В огне пламенеющей веры

Сергей Григорьев

28 августа отметила престольный праздник знаменитая Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель (Волновахский район Донецкой области), основанная приснопоминаемым  схиархимандритом Зосимой (Сокуром). Православный человек, корреспондент из Запорожья Сергей Григорьев рассказывает о дорогом батюшке, который почил 29 августа 2002 года, и о том, сколько людей и откуда приехали в монастырь в эти дни. 

Отец Зосима известен и почитаем как духоносный прозорливый старец, ревностный поборник нерушимого единства Русской Православной Церкви, обличитель пагубного раскола, учиненного Михаилом Денисенко (анафематствованным экс-митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом). И поныне на воротах обители паломников встречает поучение аввы Зосимы «всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси», ибо «только Русская Православная Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, «и врата ада не одолеют ее». Именно за это любимого народом батюшку люто ненавидят богоборцы, сменившие откровенный атеизм на личину «патриотов Украины», сторонников т.н. «законной автокефалии».  И действительно, пример всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы вдохновляет православных людей Руси-Украины на твёрдое стояние в истине Христовой, в верности Матери-Церкви. Причем чем больше злобы официозные средства пропаганды изливают на светлую память покойного батюшки, тем большее число верующих обращают к нему свои молитвы, прося ходатайства у Престола Божия о прекращении новейшей смуты в нашем земном Отечестве – и особенно братоубийственной брани на Донбассе.

29 августа исполнилось 16 лет с того дня, как отец Зосима предстал пред Господом. В донецкое село Никольское, в котором находится уникальная Николо-Васильевская обитель, приехали паломники из Донецкой и Луганской областей (батюшку называли светочем православного Донбасса), а также из соседней Запорожской области. Во всяком случае, в оба праздничных дня Свято-Успенский собор (точная архитектурная копия одноименного Кремлевского собора) был полон молящимися. Их было бы ещё больше, однако вторник и среда – рабочие дни, поэтому множество желающих просто не смогли приехать.

Уникальность же Зосимовской обители в том, что она объединяет сразу два монастыря – Свято-Васильевский мужской (в честь святителя Василия Великого) и Свято-Никольский женский (в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских). Оба основаны богоносным старцем – в 2001 и 2002 годах. Такое соседство здесь никого не смущает, так как монашествующие – это не «мужчины и женщины» в мирском понимании, а носители ангельского образа. Насельники и насельницы гармонично дополняют друг друга. С чем-то лучше справляются мужские руки, с чем-то – женские.  Хозяйство в монастыре немалое (коровы, птица, пасека, сады и огороды), есть и Дом милосердия (богадельня для престарелых), гостиница и трапезная для паломников, так что посильных послушаний на всех хватает. В настоящий момент мужской монастырь возглавляет архимандрит Амвросий (Скобиола), а женский – игумения Анна (Морозова). Благочинным обители является архимандрит Серафим (Гогунский). Все они духовно окормлялись у схиархимандрита Зосимы, были его духовными чадами. На последней прижизненной фотографии старец запечатлен вместе с нынешним отцом-настоятелем, тогда еще совсем молодым иеродиаконом Амвросием. Будучи келейником, тот присутствовал при последних мгновениях земного жития подвижника. По свидетельству архимандрита Амвросия, перед самой своей кончиной духоносный старец сподобился некоего откровения. «У его больничной кровати была икона с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими, и, пристально глядя на нее, батюшка, как бы позабыв о нестерпимой боли, минут 10 вел спокойную мирную беседу с Кем-то, Кто был невидим для телесных очей его келейников. Трудно было разобрать этот полушепот умирающего старца, но в нем явственно слышались нотки вопросов, прошений, доносились до слуха отдельные реплики и слова. Такое было впечатление, что в палате была Сама Пречистая Дева. И нельзя было без трепета и благоговения присутствовать при сем великом и дивном таинстве – смерти праведника, лик которого уже светился неземным светом» (см.: «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы». Донецк.  «Православный благовестник», 2004). Господь управил так, что 28 августа на вечерней службе в Успенском соборе, во время которой читались молитвы об упокоении душ усопших всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы, его родителей воина Алексия и схимонахини Мариамны автор этих строк стоял недалеко от архимандрита Амвросия. И видел слезы на его глазах.

«Когда я умру, вы будете знать, – говорил старец братии. – Часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». Сердце великого молитвенника перестало биться 29 августа 2002 года за 15 минут до полуночи.

Имеет смысл отметить, что место последнего служения батюшки здесь, на земле, отмечено Промыслом Божиим. Карательные органы намеревались загнать его куда подальше от крупных населенных пунктов и оживленных трасс, в глухомань, однако вышло так, что сами же и привели богоизбранного старца именно туда, куда нужно. «После революции в Никольском жили монахини – изгнанницы из Крымских монастырей. Они свято хранили Никольские предания, передавая их преемникам как завещание: здесь до революции было явление Божией Матери. На месте явления заструились воды цельбоносного источника. Местные жители и крестьяне окрестных сел еще многие годы даже после революции совершали здесь молебны и крестные ходы, особенно в день празднования Богородичной иконы Курско-Коренной, когда и освятила Приснодева это место. И как ни пытались богоборцы засыпать святой источник, стереть память о нем, но его благодатные воды вновь и вновь пробивали цемент, как благодать Божия пробивает ожесточение сердец человеческих», – читаем в указанном выше издании. Вот и на сей раз, благоговейно приложившись к плащанице Пресвятой Богородицы, насельники монастыря и паломники-миряне совершили Крестный ход по территории обители со старинным образом Успения Божией Матери. Причем первую остановку сделали как раз возле чудесного источника. Здесь, по традиции, был отслужен водосвятный молебен. Много есть свидетельств, что здешняя вода хорошо помогает при множестве недугов, и особенно при заболеваниях ног (ими, как известно, в последние годы своей земной жизни тяжко страдал схиархимандрит Зосима).

29 августа в церковном календаре не отмечено как день памяти схиархимандрита Зосимы, поскольку он пока не прославлен в лике святых. Батюшка из тех праведников, коих архимандрит (ныне митрополит) Тихон (Шевкунов) очень метко назвал «несвятыми святыми». Тем не менее 29 августа в Зосимовской обители – это, в сущности, продолжение престольного праздника, великое духовное торжество для всех тех, кто любит дорогого батюшку и укрепляет свои душевные силы его примером. Лично мне приятно было увидеть среди 40 паломников из родного Запорожья нескольких незнакомых мне мужчин и женщин примерно моего возраста – то есть вполне зрелых и дееспособных. Особо мы ни о чем друг с другом не говорили, однако и без лишних слов прекрасно поняли друг друга. Да и о чем говорить, если всем все и так ясно?..

В чем еще уникальность, необычность Зосимовой обители в с. Никольском? Мое субъективное ощущение: попав сюда, я почувствовал себя словно бы на Валааме, в одном из его скитов. Мне посчастливилось побывать в Валаамском мужском Свято-Преображенском монастыре в его престольный праздник 11 июля 2017 года (день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев). Служил тогда Святейший Патриарх Кирилл. Ощущение «второго Валаама» усилилось в тот момент, когда на Литургии запели Херувимскую. А потом вспомнилось, что кандидатская диссертация студента Ленинградских духовных школ Ивана Сокура называлась «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение». Хотя во времена учебы украинского хлопца на святом острове еще царила мерзость запустения. В прямом смысле этого слова.    


Подвиг старца Зосимы заключается не только в том, что он, угодник Божий, пронес огнь пламенной веры сквозь тьму безбожных десятилетий и репрессий, но и в том, до сих пор поддерживает этот огонь среди своих духовных чад. Знаю одного запорожского священника, который в ходе трагических событий весны-лета 2014 года начал было уклоняться от стези правой, однако в конце концов нашел в себе силы поставить каноны Церкви выше своих тогдашних национальных чувств, умело подогретых врагами православного славянского единства. Причем, насколько можно судить, далеко не последнюю роль тут сыграли предсказания отца Зосимы о лукавой лжеавтокефалии (якобы «вполне законной»), которыми он высказал этому батюшке, неоднократно бывавшему в Никольском.

«Первый раз я побывал у отца Зосимы в 1999 году, – поведал мне перед паломнической поездкой в Никольское тот священник. – Причиной моего визита стало то, что через пару лет после рукоположения во иереи я начал сомневаться в правильности избранного мною служения. О батюшке Зосиме уже тогда говорили как о мудром духовнике, настоящем старце.  Вот я и решил открыть ему свои сомнения. Часа три беседовали ночью у него в келье. Только все как-то не о том, с чем я к нему ехал. Своих вопросов я батюшке так и не задал. Однако как-то так само собой вышло, что после нашего общения все мои былые сомнения развеялись».   

Прошло чуть больше недели (и еще время пройдет), но Литургию в Николо-Васильевской обители, которую возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, настолько зримо и ясно сохраняет моя память. Владыка течение двух десятилетий был связан тесными духовными узами с отцом Зосимой. Никто иной как владыка Иларион поведал миру об удивительных случаях, которые свидетельствуют о прозорливости приснопамятного схимника. В частности, именно отец Зосима настоятельно советовал донецкому архиерею попрощаться с его больной мамой, пока она не преставилась, а уж затем ехать по неотложным делам. Владыка последовал совету своего наставника, за что до сих пор ему благодарен. Опять же владыке Илариону отец Зосима сообщил точную дату своей кончины. Случилось это в день его ангела – 23 августа 2002 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Приезжайте, Владыко, к нам на чин погребения Божией Матери», – пригласил духоносный старец. – «Да нет, батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить», –  возразил митрополит. «Да вам, Владыко, и так будет не до сна. Приезжайте, будете меня вместе с Божией Матерью погребать…». Трогательно было видеть Его Высокопреосвященство стоящим перед входом в усыпальницу схиархимандрита Зосимы, которую батюшка распорядился возвести еще при своей земной жизни. «Придет время – будете топтаться у меня по голове», – в свойственной ему манере шутил, бывало, отец Зосима. Так и вышло: теперь каждый, кто входит в погребальную часовню, поневоле становится на то место, под которым на глубине четырех метров покоится исповедник.


Но вернемся в собор. Правящему архиерею Донецкой епархии в тот день сослужили митрополит Горловский Митрофан, архиепископ Макеевский Варнава, архиепископ Бердянский Ефрем, епископ Добропольский Спиридон, архимандриты Амвросий и Спиридон, клир и причет обоих монастырей. Среди молящихся были жители и Украины, и непризнанных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Однако разделения среди людей ни в храме, ни вне его стен не было. Наоборот, все чувствовали себя одним целым, одним народом, частью единого и неделимого тела земной воинствующей Церкви Христовой. И это главное ощущение, с которым все мы возвратились в свои города и веси. Это именно та благодать, ради стяжания которой все мы в конце августа «съехались к батюшке Зосиме».


Фото автора

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное