«Монастырский вестник». 2016. №2(26)

Тема номера: Ученая стезя

В этом номере нашего журнала мы решили затронуть одну из таких разнообразных сторон видимой жизни монашества – монашество ученое. Эта тема, на необходимость изучения которой недавно особо обратил внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, имеет глубокие корни в отечественной истории Церкви. 

Несмотря на то, что систематическая богословская наука, а с ней и ученое монашество как особый разряд иночества, в России появились лишь с развитием систематического духовного образования в XVII–XVIII веках, и до этого времени история знала немало ученых монахов – от митрополитов Илариона Киевского и Климента Смолятича до преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека.

...особенно часто забывается та сторона деятельности иноческой, которая особенно их сближает с ангельским их первообразом, и которая, в сущности, является самым существенным и важным. Это – служение Мудрости, Боговедения и Просвещения. Ангелы – зеркала Божественной Мудрости – отражают эту мудрость всем существам. Это светильники, светящие отраженным светом, просвещающие мир, вразумляющие его. Подобно этому и монахи несут и должны нести этот свет, просвещает мир, вразумляет его. Они – вестники и светочи и такими были всегда

архимандрит Киприан (Керн)

Официальные материалы. События

  • Патриарх Кирилл вручил орден настоятельнице подворья Пюхтицкого монастыря в Москве в связи с 80-летием со дня рождения
  • Начал работу официальный сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата
  • Успенской Второафонской Бештаугорской мужской обители 12 января 2016 года был открыт обновленный музей монастыря.
  • Секция Рождественских Парламентских встреч «Русь и Афон: к 1000-летию русского монашества на Святой Горе» состоялась 26 января 2016 года в здании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Ученое монашество в Русской Православной Церкви: поиск формы и содержания

Исследование

Ученое монашество стало интеллектуально-нравственной задачей для церковного сознания с подачи светских властей. До кардинальных реформ царя Петра I иноки трудились в монастырях, не отрываясь от привычного монашеского быта, круга богослужений и послушаний, научный труд органично входил в число последних. О том, почему эта ситуация изменилась и как она развивалась до советского периода в нашем кратком очерке

Формально история ученого монашества в России начинается в 1724 году. Именно тогда, на закате политической карьеры энергичного реформатора Петра Алексеевича, появилась концепция «чиновного ученого монашества» (зрела она давно). Император своевольно, не оглядываясь на мнение Церкви, разделяет монашеское сословие на два класса: тех, кто становится монахом «для удовольствования немощной совести», и тех, кто принимает монашество «для архиерейства и прочих учителей церковных». «Неученых монахов» ждала довольно предсказуемая участь: им предписывалось работать при монастырских богадельнях, лазаретах и больницах, присматривать за отставными солдатами, стариками и нищими, «келей особливых не иметь, но чуланы в тех же больницах, жалованье не получать и из монастыря никуда не выезжать».

«Вначале надо придать импульс академическому монашеству, затем – собственно ученому»

Интервью

Амвросий, Архиепископ Петергофский

С архиепископом Петергофским Амвросием (Ермаковым), ректором СПбПДА, журнал «МВ» обсуждает современное состояние академического монашества: что наше ученое иночество может позаимствовать на Западе и Востоке, как монаху отсекать «административные» соблазны и почему Афон нас еще многому научит.

Изучение жизни святых, их творений и мест подвигов должно служить не только академическим целям, но и духовному очищению, борьбе с грехами и жизни по Евангелию. Научные методы, хоть и важны, не могут полностью заменить церковное образование, которое помогает передать дух святости и вдохновить на праведную жизнь. Западные преподаватели теологии настаивают на том, чтобы не искать краткосрочных выгод и не отказываться от возможности предоставлять исключительно религиозное образование. По их мнению, никакие богословские факультеты в университетах не смогут заменить его. Преподаватели теологических факультетов западных университетов подчеркивают необходимость возврата к связи теории и практики. Восхищаться западными методиками и пренебрегать своими традициями несправедливо и неразумно.

Кузница церковных кадров или краткая история Санкт-Петербургских духовных школ

Исторический ракурс

История духовного образования в Санкт-Петербурге неразрывно связана с историей самого города. Новая столица Российского государства была задумана Петром I как важный стратегический форпост, «окно в Европу». Здесь должны были сконцентрироваться и распространиться по всей Руси передовые идеи и открытия со всей Европы.

Александро-Невская обитель, наравне с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской, была одним из привилегированных монастырей России. В 1716 году в обитель прибыла малороссийская братия, что значительно изменило её облик. В XIX веке реформы духовного образования, инициированные государством, повлияли на развитие академии. Архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский, ставший ректором академии в 1812 году, заложил основы её развития на столетие вперёд, академия по праву считает себя его «детищем» и особо чтит память святителя. При нем приоритетным стало изучение Священного Писания, что вернуло русскому православному богословию библейскую основу. С 40-х годов XIX столетия в Санкт-Петербургскую духовную академию стали привлекать студентов из других Православных Церквей.

В 1946 году, после возрождения, академия вновь начала готовить священнослужителей. Полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет и включал в себя по 4 года обучения в семинарии и академии. С момента своего возрождения и до сегодняшнего дня (2016 г.) подготовлено более двух тысяч выпускников, из которых около шестисот — кандидаты богословия. Под руководством архиепископа Амвросия (Ермакова) духовные школы продолжают воспитывать будущих пастырей, следуя традициям и принципам православия.

Правовая культура матушки Софии

Один день из жизни

Игуменья София (Силина)

Одна из самых известных обителей града Святого Петра – Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Матушка игуменья София (Силина) не только руководит жизнью обители, но и преподает право в Санкт-Петербургской духовной академии. Один день своей насыщенной послушаниями монашеской преподавательской жизни она согласилась провести вместе с нами

Сегодня люди считают, что в Церкви есть какая-то административная работа, а настоящая работа – это когда человек только молится. И вот моя задача – показать, что это вовсе не антитеза: надо с молитвой делать всякое Божье дело. Будь это землеотвод, возвращение зданий или строительство храма.

Ученая стезя

Из первых уст

Трудно точно определить, насколько высок процент ученого монашества на сегодняшний момент в Русской Православной Церкви. Множество монахов, ведущих научные исследования, часто «копают» тему, порой интересную лишь узкому кругу специалистов, и результаты их работ не известны широкой аудитории. О двух представителях «ученого сословия» – в рассказе журнала «МВ»

«Заставить заниматься наукой невозможно»

Игумен Андроник (Трубачев)

Внук известного ученого, богослова и философа протоиерея Павла Флоренского, насельник Троице-Сергиевой Лавры игумен Андроник (Трубачев), рассказывает о том, почему наука требует лишь добровольного участия, нужна ли сейчас Церкви и миру специальная монашеская академия и хватит ли на всех старцев.

Академическое <монашество> – это те, кто принял постриг при академии, в ней официально трудится, преподает, чьи труды, результаты документально зафиксированы. Во многом они занимаются административной работой, которая не всегда благоприятствует собственно научной. Ученое монашество гораздо шире, оно менее формализовано. Ведь многие ведут научную работу в тиши келий или разрабатывают серьезные теории, гипотезы по многу лет и даже могут не писать книгу, монографию на эту тему.

Простая идея огромных объемов, или цифровая «келья» отца Николая

Игумен Николай (Павлык)

Книжность и письменность пришли на Русь вместе с верой Христовой. Византия подарила тогда еще не оформившемуся русскому народу главную Книгу – Евангелие. И первым ученым делом русских монастырей стало переписывание священных текстов. Монахи буква за буквой от руки переносили сакральные письмена на пергамент, позже – бумагу, сохраняя Книгу книг для себя, своих современников и потомков. То, что сохранили для нас они, надо сохранить и для следующих поколений. Этим и занимается Отдел славянских рукописей и старопечатных книг Троице-Сергиевой лавры и, в частности, ее насельник игумен Николай (Павлык)

«Просто фотограф» перевел в «цифру» – оцифровал – уже почти 2000 единиц хранения из фонда Троице-Сергиевой лавры (тех самых, что были достоянием главного монастыря России до революции 1917 года, а с конца 20-ых гг хранятся в Российской государственной библиотеке, бывшей «Ленинке») и почти 16 000 единиц из смежных фондов. В 2002 году между лаврой и РГБ было подписано специальное соглашение о сотрудничестве.

Инкерман. Каменоломни святого Климента

Духовная география

Нет, наверное, в намоленных пределах Руси монастыря более сурового, нежели Инкерманский Свято-Климентовский, духовнолитургическая история которого созидалась первовековыми подвигами христианских мучеников. Его пещеры, выдолбленные в Монастырской скале, свидетельствуют об особом стремлении иноков к отшельничеству, подчас – к исихазму

Если отдать должное пушкинскому постулату: «Мы обязаны монахам нашей историей, а следовательно, и просвещением», – то это самое христианское «духовное делание» (наиважнейшее, дающее человеку право на обладание историей) как раз в инкерманских пещерных пу,стынях и подготовило почву для крещения всея Руси. Таким образом, Монастырскую скалу можно считать подлинной протосвятыней Русской Православной Церкви.

«Не жалейте, а сорадуйтесь»

Личность

На первый взгляд, судьба священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) – это трагедия личности, попавшей в исторический шторм революции и гражданской войны. Однако, присмотревшись, мы увидим в ней счастье неутолимой веры и торжество нераздельной Церкви. Как монах и ученый, преподаватель МДА, он оставил яркое богословское наследие, которое и сегодня формирует сознание будущих священников. А как человек, он прошел путь редкой целомудренной чистоты, вознагражденный мученическим венцом.

Петровские светила

Московские обители

Когда мы говорим об ученых, то в первую очередь вспоминаются представители естественных наук, таких как физика, химия, математика, биология и т.д. «Гуманитарии» ассоциируются с наукой уже несколько реже, а представители богословских дисциплин до недавнего времени и вовсе признавались «учеными» не всегда (по крайней мере, в нашей стране – на Западе ситуация иная). В столичном Высоко-Петровском монастыре есть своя «доска почета», имена которой точно достойны ученого звания

  • Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)
  • Преподобномученик Игнатий (Лебедев)
  • Епископ Савва (Тихомиров)
  • Архиепископ Варфоломей (Ремов)

Это может показаться парадоксальным, но среди внушительного перечня православных ученых, действительно глубоко верующих людей, не так много найдется монашествующих. Впрочем, это объяснимо. Человек, вступающий на путь монашества, ищет служения Богу, Церкви, спасения души. Во всяком труде он пребывает в молитве. Умственный же труд предполагает размышления о предмете научного исследования, что большинству людей трудно сочетать с тем молитвенным сосредоточением, которое должно сопутствовать монашеской жизни.

И все же нельзя не назвать имен таких замечательных ученых (бывших не просто монахами, но и архиереями), как сделавшие немало открытий: в области медицины – священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский; педагогики – священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; востоковедения и филологии – равноапостольный Николай Японский (Касаткин); востоковедения и археологии – епископ Порфирий (Успенский); геологии – митрополит Иоанн (Вендланд)… Перечень можно продолжать, он пополняется именами и в наши дни. На примере этого списка можно увидеть, что служение Церкви неизменно расширяло круг научных интересов, а не сужало, как это часто принято считать в секулярном мире. Однако когда мы говорим об ученом монашестве, то прежде всего подразумеваем ученых богословов.

Им посвящено немало статей и исследований. И хотя в истории нашей Церкви ученое монашество развивалось и формировалось с усилием, во многом вопреки внутрицерковной ситуации, оно оказалось весьма результативным в своих достижениях.

Учитель догматов

Отцы Церкви

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вошел в историю как образец выдающегося ученого ума и высокого монашеского подвига. Он оставил в истории Церкви исключительный след: греки, например, до сих пор почитают святителя Василия больше, чем кого бы то ни было из святителей

В то время в Каппадокии и Армении был очень популярен монашеский идеал Евставфия Севастийского. Под его влиянием мать и сестра Василия Великого переселились в свое имение Анези, которое находилось в лесу на берегу реки Ирис. Вскоре к ним присоединился младший брат Василия Навкратий. Этот юноша вместе со своим другом выбрал для себя подвиг, очень характерный для своей семьи: он помогал старым монахам, подвизавшимся в этих лесах (обеспечивал их пропитанием, охотясь и занимаясь рыбной ловлей). Будучи наслышан обо всем этом, около 356 года Василий Великий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную».

Ангелы, иночество, человечество

Аrchivum

Журнал «МВ» публикует речь (в авторской орфографии; с сокращениями), сказанную архимандритом Киприаном (Керном) на годичном акте Православного Богословского Института в Париже 8-го февраля 1942 года

В восточной патристике очень распространено учение об ангелах как о «вторых светах». Эта идея стала излюбленной не только у православных мистиков, стоящих на линии псевдо-Дионисия Ареопагита, и продолжающейся от него к Симеону Новому Богослову и Григорию Паламе, но имеет также своих сторонников и толкователей в лице других святых отцов Церкви, как напр. Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др. Весьма полно она нашла свое отображение в нашем литургическом богословии, в гимнографическом материале, посвященном прославлению ангельских сил (Миней и Октоиха).

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Воскресенский Новодевичий монастырь
Санкт-Петербург, Московский проспект, 100к2
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Воскресенский Новодевичий монастырь
Санкт-Петербург, Московский проспект, 100к2

Святые

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь