30 января 2021 года на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в келейном корпусе, находящемся в пределах святой Канавки, была освящена домовая церковь в честь Всех святых в земле Русской просиявших. Чин Великого освящения совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
В новоосвященном храме митрополит Георгий возглавил Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Дивеевского округа иерей Павел Покровский, старший священник Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, настоятель Троицкого храма Нижнего Новгорода протоиерей Сергий Шалатонов.
За богослужением молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко).
По окончании Литургии игумения Сергия поблагодарила главу Нижегородской митрополии за визит и совершенное богослужение. Она преподнесла архипастырю заздравную просфору и икону Всех святых в земле Русской просиявших.
«От нашей монастырской семьи мы сердечно благодарим Вас, за то, что этот юбилейный год Вы начинаете освящением храма в честь Всех русских святых, – сказала владыке игумения Сергия. – Этот год будет непростым для Вас: 800-летие Нижнего Новгорода, 800-летие Благовещенского монастыря, 300-летие Нижегородской духовной семинарии, 30-летие перенесения мощей батюшки Серафима в Дивеево. Нужна очень большая молитвенная помощь. Мы преподносим Вам икону Всех русских святых, чтобы они Вас укрепляли в несении архипастырских трудов».
Затем к собравшимся со святительским словом обратился митрополит Георгий. Он поздравил всех с этим благословенным днем, когда совершилось освящение престола Всем святым в земле Русской просиявшим.
«Мы имеем 2000-летнюю историю христианской Церкви и тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви, – напомнил управляющий Нижегородской епархией. – В те далекие времена наши предки посеяли семена веры своими молитвами, усердием, верностью Господу. Эти семена взошли, но наступило ордынское иго, иноземное пленение, междоусобная брань на русской земле. Казалось, что никто нам уже не поможет, ничто не спасет. Но Господь явил нам преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. В то время, когда удельные княжества воевали друг с другом, преподобный Сергий воззвал к народу и сказал: «Братья и сестры! Взирая на образ Святой Живоначальной Троицы, верой, любовью и единением спасемся!» Он сказал, что никто и ничто не должно отвратить нас от верности Богу. Он призвал к прекращению вражды, злословия, насилия. Ведь сказано: человек, как ты можешь говорить, что любишь Бога, которого не видишь, когда ты не любишь человека, которого видишь. Это можно отнести и к нашему времени: если мы кого-то ненавидим, то мы Бога не любим. Не нужно разделяться между собой, а жить в верности Богу, в единстве и согласии Матери-Церкви и в любви к ближним и дальним!»
«Благодаря этому завету преподобного Сергия русская земля процвела многими плодами святых угодников Божиих, – продолжил владыка. – Наше Отечество приумножилось землями, святыми обителями. Мы являемся наследниками Святой Руси, великой России. Как и в те древние времена, сегодня есть попытки нас разделить, отвергнуть наш народ от православной веры. Это зло мы можем победить только молитвой и верностью Богу! И любовью. Как много сегодня в нашей жизни нелюбви! Люди занимаются противостоянием. Надо избегать этого и в миру, и в церковной жизни. Нам как никогда необходимо единство и согласие! Будем же черпать силы у святых угодников Божиих, в земле Русской просиявших. Все святые земли Русской молите Бога о нас!»
Краткая справка
Среди святых русской земли – люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и простецы. Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие – всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили святой праведный Иоанн Кронштадтский, Святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-мученики Владимир и Вениамин и многие другие.
Среди святых, в земле русской просиявших – люди самых разных национальностей: греки, татары, болгары, грузины, немцы, евреи, – все воедино во Христе, все они подвизались в нашей Церкви, на нашей земле. А начало святости на русской земле неотделимо от имени апостола Андрея Первозванного, который с проповедью о Христе прибыл в пределы нашей родины. Он основал первые Церкви, ставшие в нашей истории колыбелью православия. Затем продолжил дело апостола Андрея в Херсонесе священномученик Климент, апостол от 70-ти. Он был сослан на благодатные земли Крыма императором Траяном, от рук которого святой Климент и погиб здесь же, оставив после себя богатый плод веры и проповеди.
Первыми канонизированными русскими святыми стали Борис и Глеб, великие князья, страстотерпцы, убиенные своим братом Святополком. Кстати, их почитание в народе как святых началось сразу же по убиении, еще до официального признания.
Множество статей и книг написано о русских святых. Из этого сонма каждый может выбрать себе примеры для подражания. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – учил святой преподобный Серафим Саровский. Дух мира и молитвы собрал вокруг преподобных Антония и Феодосия сонм Киево-Печерских подвижников, которые, расходясь по Руси, возглавляли многие архиерейские кафедры. Этот же дух собрал вокруг преподобного Сергия Радонежского сонм учеников, которые по всей России создавали новые обители. Этот же дух согревал немощных в Марфо-Мариинской общине святой благоверной княгини-мученицы Елизаветы Феодоровны.
После 1917 года началась героическая эпоха в истории Русской Православной Церкви – эпоха массового мученичества. 19 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы поименно более тысячи людей – миряне, монахи и священнослужители, пострадавшие и погибшие за веру и исповедание Христа в это страшное для страны время. Если же канонизировать всех наших мучеников, то сонм святых в Русской Церкви будет больше, чем во всех других поместных Церквях вместе взятых.