Настоятельница Курского Свято-Троицкого женского монастыря игумения Сусанна (Барыкина) и насельница обители монахиня Иустина (Трофимова) входят в состав Историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-)служителях Курской епархии, созданной по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа в 2008 году. Одна из задач Комиссии, а также одна из миссий монастыря – распространение почитания Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря усердной работе в этом направлении священников, монашествующих и мирян многие куряне смогли принять и осмыслить величие подвига новых святых, в числе которых были пострадавшие за Христа курские архипастыри – священномученики Дамиан (Воскресенский), Онуфрий (Гагалюк), Иоасаф (Жевахов).Об этом мы говорили с архивариусом Свято-Троицкого монастыря, секретарем Историко-архивной комиссии Курской епархии монахиней Иустиной (Трофимовой).
Мать Иустина, нам рассказывали, что в Курске есть «второе Бутово» – расстрельный полигон, где в 1937–1938 годах было уничтожено около двух тысяч людей, ставших невинными жертвами политических репрессий. Были ли среди них священнослужители?
Были среди убиенных и священнослужители, а также мы предполагаем, что в лесном урочище Солянка покоятся мощи священномученика Иоасафа (Жевахова), канонизированного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2002 году. 5 декабря 2014 года, в день памяти нового святого, там, на месте массового расстрела, впервые соборно был совершен молебен священномученику Иоасафу и лития по убиенным в годы репрессий. Поскольку добираться туда своим ходом непросто, наш монастырь, находящийся в самом центре города, организовал выезд для всех желающих принять участие в соборной молитве. Как и 8 февраля нынешнего года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда на мемориальном полигоне были совершены панихида по убиенным и молебен священномученику Иоасафу и всем Новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Священномученик Иоасаф (Жевахов) – личность яркая, мужественная, уникальная, и мы с благоговением и интересом занимались сбором материалов для составления более полного его жизнеописания, изучая архивные документы следственного дела. Владимир (мирское имя священномученика) происходил из древнего грузинского княжеского рода. Его брат-близнец Николай, заместитель обер-прокурора Святейшего Синода, собрал и опубликовал многотомные публикации по биографии святителя Иоасафа Белгородского, с которым предки князей Жеваховых находились в родстве. Эти материалы и стали прологом к канонизации святителя... Сам Владимир Давидович Жевахов был пострижен в монашество с именем Иоасаф. До этого он служил мировым судьей, позже – старшим советником Киевского губернского правления. Он много сил и времени уделял организации раскопок древних монашеских пещер в предместье Киева Зверинец, где впоследствии был основан Зверинецкий скит, а над новооткрытыми пещерами возвысилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и в ней был освящен придел во имя Святителя Иоасафа Белгородского. Владимир Жевахов стал старостой храма и попечителем скита.
Арестовали его «за княжеское происхождение» в 1924 году. После освобождения князь Жевахов обратился к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества, написав Первосвятителю: «После пережитой в текущем году…Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу». Он был пострижен в монашество, приняв имя глубоко чтимого им святителя Иоасафа, и рукоположен во иеромонаха в Зверинецком скиту. А хиротонисал его в 1926 году во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии, митрополит Сергий (Старгородский). Из одиннадцати лет епископства священномученик Иоасаф (Жевахов) пробыл на свободе всего лишь около двух лет и ни разу за это время ни на шаг не уклонился в возникавшие тогда расколы. До последнего мгновения своей земной жизни он оставался преданным Православной Матери-Церкви. Его расстреляли на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1937 года, вменив в вину архипастырю и еще двум другим епископам, что они возглавляли контрреволюционные организации, которые подготавливали крушение правительственных поездов, шедших через Курскую и Орловскую область на юг. Якобы в алтаре они устраивали политические заговоры. Сейчас читаешь материалы того уголовного дела и думаешь: какой абсурд! Но сколько абсурдных обвинений оборвало жизнь миллионов людей в те кровавые годы!
В книге журналиста Александра Ошерова «Над пропастью во лжи. Из досье курской "Лубянки" (Курск. 1998)» есть страшные картины той общенациональной трагедии, разворачивавшейся и на Курской земле. Обреченных ночью везли в лес в битком набитой грузовой машине, потом их выталкивали и со связанными руками подводили к краю огромной ямы и расстреливали. Беспомощные жертвы, жизнь которых через миг уже оборвалась, и те, в ком она еще еле-еле теплилась, падали друг на друга в «бездну». Оттуда слышались стоны умирающих. А в это время расстрельная команда уже гнала к краю братской могилы других. Есть в этой книге ключевые слова, побуждающие к действию: «Горькая память. Но беспамятство горше».
Чтобы не быть Иванами, родства не помнящими, чтобы вера в нашем народе, прошедшем через горнило страданий, крепла, наверное, надо говорить правду о той эпохе, ее безвинных жертвах, о подвиге Новомучеников и с детьми, чьи души особенно восприимчивы к познанию нашей истории – как ее славных, так и трагических страниц...
Мы и говорим. Например, совместно с преподавателем истории средней общеобразовательной школы № 46 города Курска Татьяной Георгиевной Быковой мы разработали слайд-урок, посвященный священномученику Онуфрию (Гагалюку), архиепископу Курскому. Презентация урока вначале прошла в 6-м классе, затем – у старшеклассников. После мы поинтересовались у шестиклашек: «Вам такой урок нужен?» – «Нужен!» – сказали те. «Для чего?» – продолжили мы расспрос. И услышали в ответ совершенно искренне: «Для внутреннего стержня!»
А старшеклассники? Им этот урок был интересен?
Представьте себе, что старшеклассники потом нас целый час не отпускали, все расспрашивали о жизни владыки Онуфрия, о монашестве, о молитве, о Причастии. Сильное впечатление на ребят-подростков произвела прозорливость архипастыря, проявившаяся еще в раннем детстве. Браконьеры ранили лесника, отца будущего святого, затем подожгли и его дом. Дом сгорел полностью. И пятилетний мальчик, стараясь утешить плачущую маму, вдруг произнес: «Мама! Ты не плачь: когда я буду епископом, то возьму тебя к себе!» Она испугалась, переспросила: «Что ты сказал? Кто такой епископ? Где ты слышал такое слово?» (Мальчик жил в лесу и общался только со своими братьями и сестрами). Но слова оказались пророческими: спустя годы, он стал архиереем, а его мама, происходившая из бедной семьи поляков-католиков, приняла Православие, затем – монашество. Теперь каждый год в день памяти священномученика Онуфрия митрополит Курский и Рыльский Герман совершает панихиду на месте упокоения матери святого – монахини Наталии (Гагалюк), похороненной на Никитском кладбище города Курска. После панихиды владыка Герман говорит проповедь.
Насколько важно для всех нас глубокое соприкосновение с подвигом Новомучеников, с живым опытом Церкви, я поняла и во время работы над документальным фильмом «Соловецкая Голгофа», съемки которого по благословению митрополита Германа были осуществлены летом 2014 года. Местное телевидение предоставило журналиста, автора сценария картины, Екатерину Худякову и телеоператора Геннадия Воробьева, в съемках также принял участие оператор Андрей Вармунд. Свято-Троицкий монастырь помог осуществить эту большую экспедицию в Карелию и Архангельскую область. Поездка состояла из двух этапов: Сандармох – Соловки и Сандармох – Валаам. Сотрудники Историко-архивной комиссии и съемочная группа Курской телерадиокомпании «Сейм» прошли по крестному пути священномучеников Дамиана (Воскресенского) и Иоасафа (Жевахова). Телеоператоры не были людьми церковными, но, пройдя путь мучений святых архипастырей, преобразились, произошло очищение душ.
Я слышала, что делегация Курской епархии, участвуя в недавних Международных Рождественских образовательных чтениях, демонстрировала этот документальный фильм на заседании секции «Осмысление подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской», и было много положительных отзывов. Люди предлагали, чтобы такие фильмы получили распространение.
В Курске этот фильм, а также документальную киноленту «Памяти священномученика Онуфрия посвящается», снятую также совместно с ТРК «Сейм» в 2013 году в Харькове и посвященную Харьковскому периоду служения архиепископа Онуфрия (Гагалюка), мы представляли для просмотра и обсуждения в общеобразовательных школах, среднетехнических и высших учебных заведениях, в библиотеках и в Православной Духовной семинарии. Беседы со школьниками, семинаристами, со студенческой молодежью и демонстрация картины в классе, аудитории, конференц-зале – это одно из направлений работы Историко-архивной комиссии, равно как и постоянная работа в архивах, формирование единой базы данных о репрессированных священно-(церковно-) служителях и мирянах Курской епархии, составление Синодика и многое другое. Названные фильмы размещены на официальном сайте Курской епархии. Их могут посмотреть все, кому важен, понятен и дорог опыт наших родных Новомучеников и исповедников Церкви Русской, ибо они, как сказал игумен Дамаскин (Орловский), спасали и спасают наш народ от духовной гибели.
Мать Иустина, судя по всему, поездки в Карелию и Архангельскую область были чрезвычайно напряженными. Необходимость в дороге решать множество организационных вопросов, постоянный сбор материала для жизнеописания современных подвижников, прошедших через все ужасы Соловецкой тюрьмы, и, вероятно, сильная физическая усталость у всей съемочной группы от постоянных переездов – не помешало ли это почувствовать, осознать святость того страшного места, которое обильно полито кровью людей, живших, как велела им христианская совесть, и умерших за это?
Ничто не могло помешать сердцу и душе откликнуться на увиденное и услышанное Мы становились соучастниками живой воплощенной истории того страшного времени, мы сопереживали Новомученикам, которые прошли через все ужасы Соловецкой тюрьмы, но сохранили человеческое достоинство, веру и верность Богу. И, конечно, нам примером были люди, с кем приходилось встречаться во время съемок. Это удивительно цельные, крепкие духом, жертвенные и скромные, я бы сказала «настоящие». Хотелось бы назвать настоятеля Медвежьегорского храма во имя Илии Пророка протоиерея Георгия Соболева и директора Медвежьегорского городского музея Сергея Ивановича Колтырина.
Особое волнение вызвало у нас то место, где могут покоиться мощи священномученика Дамиана (Воскресенского). 9 октября 1937 года архиепископ Дамиан был приговорен особой тройкой при УНКВД СССР по Ленинградской области к высшей мере наказания – расстрелу. Архипастыря доставили из СТОНа в поселок Медвежья Гора в составе большой группы заключенных так называемого I-го Соловецкого этапа, состоящего из 1111 человек, и расстреляли в лесном урочище Сандармох (ныне Медвежьегорского района Республики Карелия). В фильме «Соловецкая Голгофа» можно увидеть расстрельный список 1937 года, в котором числится и архиепископ Курский и Обоянский Дамиан. На пожелтевшем от времени документе – запекшаяся капля крови. Предположительно, этот кровавый след невольно оставил кто-то из палачей. Сандармох – это 10 га глухого карельского леса. Именно здесь в 1937 и 1938 годах с особой жестокостью расправлялись с людьми, попавшими в адскую машину уничтожения. В Сандармох было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей и 11 религиозных конфессий. Это спецпереселенцы и заключенные, которые строили Беломорско-Балтийский канал, а также узники Соловецких лагерей. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. В 1997 году благодаря поисковым экспедициям удалось установить одно из самых больших на Северо-Западе России мест захоронения жертв массового расстрела. С тех пор каждый год 5 августа здесь проходят траурный митинг, крестный ход и панихида по погибшим. В карельском лесу вместе с Владыкой расстреляли еще 2 епископов, 5 священников, 13 мирян из священнических семей. В 2014 году накануне памятных мероприятий мы установили здесь памятный крест и табличку с надписью: «Здесь, в урочище Сандармох, 3.11.1937 г. был расстрелян узник Соловецкой тюрьмы священномученик Дамиан (Воскресенский, г.р. 1873), архиепископ Курский. В 2000 г. канонизирован Русской Православной Церковью». Теперь на расстрельном полигоне совершаются не только заупокойные богослужения, но и молебны священномученику Дамиану и всем Новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Историко-архивная комиссия передала Медвежьегорскому храму во имя Святого Илии Пророка икону священномученика Дамиана. С 2014 года день 3 ноября – память священномученика – торжественно отмечается православными г. Медвежьегорска. Таким образом, экспедиции Курской епархиальной комиссии способствовали восстановлению памяти и почитания священномученика Дамиана на месте его трагической кончины.
А в Курске с 1998 года традиционно проходят церковно-исторические Дамиановские чтения, посвященные памяти священномученика Дамиана. Основная их направленность – духовно-нравственное образование молодого поколения. Чтения приобрели статус всероссийской научно-практической конференции, и для участия в них приезжают историки, философы, филологи, юристы, журналисты, педагоги из Москвы, Волгограда, Воронежа, Николаева, Харькова и других городов. Свято-Троицкий женский монастырь также является постоянным участником этого форума.
Высокий уровень Дамиановских чтений отмечал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). Как и работу самой Историко-архивной комиссии Курской епархии, назвав ее очень созидательной. Главная заслуга Комиссии, по словам отца Дамаскина, в том, что при своих небольших силах, но в тесном сотрудничестве с архивными организациями, благочиниями, Синодальной комиссией по канонизации святых она сумела широко развернуть просветительскую работу в этом направлении, подойдя к изучению найденных материалов научно. В процессе работы над документальной картиной съемочная группа встретилась и с иуменом Дамаскиным, и с Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых епископом Троицким Панкратием, игуменом Валаамского монастыря, тоже высказавшим свою точку зрения.
Для нас эти встречи были значимы, они определили направление нашей дальнейшей деятельности. Мы давно сотрудничаем с игуменом Дамаскиным (Орловским) по вопросам сохранения памяти и почитания Новомучеников. Мы знаем, что эта тема для Церкви сегодня очень важна. Сколько новых святых было прославлено в нынешнем веке, а знаем ли мы о них, обращаемся ли к ним молитвенно? Этот вопрос поднимался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале 2015 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе отметил, что, к сожалению, подвиг Новомучеников «пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников» и указал на необходимость предпринимать усилия «для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу». Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий в нашем фильме «Соловецкая Голгофа» говорит, что пример Новомучеников свидетельствует о подлинности христианства. Что самое главное – верность, самопожертвование, готовность идти на Голгофу. «Новомученики и исповедники Церкви Русской исполнили слово Христа: "Оставь все и иди за Мной". И нам нужно учиться такому последованию Христу», – заключает владыка Панкратий.
В Курске благодаря архивным документам нами был обнаружен старинный дом на улице Челюскинцев, д.10, в котором жили сначала владыка Дамиан (Воскресенский), а затем владыка Онуфрий (Гагалюк). Архиереи-мученики ежедневно принимали у себя священнослужителей и прихожан сохранившихся храмов, оказывали материальную помощь ссыльному духовенству. Они несли свой архипастырский подвиг под жесточайшим давлением со стороны сотрудников НКВД. 16 февраля 2014 года состоялось торжественное открытие и освящение памятной доски на этом доме. Возглавил торжество митрополит Курский и Рыльский Герман. В своем слове архипастырь отметил, что этот дом стал последним пристанищем для священномучеников Дамиана и Онуфрия, откуда они отправились на Голгофу и приняли мученическую смерть.
В 2014 году 18 сентября по благословению митрополита Германа в Курске состоялось еще одно торжественное открытие памятной доски на доме № 31 по улице Золотой. Там жил священномученик Иоасаф (Жевахов). Чудом уцелело здание, предназначенное на снос еще десять лет назад, видимо, для того, чтобы в наше время мы могли сохранить здесь «Дом священномученика Иоасафа (Жевахова)», в котором бы разместились экспонаты, посвященные периоду богоборчества на Курской земле. Во время интервью для документального фильма «Соловецкая Голгофа» епископ Панкратий поддержал просветительскую деятельность историко-архивной комиссии Курской епархии и дал положительную оценку по сохранению в г. Курске «Дома священномученика Иоасафа (Жевахова).
***
Еще один кадр из документального фильма «Соловецкая Голгофа»: когда члены курской экспедиции вместе с верующими Медвежьегорского района идут крестным ходом к мемориальному кладбищу «Сандармох», по пути им встречается большой гранитный камень с надписью наших дней: «Люди, не убивайте друг друга». Придя на место, монахиня Иустина обращается к участникам крестного хода, среди которых есть и дети, с простыми словами: «Если мы будем любить Господа беззаветно, преданно, жертвенно, мы не будем злыми и не будем убийцами».
«Святые примеры всегда зовут к подражанию», – писал одному из своих друзей священномученик Онуфрий Курский, расстрелянный летом 1938 года в Благовещенске...
***
В заключение отметим, что работа по сохранению памяти о Новомучениках, их жизненном подвиге – это не только исследование, изучение, выявление новых фактов, распространение знаний о священномучениках, это еще, и может быть, самое главное, опытное общение со святыми нашего времени, преображающее души людей. Приведенные примеры – это и есть наши усилия в деле раскрытия духовного наследия и опыта земной жизни Новомучеников и исповедников Церкви Русской как образца, как примера для самовоспитания на основе высших духовно-нравственных ценностей.
Беседовала Нина Ставицкая
(Снимки представлены Историко-архивной комиссией Курской епархии)