Подвиг в христианстве совершается ради Христа

Игумения Ксения (Пашкова)

Выступление игумении Ксении (Пашковой), настоятельницы Иверского женского монастыря Орской епархии на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)

Высокопреосвященнейший владыка, Преосвященнейшие владыки, отцы настоятели, матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Слово «подвиг» (со старославянского – «двигаться далее») означает поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Подвиг – это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг в христианстве совершается ради Христа. Формы подвижнической жизни разнообразны, но цель у всех нас одна – соединение с Богом.

Подобное соединяется с подобным, а противоположное отталкивается. Чтобы полностью соединиться с Богом, мы должны не только по образу, но и по подобию стать едиными с Ним. И если мы от образа стремимся перейти к подобию, то нам необходимо обрести свойства и качества Бога. Бог есть любовь, а главное свойство любви – это жертвенность. Любовь не ищет своего, любовь всегда жертвенна, – это всегда движение от себя в сторону любимого. А эгоизм направлен в центр самого себя, в сторону собственного «я». Эгоизм – это антипод любви. И все мы болеем этим недугом. Это заболевание сделало нас качественно противоположными свойствам любви. Мы утратили жертвенность, потому что устроение человека, задуманного по образу и подобию Божию, после грехопадения Адама перевернулось вверх дном. Человек словно замкнулся сам в себе, сделался противником Бога, потерял внутренний мир, оказался пленником греха. Чтобы исцелиться, очиститься, освободиться, нам необходимо прежде всего преодолеть собственный эгоизм.

Смысл любой войны – это движение к миру. Ожидаемый результат – победа. Отличие духовной войны с грехом в том, что она ведется за Царствие Небесное, которое внутрь вас есть (Лк. 17:21). То есть это внутреннее делание, внутренняя борьба за мир Христов – за мир Христов в сердце, прежде всего. А победа – это любовь христоподражательная, любовь жертвенная, самоотверженная, добровольное отсечение своей воли. Практика эта очень трудна, как мы все с вами знаем из опыта святых отцов. Но и каждый из нас из своего личного опыта может сказать, как это трудно, как нелегко преодолевать свой эгоизм, свое «хочу – не хочу», каких усилий это требует. Но мы знаем, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). Нудится, то есть с нуждой, с трудом, с усилиями и тяжкими подвигами достигается – долго, не сразу. И мы не стремимся к быстрому результату. Быстрый результат подвига, как правило, – плоды прелести. Потому что всё, что обретается быстро и сразу, – зыбко и недолговечно. Плоды Духа Святого созревают долго. Это и есть наш подвиг, подвиг пожизненный – дело спасения души, которое напрямую связано с терпением. Господь в Евангелии говорит: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19). Терпению же мы научаемся, по слову апостола Павла, через скорбь: Скорбь соделывает терпение, терпение же искусство (см. Рим. 5:3–4).

Теоретически, конечно, мы все можем это понимать, но каждый их нас, кто пытался что-то сделать для воссоединения в духе любви со Христом, понимает, что в основании всех добродетелей лежит терпение. Потому что нетерпеливый человек просто не сможет этого понести. Ведь когда в обстоятельствах жизни, или при взаимодействии с ближними, или во внутренней борьбе со страстями, помыслами, притесняется наше «я», мы испытываем сильнейшую боль, горечь, скорбь. И вот в этот момент как важно потерпеть хотя бы самих себя! И нужен навык терпения, чтобы продолжить подвиг, движение далее, движение в сторону от себя: не замыкаясь в себе, не останавливаясь на себе, продолжить движение в сторону любимого.

Терпение нужно практиковать, потому-то святые отцы еще и искусственно, через аскетику добавляли себе скорби, чтобы практиковать терпение, чтобы искусство терпения через практику соделывалось крепче, сильнее, глубже, и так закладывался фундамент долготерпения, и только на нем потом все уже могло строиться. Только на этой почве долготерпения вырастают все остальные добродетели, укрепляется вера, примиряющая душу с Богом и людьми. И каждый раз, все более укрепляясь, через долготерпение (это касается и борьбы с помыслами) подвижник обретает смирение, способность всё терпеть с миром – то есть при любых обстоятельствах, и внешних, и внутренних, не терять мирности духа, проявлять любовь даже к врагам. Для подвижника это становится свидетельством пусть не окончательной, но все же победы в духовной войне, приближения к первозданному образу и подобию.

Согласитесь, что для нас, воинов Христовых, победа в духовной войне состоит не столько в достижении временных, внешних условий для благополучной безмятежной жизни, а в том, чтобы обретать внутри себя, в сердце, мир Христов, и проявлять любовь жертвенную как свидетельство о соединении с Богом. И для этого не так важны внешние обстоятельства и то, в какое время – мирное или военное – мы подвизаемся и живем. Мир Христов вне времени и пространства, а обладатели, носители этого мира Христова – победители всегда. И стать такими с помощью Божией я искренне желаю всем нам.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Доклады