«Крест иноческой жизни»

Игумения Вера (Ровчан)

В нынешнем году тиражом в тысячу экземпляров вышла книга «Крест иноческой жизни (по книге святителя Феофана Затворника "Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество")». Ее автор-составитель игумения Вера (Ровчан) восемь лет подвизается в Успенском Вышенском монастыре и чуть более трех лет является его настоятельницей. Наша беседа с ней была посвящена этому современному труду, в основу которого легли проповеди святителя Феофана Затворника к насельницам женских обителей.

Матушка Вера, из переписки настоятеля Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне отца Андрея (Веревкина) со святителем Феофаном известно, что именно он, святогорский игумен, подсказал епископу-затворнику идею взяться за такую актуальную для всех времен книгу. Отец Андрей писал Преосвященному святителю в Вышу: «Кажется, не мешало бы собрать все поучения Ваши, произнесенные в женских обителях, и издать особой брошюрой для инокинь». Интересно, а как Вы отважились на столь непростой труд, как сумели выкроить для него время?

На самом деле это была моя дипломная работа. Я писала ее по ночам, заканчивая факультет теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (сейчас он – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) благословил меня облечь ее в форму книги. Почему я выбрала именно эту тему? Она мне очень близка, поскольку в качестве настоятельницы обители я сразу почувствовала, что возникает много вопросов. В их ряду: как организовать духовную жизнь сестер? как наладить их быт? как добиться от насельниц единомыслия, единодушия, объединяющих и цементирующих иноческое житье? И многие-многие другие. В повседневной жизни мы прибегали к названному труду святителя, но получали оттуда разрозненную информацию. Вот и родилась мысль обобщить ее, систематизировать все по главам: об Уставе монастыря, о терпении, борьбе со страстями, уповании на Господа... В общей сложности получилось двадцать четыре главы, основой которых стали двадцать проповедей святителя Феофана Затворника, произнесенных им в Тамбовской и Владимирской епархиях в те годы, когда он был там правящим архиереем. В книге три основных раздела: духовный смысл иноческой жизни, монашеская жизнь внешняя и монашеская жизнь внутренняя. Так ее легче читать и получать ответы на свои вопросы.

Мне, например, запомнились слова святителя Феофана, что иноческие обители учреждены затем, чтобы приготовить духовных врачевателей и врачевательниц. Святитель пишет, что в мире владычествуют страсти и всех снедают. «Придет кто в обитель отдохнуть душою, и тут те же страсти. Куда же тогда деваться мирянам от страстей? Возьмите же себе во внимание то, чем вы должны быть, и поревнуйте не казаться только, но и быть таковыми, какими все видеть вас чают», – призывает он монашествующих. Удается ли в святой обители, где подвижник веры и благочестия писал свои творения, следовать его наказу?

Если говорить о нашем монастыре, то сегодня в нем вместе с послушницами подвизается семнадцать сестер. Причем многие из них пришли сюда еще в 90-е годы прошлого века. И я думаю, что здесь остаются только те, кто может послужить святителю Феофану. То есть для кого его духоносные слова и призыв добрым иночествованием показать себя достойными избрания Божия – это основа основ. За восемь лет пребывания в монастыре мне довелось видеть насельниц (и послушниц, и инокинь), которые вдруг уходили в мир, даже создавали семьи. Поэтому скажу так: святитель отбирает только тех, на кого он может положиться. Он отбирает своих. И сестры в возрасте, составляющие костяк нашей монашеской семьи, служат с поразительной самоотдачей. Недавно был случай: одна наша пожилая матушка обварила кипятком ноги. Несмотря на это, она каждый день ходила на послушания. А когда боль стала нестерпимой, сообщила мне об этом. Конечно, я ее пожурила, сказав, что нельзя так себя доводить, и положила в больницу, где она пролежала две недели, пока ее не привели в порядок.

Радует степень ответственности многих сестер, их настрой не просто выполнить послушание, но выполнить его с любовью. Видя это, и миряне в атмосфере всеобщей любви душой отдыхают, стремясь приехать сюда снова, чтобы сделать глоток свежего целительного воздуха. Словом, с Божией помощью мы стараемся приблизиться к тому, о чем писал святитель Феофан в XIX веке и на чем акцентировал внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совсем недавно, 8 октября 2014 года, на собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре: «Наша основная цель – сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости». И хотя в нашем монастыре малый по численности состав, однако ему, «малому стаду», предстоит выполнить масштабную задачу: возродить обитель как духовно-просветительский центр. (Замечу, что в этом определении содержится две составляющих, которые связаны друг с другом и могут быть реализованы только в тесном взаимодействии).

В своем докладе на VIII ежегодных Феофановских чтениях Вы назвали основные вехи на этом пути, в их числе и создание музея святителя Феофана, позволяющего рассказать о сокровенном подвиге затвора паломникам...

В нашей беседе хочу обратить внимание и на другую сторону, не менее важную: на крестные ходы с Вышенскими святынями: чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана Затворника. Такие крестные ходы прошли в Тамбовской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Элистинской и Калмыцкой, Ханты-Мансийской епархиях, а также по многих епархиях Украины, что помогло людям больше узнать о святителе, дало им возможность помолиться у святынь, испросить небесного предстательства и покровительства в различных нуждах и обстояниях.

Сегодня уже много сделано для подготовки 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана Затворника. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла юбилей будет отмечаться в следующем году на общецерковном уровне. Вы, как настоятельница обители, находитесь в самой гуще событий. Нам рассказывали, что для Вас стали привычными маршрут Выша – Рязань – Москва и участие в разных мероприятиях, связанных с предстоящим празднованием. Благодаря этому множество людей знакомится с духовным наследием епископа-затворника. Матушка, как давно сами Вы узнали о святителе?

К своему стыду, узнала я достаточно поздно. Предыстория такова: я жила и работала в Москве. Работа была, можно сказать, публичная, насыщенная делами, встречами, – постоянно в движении. Но когда у меня появился духовник в Почаевской лавре, вся эта публичность попросту стала неинтересна. Моя жизнь тогда начала кардинально меняться. Пришло решение купить дом рядом с Почаевской лаврой, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Однако он не благословил, сказал: «Ищи в своих местах». Сначала я в Оптину пустынь поехала, затем мои знакомые предложили поискать дом в Тверской области рядом с Нило-Столобенской пустынью. Но вдруг позвонил один из водителей, который возил меня, и предложил: «Мы собираемся с супругой в Вышу. Не хотите ли с нами поехать?» Я спросила: «А где это?» Он ответил: «В четырехстах километрах от Москвы». Честно говоря, так далеко ехать не хотелось: ведь уже решила подыскивать себе дом возле Нило-Столобенской пустыни! Водитель стал уговаривать, и вот тогда-то я впервые услышала имя святителя Феофана Затворника. Может, какие-то его изречения и читала раньше, но не вникла, кому они принадлежали. В общем, меня уговорили. Мы приехали в Вышу в половине десятого вечера. Темень была непроглядная! Но, как только мы въехали в поселок, я вдруг почувствовала, что у меня сильно забилось сердце. А в машине был включен радиоприемничек, и оттуда неслись слова песни: «Здесь воздух святостью наполнен...» Могло ли это быть случайностью?


Когда рассвело, я увидела монастырь и сразу подумала: надо тут подыскивать дом. Появилось стойкое ощущение, что это мое место. Оно мне очень понравилось. Сообщила об этом в Почаевскую лавру духовнику. Он схимник, позвонить ему было нельзя, поэтому передала сообщение через людей. Две недели не было ответа, что наводило на мысль: наверное, не будет благословения, придется ехать в Тверскую область. И вдруг мне звонят и говорят, что батюшка благословил и при этом довольно потер руки. Я спросила по телефону: «А что это значит?» Мне ответили, что не знают. Сейчас-то я прекрасно понимаю, что это значило! Кстати, мой духовник когда-то предрек мне монашескую жизнь. Сюда, в Свято-Успенский Вышенский монастырь, я пришла вначале мирским человеком, получив благословение заняться восстановлением обители, потом приняла постриг, теперь вот настоятельница обители...

Однажды мой бывший начальник из той светской организации, в которой я в Москве работала, спросил, не жалею ли, что оставила довольно комфортные условия жизни в столице и перебралась за четыреста километров от нее. И не просто уехала, а, как он сказал, постоянно езжу в машине и бегаю туда-сюда. Тогда я впервые задумалась об этом и честно сама себе ответила: нисколечко не жалею! Это такая радость – послужить Богу! Жалею только об одном: что большую часть жизни служила миру, когда было много сил и здоровье было покрепче. Знаете, при подготовке к юбилею святителя Феофана приходится очень много трудиться, много ездить. Какие здесь дороги, вы, наверное, сами почувствовали, когда сюда добирались. Поэтому все время говоришь себе: «Надо!» – и отправляешься в путь, молитвенно обращаясь к святителю Феофану. Невозможно не осознавать, что все, что получается, делает сам святитель. Мне остается только побегать, чтобы собрать это воедино...

В книге «Крест иноческой жизни» каждая глава настолько емкая, что хочется все советы и образы пропустить через сердце. Даже мирскому человеку... Но особое внимание обращают на себя изображенные два креста, помогающие визуально представить крест иноческой жизни. На них указано, что составляет сердцевину креста, что – верхнюю его часть, что – нижнюю...

Это было сделано на основе взглядов святителя, который обращался к монашествующим со словами: «...ваш крест, то есть иноческий, походит на обыкновенные христианские кресты, только он имеет свою постройку и некоторые особенности в одних и тех же частях. Правда, он немного, а может быть, и не немного – тяжелее, но зато и плодотворнее». Святитель Феофан (эти его слова стали эпиграфом к книге) писал: «Без креста никто не спасался и не спасется. Как Господь вошел в славу, пострадав на кресте, так и все последующие Ему чрез своего рода крест входят в сопрославление с Ним. Желаете ли войти во славу эту? Взойдите прежде на крест – и со креста уже пойдете на небо».

Расскажите, пожалуйста, каким образом эта книга распространяется?

Пока что ее можно приобрести только в нашей церковной лавке. Но, если какие-то епархии просят, мы передаем им определенную часть тиража. Вот епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, который вел в нашем монастыре VIII Феофановские чтения, взял 50 экземпляров, чтобы раздать у себя в епархии.

А не возникала ли у Вас мысль полностью опубликовать книгу на сайте Успенской Вышенской обители? Ведь тогда монашествующие из многих удаленных обителей смогли бы с ней познакомиться и многое из нее почерпнуть.

Мы думаем над этим.

Матушка, не могу не спросить на прощание: наверное, свою дипломную работу Вы защитили на отлично?

Да. Только на этом моя учеба в государственном университете не закончилась. Меня благословили продолжать учиться в магистратуре. Конечно, совмещать настоятельство и учебу нелегко, а сейчас это делать особенно сложно, поскольку подготовка к юбилейным мероприятиям требует полной самоотдачи. Но архиерейское благословение надо выполнять!

Беседовала: Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Успенский Вышенский женский монастырь
Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша
Успенский Вышенский женский монастырь
Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макарьева пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь