«Монашество – оплот канонического Православия»

Игумения Серафима (Шевчик)

Выступление игумении Серафимы (Шевчик), настоятельницы Архангело-Михайловского женского монастыря (г. Одесcы) на съезде монашествующих Украинской Православной Церкви (Почаев, 15 июля 2021 года)

Монашество – средоточие, сердце Православия. Оно призвано самой природой своего сугубого, всецелого служения Богу и Церкви стоять на страже Православия, его основ и канонов.

Монахов называют воинами Христовыми. Действительно, это боевая передовая когорта Воинствующей Церкви, готовая первой принять удар и мужественно отразить любое вражье нападение. Об этой особой роли монашества как стража Православия и воителя за его чистоту свидетельствует весь исторический процесс бытия христианства.

Так было в период иконоборчества, когда за почитание святых икон монашествующие подвергались жестоким гонениям. Многие из них получили мученические венцы. Так происходило и во время насаждения унии в Украине. Тогда основной удар приняли на себя Киево-Печерская Лавра и Почаевский монастырь, братия которых встала во главе сопротивления насильственному насаждению греко-католичества, вплоть до организации вооруженного отпора ему, благодаря помощи казачества, православных братств и народа Божия. Так было и в ХХ веке, когда сотрясались устои Церкви, когда богоборцы тщились уничтожить ее, а если это не удавалось, употребляли самые изощренные садистские методы государственного вмешательства в канонический порядок Церкви для создания «карманной» лжеиерархии и лжецеркви.

Сегодня ситуация мало чем отличается от тех лукавых времен. Разве что волки теперь надели овечьи шкуры и действуют якобы во благо украинского Православия, но внутри суть хищницы, не щадящие стада (Деян. 20:29). Мы собрались под этими благодатными стенами, чтобы обсудить вопросы устроения монашеской жизни. Их действительно много, и на сегодняшнем собрании будет уделено достаточно времени для их обсуждения и решения. Но самой главной проблемой нынешних реалий является опасность раскола, который тщится накрыть темной тучей нашу землю. Более того, раскол, насаждаемый Константинопольской Патриархией, стал тектонической трещиной в фундаменте всего мирового Православия. Колеблются его вековые канонические устои и законы! Колеблется Афон – удел Самой Пресвятой Богородицы! И опять, как встарь, на монашество Святой Руси возлагается особая миссия защиты основ канонического Православия.

Наверное, никогда еще наша Церковь не подвергалась столь изощренной атаке на ее канонический фундамент, какая предпринимается сейчас адептами ПЦУ. Такие воистину лукавые козни и действия предпринимали в отношении нее разве только большевики. Даже во время монголо-татарского ига, даже при унии подобных попыток разложения Церкви изнутри, бесстыдного хозяйничанья внутри двора церковного не было!

Сейчас наша страна отмечает 30-летие Независимости. А в прошлом году мы, чада Украинской Православной Церкви, торжественно и молитвенно праздновали 30-летие дарования ей Томоса о самоуправляемом статусе. Многие из нас помнят те драматические события, которые сопровождали процесс предоставления Томоса, помнят служение в соборе Софии Киевской Святейшего Патриарха Алексия и страшную какофонию политического шабаша на площади перед собором, устроенного, в том числе, при подстрекательстве Филарета. Стремясь к абсолютной личной власти, идя к ней напролом, не считаясь с полнотой Церкви, он начал ломать ее священные устои, что вылилось в учинение раскола. Власть стала союзницей расколоучителя и обрушила на всех несогласных репрессии, подчас сравнимые с гонениями на Церковь от большевиков. Это и не удивительно, ибо вчерашние руководители компартии Украины вдруг стали горячими патриотами и новыми гонителями канонического Православия. Однако все их потуги разбились, как о скалу, о твердую позицию множества иерархов, монастырей и монашествующих, священнослужителей и подавляющего большинства верующих. Все мы знаем, как бесстрашно выступил тогда в защиту Церкви от филаретовщины епископ Черновицкий Онуфрий – наш нынешний Предстоятель, а также Высокопреосвященные владыки Агафангел (Саввин) [1], Сергий (Генсицкий) [2], Алипий (Погребняк) [3] и другие. Монастыри же в ту лихую годину все как один сплотились против раскольнического нечестия.

В прошлом году братия Киево-Печерской лавры во главе с наместником Высокопреосвященным митрополитом Павлом отмечали 30-летие ее возрождения. Это был повод осмыслить ее путь на протяжении новейшего периода бытия. Лаврская братия первой подверглась натиску. За отказ следовать политике Филарета был изгнан из стен обители ее наместник архимандрит Елевферий (Диденко). Нападки на лавру с тех пор практически никогда не прекращались, иногда лишь затихая на время. А сейчас они вновь принимают угрожающий характер. Кто только не посягал на лавру! И Филарет, и Епифаний [4], и Евстратий Зоря [5], и Константинополь, и власть имущие, и радикалы постоянно заявляют о том, что она должна принадлежать их религиозным структурам. Но как можно отделить монастырь от братии? Кто тогда будет жить в этих опустевших стенах, лишенных монахов, ведь в ПЦУ не найдется таковых для заселения обители?! Да и сама мысль об изгнании тех, кто воссоздавал в течение 30-ти лет свои святыни, кто положил столько трудов, пролил столько пота и молитвенных слез для их возрождения, кощунственна и безнравственна! От имени монашествующих мы говорим таким деятелям: нас можно вынести из наших монастырей только в гробах. Мы сейчас находимся в Почаевской лавре. Она взрастила таких столпов современного отечественного Православия, как Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, наместник митрополит Владимир (Мороз), владыка Сергий Тернопольский и других архипастырей, пастырей, монашествующих. К сожалению, не обошлось без предательства. Против своей лавры и вопреки духу братства выступил епископ Иаков (Панчук). Священное Писание словами апостола Павла говорит: Извергните развращенного из среды вас (1 Кор. 5:13). Иакова Панчука братия под белы руки выпроводили из обители. Почаевская лавра была, есть и будет несокрушимым оплотом канонического Православия в Украине. Недаром ее позиция вызывает такую неудержимую ярость и лютую ненависть радикалов, раскольников и тех, кто их поддерживает внутри страны и из-за рубежа. Но этой скалы им не сокрушить!

О Святогорской Лавре – все знают, как непросто шло ее возрождение и какую роль сыграл в тот сложный период духовник монастыря, владыка Алипий (Погребняк), который в числе первых выступил против филаретовщины и пострадал за истину. Очень много для обители сделали Высокопреосвященные владыки Иларион Донецкий и наместник Святогорья владыка Арсений. Плодом их трудов и усердия ко спасению братии стало дарование в 2004 г. монастырю статуса лавры.

Три наши лавры как три форпоста связывают Украину воедино: восток и запад – с центром. Свидетельство тому – Крестный ход 2016 года из Почаева и Святогорья в Киево-Печерскую лавру. Недаром все силы ада восстали тогда на это крестное шествие! Страшно и горько вспоминать те кощунственные высказывания и действия, вплоть до попыток осквернения древних чудотворных икон, угроз убийством в адрес крестоходцев. Но истинно верующих не поколебать!

Вспоминаются события в Одессе весной 1992 года. Одесский Патриарший мужской монастырь не испугался тогда угроз и прещений, монашествующие единым фронтом выступили против автокефалии. А с приходом на Одесскую кафедру митрополита Агафангела все потуги раскольников исчезли «яко дым от лица огня».

Нельзя не отдать дань уважения женским обителям. Тяжело пришлось насельницам Киево-Покровского монастыря. Игумения Маргарита (Зюкина) подверглась репрессиям от Филарета. Он написал указ о снятии ее с настоятельства, и лишь единодушная поддержка сестер не позволила осуществиться этому сценарию. Флоровский монастырь. Игумения Антония (Филькина) не пустила Филарета, когда он приехал служить на престольный праздник, закрыла перед ним врата обители. Ей звонили, угрожали, но не смогли устрашить. В Зимно [6] держали фронт игумения Стефана (Бандура) со своей духовной семьей монашествующих. В Корецком монастыре отпор расколоучителю дала приснопамятная игумения Наталия (Ильчук). Сейчас ее дело продолжает игумения Рафаила. В Городокском монастыре активно действует на этом поприще игумения Михаила (Заяц) и ее сестры во Христе. На западе страны эти обители являются мощными твердынями и крепостями. Ничего, что заселяют их представительницы так называемого слабого пола, – как видим, на самом деле это очень и очень сильный пол!

После Майдана 2014 года матушки многих наших женских обителей пережили целый ряд испытаний: угрозы, агрессию, нападки. Чего только стоили так называемые поиски оружия в Корецком монастыре! В Зимненской обители насельницы каждый день ждали штурма. Всем монастырям было нелегко. Но выстояли с Божией помощью!

Хочеться закінчити словами Блаженнішого Митрополита Київського і всієї Украіни Онуфрія, Авви і священноархімандрита монастирів Украінськоі Православної Церкви. Нещодавно церковна повнота молитовно відзначила 50-річчя монашого життя Первосвятителя. Ми щасливі, що маємо такого богоносного Господина і Отця, що може розрадити нас, ченців, у скорботах та випробуваннях чернечого послуху, «в немже сам подвизатися изволи» та знаючи зсередини, що це таке - гіркий і пісний хліб чернецтва! В одному з своїх слів Предстоятель сказав, що розкол – це взаконення беззаконня, напад на Церкву ворожих сил. Ми, чернецтво, покликані взяти на себе весь удар цього злочинного нападу, бути як ніколи стійкими, мужніми, а головне, єдиними з Предстоятелем, єпископатом, духовенством і народом Божим у святій справі збереження і захисту основ канонічного православ’я [7]. Залог победы в этой духовной брани – то, что с нами сила Божия и правда Его, покров, заступничество и благословение нашей Небесной Игумении Пречистой Богородицы. Господи, буди с нами и никтоже на ны!

_________________________________________________________________________________

[1] Владыка Агафангел (Саввин) – митрополит Одесский и Измаильский – Ред.
[2] Владыка Сергий (Генсицкий) – митрополит Тернопольский и Кременецкий – Ред.
[3] Владыка Алипий (Погребняк) – архиепископ Краснолиманский, викарий Горловской епархии – Ред.
[4] Епифаний (Думенко) – глава неканонической структуры «Православная церковь Украины» (ПЦУ) – Ред.
[5] Евстратий Зоря – глава Информационного управления Киевской патриархии, секретарь Священного Синода неканонической «Украинской православной церкви Киевского патриархата» – Ред.
[6] Зимно – Свято-Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь – Ред.
[7] Хочется закончить словами Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, аввы и священноархимандрита монастырей Украинской Православной Церкви. Недавно церковная полнота молитвенно отметила 50-летие монашеской жизни Первосвятителя. Мы счастливы, что имеем такого богоносного господина и отца, что может утешить нас, монахов, в скорбях и испытаниях монашеского послушания, «в немже сам подвизаться изволи» и зная изнутри, что это такое – горький и постный хлеб монашества! В одном из своих слов Предстоятель сказал, что раскол – это узаконивание беззакония, нападение на Церковь враждебных сил. Мы, монашество, призваны взять на себя весь удар этого преступного нападения, быть как никогда стойкими, мужественными, а главное, едиными с Предстоятелем, епископатом, духовенством и народом Божиим в святом деле сохранения и защиты основ канонического Православия – Ред.

Материалы по теме

Публикации: