Пророческое значение Святой горы Афон в современном мире

Жан-Клод Ларше (Франция)

Доклад доктора богословия Ж.-К. Ларше на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года).

Монашество – это способ прожить жизнь во Христе путем полного отрешения от мира земного и посвящения себя Господу. С этой точки зрения, монашество везде одинаково, и каждый монастырь, скит или обитель отшельника – это избранное место, исходная точка, в которой начинается иноческая жизнь и путь христианина. Во многом, всё то, что можно сказать о монашестве, относится и к Святой горе Афон, и наоборот, всё, что можно сказать об Афоне, характерно и для монашества в целом.

Святая гора Афон испокон веков была волнующим местом, притягивающим не только православных людей, но и приверженцев других религий и даже атеистов. Свидетельством тому выступает огромное число книг и публикаций, посвященных Афону, а также неиссякаемый поток паломников и туристов со всего мира. Острый интерес к горе Афон – явление не новое, однако,  несомненно то, что в наши дни интерес этот сильно вырос, по сравнению с прошлыми веками. И тому есть несколько причин:

Во-первых, Святая гора Афон – это автономная республика (что ставит ее на одну ступень с любой другой страной), населенная, правда, исключительно иноками и полностью посвященная монашескому укладу жизни. И хотя в каждой православной стране есть хотя бы одна область или провинция, где сосредоточено несколько монастырей, нигде в мире вы не найдете такого количества монашеских обителей, скитов и хижин отшельников, как на Афоне, притом собранных в одном месте и управляемых монахами как цельное государственное образование, отделенное от соседних стран и областей реальными границами. Эта территория защищена не только политически, административно и географически (ведь она расположена на полуострове), но также и духовно – Святую гору Афон зачастую называют Садом Пресвятой Богородицы и считают Ее земным уделом, где особо ощущается Ее присутствие. И действительно, Святая гора Афон – место, не сравнимое ни с чем. Полуостров населен исключительно иноками и не приемлет свободного перемещения людей (одно из основных требований европейского законодательства) – а также не терпит притока туристов и не разрешает въезд на территорию республики женщинам. Таким образом, правила монастырского общежития распространяются на всю территорию полуострова, обособленную физическими, географическими границами.

Во-вторых, Святая гора Афон – это земное свидетельство о Царствии Божием, пребывающем среди нас с вами. На Афоне собраны многочисленные важнейшие святыни православного мира. Хранящиеся на Святой Горе мощи известны многими чудесами, благодаря чему здесь ощущается  присутствие практически всех самых важных христианских святых.

Как средоточие иноческой жизни и место, наиболее благодатное для очищения от грехов и последующего причисления к лику святых, Святая гора Афон подарила миру тысячи святых подвижников, почитаемых и безвестных. Некоторые из них известны всему миру – как, например, святой преподобный Силуан Афонский, преподобный старец Иосиф Исихаст и его духовные чада или же преподобный Паисий Святогорец. Обилие святых старцев, как в прошлом, так и в настоящее время, делает гору Афон «горой тучной», «горой усыренной», горой, «юже благоволи Бог жити в ней» и где «Господь вселится до конца», если вспомнить слова Давида-псалмопевца (см. Пс. 67: 16–17).

В-третьих, Святая гора Афон – это предвосхищение Рая, напоминание о нем. Афон пророчески являет людям иной мир, существование которого наполняет смыслом нашу земную жизнь. И делается это не только с помощью святых, коими богат Афон, но и за счет святости и благодатности этого места, этого священного и нерушимого института. Афон, именуемый также Святой Горой и Садом Пресвятой Богородицы, есть подобие Рая на Земле, напоминание о том Рае, которого лишились наши прародители, и символический прообраз Рая, обещанного праведникам.

На горе Афон взору открывается картина поистине райской природы, и причина этому – большое разнообразие пейзажей и перепад высот от морского побережья до двух тысяч метров над уровнем моря, где находится вершина Афона. Флора и фауна этой местности очень разнообразна, благодаря чему можно сказать, что Афон – это микрокосм, миниатюрная модель всего мира. Другая причина благолепия полуострова – это девственность и нетронутая красота природы, защищенной от экономической эксплуатации человеком и промышленного загрязнения. Само существование этого уголка в современном мире имеет назидательную ценность. Это – модель духовной экологии, являющая полноту и цельность Божьего творения, когда-то доверенного Создателем человеку, для того чтобы тот мог использовать блага этого творения для удовлетворения собственных потребностей, а также для созерцания жизни и воздания Богу благодарственных молитв.

Пространство горы Афон отражает в себе и пространство горнего мира, предзнаменует пространство Царствия Небесного. В отличие от всех других стран мира (которые, в свою очередь, можно разделить на духовные и светские государства, иногда полностью светские), вся территория Святой горы Афон священна и являет собой оплот духовности, и это не только благодаря большому количеству монастырей, скитов, хижин отшельников, храмов и часовен, но также и потому, что местность эта пропитана святостью подвижников и преподобных старцев, освятивших своим пребыванием каждую пядь афонской земли, напитавших афонский воздух своей молитвой и щедро проливших на всё вокруг божественную энергию, которую они излучали. Каждый раз, когда мы идем по тропинке на Святой Горе, мы ступаем на землю, которой некогда касались ноги святых, живших здесь до нас. Многие уголки хранят память о чудесных явлениях насельникам полуострова Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. На этой земле нет ни одного монастыря, ни одного отшельнического скита, часовни, источника или родника, возникновение которого не объяснялось бы  Божественным видением или каким-либо чудом.

Также необходимо сказать несколько слов о пророческом значении афонского времени. Что не может не заметить каждый посещающий Афон, и что даже несколько дезориентирует, – это разница во времени. Большинство монастырей живет по византийскому времени, по которому никто больше в мире не живет. Наше время монахи называют «kosmiki ora»: час мира. Византийское время это не только пережиток прошлого. Оно показывает модальность времени, времени духовного, освященного, ибо оно целиком и полностью посвящено Господу, поделено и организовано таким образом, чтобы исполнять Его волю. Оно символично напоминает о божественном времени и предвещает наступление Царства Божия. 

      В четвертых, общежительство в том виде, в котором оно организовано на Афоне и в каждом монастыре, призывает всех насельников к единению и свидетельствует о том, что подобное единение во Христе возможно. В нашем мире, раздираемом войнами, проявлениями национализма, расизма, этническими конфликтами, такой призыв и такое свидетельство играют поистине пророческую роль. 

Святая Гора на протяжении многих столетий выступала свидетельством добрососедских отношений между общинами разного этнического происхождения, которые сумели не только мирно сосуществовать, но и жить в гармонии в духе милосердия. Именно в духе милосердия Священный Кинот, состоящий из представителей основных монастырей, управляет Афоном, руководствуясь не мирскими демократическими принципами, а духом христианской соборности. И каждый афонский монастырь являет тому свидетельство, руководимый старцами во главе  с игуменом, избираемым всей братией. 

В пятых, отметим ту фундаментальную роль, которую Афон сыграл в истории Православия и которая сегодня приобрела еще большую актуальность: это хранение традиций и защита веры православной. Роль, безусловно, пророческая, потому что пророки напоминают людям  о верности Господу, и они защищают веру от попраний и ереси.

Сейчас, в нашем быстроменяющемся мире, Афон остается островком стабильности и постоянства, сохраняя образ горнего мира. Надежно защищенные от жажды перемен и постоянного движения, которые обуревают всех, живущих в мире, не подверженные влиянию социума, которое обуславливает уподобление образу жизни современного общества во всех его аспектах, святогорцы скрупулезно сохраняют канонические уставы, литургические практики и подвижничество, которые наши отцы передавали из поколения в поколение. 

Именно скрупулезное следование даже самым незначительным традициям стало условием того, что Православная традиция сохраняется в неизменности уже более тысячи лет. Святогорцы также внесли значительный вклад в сохранение веры православной в те непростые моменты истории, когда на нее начинались гонения. Так же обстоит дело и сейчас. И за это одно они заслуживают особого признания и уважения. 

Святая Гора традиционно играет пророческую роль форпоста и маяка для православного мира, предостерегая об отклонении от традиций и напоминая людям, что есть настоящая вера. Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем значительное ослабевание догматического сознания. 

      В шестых, и в последних, Афон играет фундаментальную роль  в сохранении православной духовности в неизменном и неомертвелом виде. Эту духовность зародили монахи Палестины, Сирии, Синая, братия Студийского монастыря, но именно афонские Отцы, начиная с XIII века, стали ее носителями и хранителями. Гора Афон с тех пор считается эталоном подвижнической и духовной жизни, привлекая монашествующих со всего света. Навещая свою прежнюю родину или возвращаясь после поездки на Афон, они способствуют распространению этой духовности. Именно Афон стал основным местом делания умной молитвы и развития исихазма. И корнями эта традиция всегда уходит в Святую Гору.

Сегодня перед афонскими Отцами стоит задача передать людям это древнее наследие, они несут ответственность за передачу этих традиций будущим поколениям. И в этом также нам видится пророческая и эсхатологическая роль монашества на Афоне. 

Перевод с английского: Алексей Маганов

Материалы по теме

Доклады