Возрождение памяти

Дворяниново – старинная русская усадьба на Тульской земле. Немного найдется в нашем Отечестве мест, где и сегодня живы особый дух, атмосфера, память о философии и укладе жизни, свойственных некогда их бывшим владельцам. Хозяин Дворянинова Андрей Тимофеевич Болóтов (1738–1833) – замечательная личность, человек универсальных дарований, один из тех, кто, по слову Ломоносова, был ожидаем «от недр» России и без устали трудился для ее процветания. В Дворянинове сейчас расположен музей, постепенно приобретающий известность. Но не всякий местный житель, а тем более турист, знает, что в начале ХХ века совсем недалеко от усадьбы была устроена женская обитель. В силу исторических обстоятельств просуществовала она недолго, но воскресить память и о ней стараются ныне неравнодушные люди.


Секрет жизненного счастья

Болотов взрастил у себя в имении сады яблонь и груш, и по весне Дворяниново взлетало к небу на воздушных облаках цветущих деревьев. Однако не только поэтическое чувство побуждало Андрея Тимофеевича заниматься садоводством, хотя и литературным талантом он был щедро наделен и оставил три тома изумительных по увлекательности и своеобразию слога мемуаров [1]. Он положил в России начало помологии – науки о культивировании плодовых и ягодных растений. Учил соотечественников употреблять в пищу картофель и томаты. Был одним из первых на родине создателей пейзажных парков. А еще придумал кодовый замок, изобретал кулинарные рецепты, собрал колоссальную библиотеку, много путешествовал, устроил первый отечественный детский театр… О Болотове можно рассказывать так же долго, как долга была его жизнь: без трех дней 95 лет, из них 70 в счастливом браке. В весьма преклонном возрасте он поделился секретом жизненного счастья, преподав главный урок потомкам: «Я свою жизнь прожил в гармонии с Богом, с природой, с людьми и с самим собой».

Похоронен Андрей Тимофеевич на погосте в Русятине, в полутора верстах от Дворянинова. Ни ограды с воротами, ни приходской деревянной Никольской церкви здесь уже нет. Но фамильное захоронение с надгробием сохранилось.


Потомки Болотова не посрамили его памяти: один из них, Александр Владимирович Болотов (1866–1938) стал пермским губернатором, а закончил жизненный путь монахом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон; был, как и прапрадед, литературно одарен – сегодня его воспоминания и дневник изданы Институтом Русского Афона [2]. Родной дядя святогорского инока Амвросия, получившего имя в честь преподобного Оптинского старца, – иеромонах Даниил – был насельником Оптиной, иконописцем, его кисти принадлежит известный портрет преподобного и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов». А родная тетка – Софья Николаевна Янькова, урожденная Болотова, первая настоятельница Шамординской обители схимонахиня София – ныне прославлена в Соборе Тульских святых.

Неизвестная обитель

О том, что вблизи усадьбы была создана обитель, узнали не так давно. От нее в буквальном смысле камня на камне не осталось. Пройдя от Дворяниновского дома несколько сот метров, можно обнаружить надгробные плиты – здесь когда-то располагалось монастырское кладбище.

Последней владелицей усадьбы до революции была Надежда Дмитриевна Давыдова, которая приобрела Болотовское имение в 1902 году. До этого в течение почти ста лет Дворяниново переходило из рук в руки, сменив десятки хозяев. Надежда Дмитриевна родилась в 1859 году в Москве, в семье статского советника Дмитрия Михайловича Горчакова и его супруги Марии Яковлевны. Окончила с медалью Московский Елизаветинский институт, курс консерватории. Несколько лет провела за границей, жила во Франции, Швейцарии, Италии, Австрии и Германии. Впоследствии оставила московский дом и переехала с детьми в Дворяниново. Поселившись в имении, практически сразу обратилась к тульскому архиерею епископу Питириму (Окнову) с просьбой об устройстве в усадьбе домовой церкви. Освящение храма во имя Спаса Нерукотворного Образа было совершено протоиереем Димитрием Лебединским 3 октября 1903 года.

Тогда же, по благословению старца Варнавы Гефсиманского Надежда Дмитриева создает в Дворяниново женскую общину в память о чудесном спасении семьи Императора Александра III при крушении царского поезда в 1888 году. Определением Святейшего Синода от 18/30 марта 1904 года решено было «учредить в жертвуемом потомственной дворянкой Надеждою Давыдовою имении при сельце Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии женскую общину с наименованием оной “Спасо-Казанскою”».


С первых дней существования Спасо-Казанской пустыни здесь сугубо почиталась память новопрославленного святого Серафима Саровского. Строительница обители часто совершала паломничества в Саров и Дивеево, общалась с игуменией Марией (Ушаковой; † 1904). В дар устраиваемой в Дворянинове обители матушка Мария передала часть камня, на котором старец Серафим молился 1000 ночей и дней. По благословению отца Варнавы главный колокол весом в 141 пуд отлили на заводе Самгина. Его украсили рельефными изображениями Спасителя, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и преподобного Серафима. Строительница отметила, что это был первый колокол с изображением преподобного.

В 1917 году, спустя три года после гибели мужа, капитана И.Н. Давыдова в боях близ Люблина, Надежда Дмитриевна приняла иноческий постриг. 1 декабря 1919 года инокиня Надежда была пострижена в мантию Иувеналием (Масловским), епископом Тульским и Белевским, с наречением имени Алексия. 5 марта 1920 года указом Священного Синода возведена в сан игумении и награждена золотым наперсным крестом.

Община просуществовала 17 лет – Комиссия по ликвидации монастырей в Туле и губернии приняла решение о ее закрытии 23 сентября 1921 года. Революция поломала судьбы монахинь, некоторые безвестно сгинули в ссылках и лагерях. Игумения Алексия в 1924 году под давлением властей вынуждена была уехать в Москву. Последние сведения о матушке относятся к 1933 году. Из следственного дела ее дочери Любови Николаевны известно, что игумения Алексия приняла схиму с именем Филарета.

Школа и детский дом, организованные в разоренной обители, вскоре были преобразованы в трудовую коммуну, но и она быстро распалась. В 1931 году в здании усадьбы обосновалась артель «Щетка-Кисть» и недобросовестные артельщики однажды подожгли дом. Уцелевшие после пожара усадебные и монастырские постройки постепенно разобрали. Забвение и запустение продолжалось до конца 1986 года, когда вышло постановление Совета министров СССР о праздновании юбилея А.Т. Болотова. Дворяниново постепенно стало оживать. В 1988 году восстановили дом, где прошли юбилейные торжества, а спустя пять лет был открыт музей. 25 апреля 2004 года, к 100-летию Спасо-Казанской обители на месте разрушенного храма Спаса Нерукотворного был освящен поклонный крест. Территория бывшей Спасо-Казанской пустыни вошла в состав земель, принадлежащих музею.


Память

Сегодня тропинка, в эту пору засыпанная опавшими листьями, приведет вас к часовне, которая возведена совсем недавно в память о существовавшей здесь обители с таким кратким веком. В октябре 2021 года часовня была освящена благочинным Заокского района Белевской епархии протоиереем Евгением Кириченко, настоятелем храма Архангела Михаила в поселке Заокский, в сослужении местного духовенства. Историю монастыря кратко расскажет информационный щит. О возрождении памяти об этой обители, об исследовании судеб ее насельниц радел схиархимандрит Христофор (Никольский), духовник огромного числа людей на Тульской земле. По его благословению недалеко от Дворянинова, тоже в Алексинском районе, устроился ныне Казанский женский монастырь в Колюпанове.

До сих пор в Дворянинове ощущается особая патриархальность; покой и тишину нарушает только журчание небольшой речки Скниги. Пруды, аллеи парка хранят воспоминания об Андрее Тимофеевиче Болотове, о трудах, положенных на их создание. Может быть, со временем чьими-то духовными трудами обретет новую жизнь и Спасо-Казанская пустынь.


Материал подготовила Юлия Стихарева


[1] Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова. В 3 т. (Литературные памятники русского быта) – М.: Книжный клуб Книговек, 2018.

[2] Болотов В.А. Святые и грешные. Воспоминания бывшего человека. – М.: Институт Русского Афона, 2018.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь