Отец Парамон, уже не год и не десятилетие ведется активная выставочная деятельность Русской Православной Церкви. Общеизвестны выставка-форум «Православная Русь», ряд церковно-общественных проектов. Действуют ли в Церкви какие-то правила, согласно которым регламентируются подобные выставки?
Активная выставочная деятельность Русской Православной Церкви началась с 90-х годов прошлого века, с возрождения Церкви. Тогда стали проводиться православные выставки в Москве и регионах.
Никакого церковного органа, который бы занимался регламентацией выставочной деятельности, не существовало. Выставки старались по мере сил и возможностей контролировать священники и архиереи. Например, в Москве при приснопамятном Патриархе Алексии II контроль за деятельностью выставок осуществлял викарий Патриарха архиепископ Истринский Арсений.
28 ноября 2011 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была образована Комиссия по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви. Основная задача комиссии ― сформировать церковные критерии оценки православных выставочных мероприятий, определить четкие правила и требования к организаторам и участникам выставок. Данное решение было продиктовано увеличившимся количеством проводимых выставок и, как следствие, падением уровня качества мероприятий, а также поступающими жалобами посетителей.
Положение о выставочной деятельности Русской Православной Церкви, принятое в марте прошлого года на Высшем Церковном Совете и утвержденное Святейшим Патриархом, стало первым плодом работы Комиссии. В документе запечатлен самый лучший опыт Церкви за прошедшие два десятилетия в проведении таких мероприятий, а также указан вектор их развития. Определены понятия «православная выставка», «православная выставка-форум», «православная выставка-ярмарка», «православная ярмарка».
В рамках работы над едиными правилами привлекались специалисты Центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг Института региональных экономических исследований. В течение прошлого года во время неоднократных проверочных мероприятий Комиссия вела кропотливую работу по изучению и выявлению нарушений на выставках. Проект требований к участникам и организаторам православных выставочных мероприятий направлен на рассмотрение и утверждение Священноначалию.
Нередко в переходах метро можно услышать рекламные объявления о проведении, например, на ВВЦ ярмарок, приуроченных к тем или иным православным праздникам. Как посетители таких выставок могут быть уверенны в том, что это действительно церковные мероприятия?
Непременное условие ― это наличие у организаторов и церковных участников подобных мероприятий специального разрешения от правящего архиерея.
Что касается «рыночности»… На выставках людям предлагают освященные иконы и одновременно продукты питания, а также обещают встречи со священниками. При этом и священнослужителей, и воцерковленных прихожан весьма смущают такие навязчивые призывы, ведь они по сути дела, сводят мероприятия, которые, по идее, должны были быть церковными событиями, всего лишь к одной из рекламируемых услуг. Возможно ли повлиять на организаторов выставок в данном вопросе?
Комиссия ведет с организаторами разъяснительную работу, дабы повысить уровень православных выставочных мероприятий и исключить их превращение в «православный черкизон».
А как вообще организаторы относятся к тому, что Церковь будет контролировать выставки?
Поначалу отнеслись настороженно. Однако в процессе работы удалось выстроить доверительные отношения.
Ведется ли контроль за печатными изданиями, предлагаемыми посетителям православных выставок-ярмарок? Если ведется, то каким образом?
Да, несомненно. На выставке может быть реализована лишь та религиозная литература, которая имеет гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви, и периодика, имеющая гриф Синодального информационного отдела.
Предполагается ли возможность торговли продуктами в рамках таких мероприятий? Кто может это делать, какие требования предъявляются к продавцу?
Такая возможность предоставляется как подсобным хозяйствам при храмах и монастырях, так и частным лицам, если их продукция соответствует требованиям государственного законодательства.
А если идет пост, можно продавать, скажем, творог или пирожки с мясом?
В порядке эксперимента я прошедшим Рождественским постом на одной из выставок подошел к стенду, на котором был представлен очень широкий ассортимент мясной продукции ― мясо, сало, колбасы ― и спросил: «Это соевое мясо?». На полном серьезе, отстаивая качественность своей продукции, продавец ответил: «Нет, что Вы! Все натуральное!» ― «А как же Вы продаете мясо в пост на православной выставке?» ― «А мы продаем только тем, кому батюшки благословили послабление поста».
Наша комиссия ведет контроль за содержательной частью выставки и согласно нашим правилам нужно констатировать, что скоромная (мясо-молочная) продукция, реализуемая в период поста, вступает в противоречие с церковной традицией.
Кто может стать экспонентом (участником) православной выставки? Имеются ли в этом вопросе ограничения?
Монастыри, приходы, мастерские, ООО, индивидуальные предприниматели, ― все, кто согласно законам Российской Федерации имеет право на реализацию продукции, при условии, что эта продукция не противоречит церковным устоям.
Что делать тем посетителям, которые увидят в экспозиции или на прилавке что то, что смущает совесть православного христианина и явно нарушает правила проведения православных выставок?
Во-первых, обратиться в дирекцию, то есть к организаторам выставки. В случае если нарушения не были устранены, направить письменное обращение в Комиссию по координации выставочной деятельности. На такие сигналы мы реагируем оперативно.
Беседовала Ольга Богданова