преподобного Досифея, ученика преподобного Дорофея Газского, известного по духовным поучениям Аввы Дорофея. Небесный покровитель старицы был образцом нерассуждающего послушания. Согласно учению преподобного Паисия, «истинным старцем-наставником монахов может стать лишь тот, кто от начала до конца прошел все поприще беспрекословного послушания, сам научился терпеть немощи других в киновии, на опыте изучил подвижнические уставы, проникся духом “Писания” (что может указывать как на Священное Писание, так и на святоотеческие творения), живет одной жизнью с братией; иные же окажутся инородным телом и разрушат с таким трудом созидавшееся предшественниками» [4]. Образец подобного наставничества был воспринят и старицей Ивановского монастыря.
Статья кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы РАН М. А. Можаровой «Старец Московского Новоспасского монастыря Филарет (Пуляшкин) и супруги Киреевские» рассказывает о других известных духовных чадах новоспасского старца Филарета. Супруги Киреевские, приобщенные старцем к паисиевой духовной традиции, были избраны Промыслом Божиим для великого дела просвещения России. Благодаря старцу Филарету, своей супруге Н. П. Киреевской, оптинскому старцу Макарию И.В. Киреевский познакомился с творениями святых отцов, в большинстве своем существовавших в виде рукописей. Последнее десятилетие своей жизни И. В. Киреевский посвятил изучению святоотеческих творений и их изданию под руководством старца Макария. Участие в оптинском книгоиздании дало возможность супругам Киреевским осознать значение своей миссии в деле прославления великих старцев прошлого, а Ивану Васильевичу в полной мере проявить его исключительные филологические и философские дарования. Статьи И. В. Киреевского 1850-х годов показывают, что он предпринял попытку построения философии на христианских началах, полностью согласуя свои выводы с учением святых отцов Православной Церкви.
В статье доктора филологических наук В. В. Кашириной «Архивные материалы из фондов Оптиной пустыни о старице Ивановского монастыря монахине Досифее» представлен источниковедческий обзор рукописей, среди которых выделены общебратственные синодики Оптиной пустыни, в которых каждый насельник обители мог записать для поминовения имена своих близких родственников и духовных наставников о здравии и об упокоении. На полях обычно скорописью писали имя монаха, а в основном поле уставом с киноварным инициалом – имена поминаемых лиц. Для поминания могли записать не так много имен, только самых близких людей. Среди имен духовных лиц, вписанных в помянник об упокоении прп. Моисеем Оптинским в середине XIX в., – монахиня Досифея, архимандрит Александр (Подгорченков) – первый духовный наставник, к которому его направила старица Досифея, и почивший брат игумен Саровской пустыни Исаия. Это свидетельствовало о той молитвенной памяти об ивановской подвижнице, которую великий оптинский старец хранил всю жизнь. В течение многих лет ежедневно он поминал ее в келейных молитвах, а в алтаре Оптиной пустыни ее имя общебратственно поминали у Престола Божия.
В статье С. Р. Сергеевой представлен новонайденный документ «Дело об определении крестьянской девицы графини Разумовской В. П. – Дарьи Матвеевой в Ивановский монастырь» из фондов ЦГА Москвы и разбирается версия о возможном отождествлении девицы Дарьи Матвеевой с ивановской старицей Досифеей. Согласно одним легендам, принцесса Августа Тараканова, спасенная чудом от гибели, облеклась в крестьянскую одежду и в Москве приняла постриг в монастыре. Возможно, благодаря помощи набожной графини Варвары Петровны Разумовской, принцесса приобрела документы и как крестьянка поступила в монастырь. Впрочем, это всего лишь версия, которая нуждается в дальнейшем изучении.
Благодаря исследованиям историка-архивиста Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря кандидата исторических наук Д. Г. Давиденко были изучены и опубликованы многие архивные материалы по истории обители. В статье «Почитание старицы Досифеи в XIX – начале XX в. и церковно-археологические памятники Московского Новоспасского монастыря» описывается история погребения и портрета старицы, сохранявшихся в Московском Новоспасском монастыре. В казенной документации Новоспасского монастыря сохранилась запись о погребении монахини Досифеи от 6 февраля 1810 года: «Февраля 6-го дня в воскресенье погребено тело из Ивановского женского монастыря монахини Досифеи близ колокольне в простой могиле вкладу в монастырь 60 [рублей. В книгу записано][5] 54 [руб][6]»[7]. И поныне в монастыре сохранилась часовня над могилой старицы. В 1996 году состоялось обретение останков монахини Досифеи, которые в настоящее время покоятся в Новоспасском монастыре в усыпальнице Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора в храме прп. Романа Сладкопевца. По благословению первого наместника возрожденного Новоспасского монастыря архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова, 1947–2013), могила монахини Досифеи, как и могила Великого князя Сергея Александровича Романова, специально не были зацементированы, как другие захоронения Романовых, на случай прославления.
Впервые портрет старицы Досифеи, ныне утраченный, упоминается в очерке об Ивановском монастыре (1850) известного москвоведа И. М. Снегирёва [8], который в 1862 г. опубликовал портрет, указав, что «оригинал писан на полотне, выш. 10½ шир. 7½ вер. На задней его стороне читаем: Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летех праведной жизни своей, скончалась 1808 года и погребена в Новоспасском монастыре»[9].
Д. Г. Давиденко приходит к выводу, что «судя по портрету, старица имела внешнее сходство с императрицей Елизаветой Петровной. Антропологическая экспертиза останков старицы Досифеи подтвердила возраст смерти старицы, а также показала искривление позвоночника, зафиксированное на портрете. Последнее, в сочетании со сведениями, подтверждающими факт общения старицы с внешним миром в начале XIX в., позволило с большой степенью вероятности предположить, что портрет писался с натуры; не исключена возможность рассматривать его в качестве источника для суждения о внешности изображенной» [10].
Историк, экскурсовод Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря О. В. Корнилова в статье «Современное почитание монахини Иоанно-Предтеченского монастыря старицы Досифеи, затворницы московской» обобщила материалы о современном почитании затворницы на основе: тетрадей, в которых люди оставляли записи с прошениями и благодарностями, адресованными старице; отчетов дежурных у гробницы старицы в Новоспасском монастыре и опросов монастырских экскурсоводов.
Сбор сведений проводился в двух выдающихся, как с исторической, так и с духовной точки зрения московских ставропигиальных обителях – женском Иоанно-Предтеченском и мужском Новоспасском монастырях, с которыми связано имя старицы Досифеи – ее земной жизни и упокоения.
Как отмечает О. В. Корнилова на основе анализа многочисленных записей паломников, «ивановская подвижница в обращениях предстает перед нами живым человеком, слушающим, внимающим» [11]: Уважаемая монахиня Досифея! Я верю, что Вы видите и слышите мои мольбы о сыне Константине. […] С уважением, Марина 16.12.2018»[12]; «Благослови мой путь. Ты видишь все и знаешь. 06.03.19. (Без подписи)»[13]; «Спасибо тебе, Досифеюшка, за все. Р. Божия Елена. 6.01.2019» [14] и «Мы тебя любим и благодарим. Р.Б. Лариса 13.01.2019»[15].
«Как бы ни было плохо мне и тяжко на душе, в каком бы отчаянии я ни была, но всегда, когда я прихожу в Новоспасский монастырь к могиле матушки Досифеи, мне всегда делается легче, и мне хочется стать лучше, милосерднее и смиреннее, и я начинаю по-настоящему понимать милосердие Господа и от всей души благодарю за милость Господа и помощь матушки Досифеи. С уважением, р. Б. Инна. 16.12.2018»[16].
Среди записей неоднократно встречаются просьбы о прославлении монахини Досифеи в лике святых: «Просим о прославлении имени твоего в лике святых. Слава Богу за все. Р. Б. Валентина 3 марта 2019 г.»[17] или «Дай Бог, чтобы прославили тебя в лике святых. Слава Богу за все! (Без даты, без подписи)»[18].
Статья кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, экскурсовода Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Е. Л. Разореновой «Духовные наставления старицы Досифеи в переписке с братьями Путиловыми» посвящена историко-педагогическому исследованию духовного наследия подвижницы. По замечанию автора, «исследуя архивные документальные источники, которые подтверждают духовное общение инокини Досифеи и братьев Путиловых, можно сказать, что они чрезвычайно немногочисленны. Но их содержание является бесценным сокровищем богословской мысли, жемчужиной святоотеческого наследия, нашим духовным богатством и наследием» [19].
Завершает сборник статья советника Управы Дмитровского района города Москвы, экскурсовода Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря С. В. Духановой «Письма храмоздательницы Ивановского монастыря М. А. Мазуриной к старцу Оптиной пустыни Антонию (Путилову)».
Мария Александровна Мазурина (+1878) – храмоздательница и возобновительница Московского Ивановского монастыря. С 1858 года в течение двадцати лет, до самой кончины, под руководством митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) М. А. Мазурина занималась восстановлением Ивановской обители, разоренной после Отечественной войны 1812 года. Промыслом Божиим одним из духовных руководителей Марии Александровны Мазуриной стал преподобный старец Антоний (Путилов), младший брат преподобного Моисея и Исаии (Путиловых). Недавно обнаруженные письма М. А. Мазуриной к преподобному Антонию Оптинскому показывают, как она опытно старалась перенимать от оптинских старцев ту духовную традицию, которую они, в свою очередь, восприяли от старицы Ивановского монастыря Досифеи и новоспасских старцев Александра и Филарета. Духовный портрет М. А. Мазуриной, удостоившейся видения св. блаженной Марфы Московской, схимонахини Ивановского монастыря, нарисован автором подробно и глубоко. Мария Александровна каждый свой шаг соизмеряла с заповедями, постоянно прислушивалась к гласу своей совести. Она не просто читала духовную литературу, но старалась следовать наставлениям преподобных отцов, училась непрестанной Иисусовой молитве. Неслучайно она получила благословение стать игуменией возобновляемой Ивановской обители.
Любая книга – это результат работы большого коллектива. Оформлением обложки и титульного листа занимался Д. П. Журавлёв, архитектор и реставратор, многие годы работавший над воссозданием Ивановского монастыря. Верстку издания подготовил С. В. Добровольский, также много лет сотрудничающий с монастырем. Издатели очень надеются, что среди читателей будут и иностранные граждане, которые помогут с поисками зарубежных источников о старице Досифеи. Обширные аннотации были переведены на английский язык послушницей монастыря Димитрой Дуэллий.
Будем рады, если книга не только удовлетворит пытливый ум исследователя, но и принесет духовную радость и утешение верующему сердцу.
[1] ОР РГБ. Ф. 213. К. 88. Ед. хр. 8. Л. 241.
[2] Феонилла (Харченко), мон. Жизнеописание старицы и затворницы Московского Ивановского монастыря монахини Досифеи по литературным источникам и публикациям XIX–XX вв. // Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления. Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. В. Кашириной, Д. Г. Давиденко. М.: Изд. Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря, 2020. С. 31.
[3] Родионов О. А. Монахиня Досифея, русское старчество и духовная традиция преподобного Паисия (Величковского) // Там же. С. 52.
[4] Там же. С. 59.
[5] Слова пропущены, восстанавливаются по смыслу и по аналогии с ранними записями – Примеч. автора.
[6] Слово восстановлено по смыслу. Возможно, приходная сумма за погребение за вычетом денег, затраченных на приготовление могилы и возможное поминовение – Примеч. автора.
[7] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1076 а. Л. 6 об.
[8] <Снегирёв И. М.> Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества / Cост. А. Мартынов. Изд. 2-е, год второй. М., 1850. С. 87.
[9] <Снегирёв И. М.> Ивановский монастырь в Москве. С видом монастырской церкви и портретом монахини Досифеи. Сер.: Русские достопамятности. Вып. V. М., 1862. С. 16–17, вкл.
[10] Давиденко Д. Г. Почитание старицы Досифеи в XIX-начале XX в. и церковно-археологические памятники московского Новоспасского монастыря // Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления. Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. В. Кашириной, Д. Г. Давиденко. М.: Изд. Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря, 2020. С. 135.
[11] Корнилова О. В. Современное почитание монахини Иоанно-Предтеченского монастыря старицы Досифеи, затворницы московской // Там же. С. 142.
[12] Тетрадь для записи благодатной помощи старицы Досифеи. № 3. (12.11.2018 – 18.03.2019) // Архив Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. С. 57.
[13] Там же. С. 157.
[14] Там же. С. 90.
[15] Там же. С. 101.
[16] Там же. С. 61.
[17] Там же. С. 155.
[18] Там же. С. 129.
[19] Разоренов Е. Л. Духовные наставления старицы Досифеи в переписке с братьями Путиловыми // Старица московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления. Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. В. Кашириной, Д. Г. Давиденко. М.: Изд. Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря, 2020. С. 157.