«До монашеского пострига я о такой святой не знала...»

Игумения Фаина (Кулешова)

31 мая Святая Церковь чтит память святого мученика Феодота и святых мучениц семи дев – Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии. Они жили во второй половине III века в городе Анкире Галатийской области и приняли мученическую смерть за Христа в начале IV века. Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) – тогда еще насельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря Московской епархии инокиня Фотиния – была пострижена в монашество с именем Фаина в честь мученицы-девы Фаины Анкирской. Мы побеседовали с матушкой накануне ее дня Ангела.

Господь исполнил тайное желание

Матушка, как Вы восприняли свое новое имя? Для Вас это было неожиданно или ожидаемо? И еще вопрос: знакомы ли Вы были к тому времени с житием своей Небесной покровительницы мученицы-девы Фаины Анкирской?

Я всегда чтила древних мучеников, но при этом выделяла среди них и с какой-то особой любовью относилась к святой великомученице Варваре. В каких бы я ни бывала храмах еще до своего прихода в монастырь, я всегда подходила к иконе этой святой, молилась ей, ставила свечку. Уже в монастыре у меня появилось тайное желание, чтобы в монашестве меня назвали Варварой в честь великомученицы, которая, как мы знаем из ее жития, перед страшной своей кончиной не о себе думала, а о многих других людях, о грядущих поколениях, и в предсмертной молитве просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, внезапной смерти без покаяния, других напастей, и изливал бы на них Свою благодать. Матушка-настоятельница знала о моем особом почитании великомученицы Варвары, поэтому во мне жила уверенность, что получу это имя. Но когда епископ Серпуховской Роман по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия постригал меня в монашество, он произнес: «Фаина». В первые секунды я почувствовала сильное удивление. Как это? Почему Фаина? Я ничего о ней не знаю... Потом прозвучало: «В честь девы-мученицы Фаины Анкирской», и душа возликовала. Все-таки Господь исполнил мое тайное желание: мне очень хотелось носить в монашестве если не имя великомученицы Варвары, то имя другой древней мученицы, девы! Кто-то из верующих особо почитает святителей, кто-то – преподобных, а моя душа всегда тянулась к древним мученикам. Поражало их устремление к Богу. Человек, живший среди язычников, только узнал о Спасителе, уверовал в Него, а ему дают крест, предлагают пострадать за Христа. Как сказал Господь: «В мире скорбни будете (Ин.16:33)». И сколько древних христианин мужественно, даже с радостью, переносило жестокие пытки и принимало мученическую кончину, свидетельствуя миру об истинной вере!

Что интересно: я родилась в Башкирии, в Стерлитамакском районе, где это имя было распространено. Однако что оно означало, как-то не задумывалась. После пострига я прочитала житие девы-мученицы Фаины Анкирской и еще сильнее обрадовалась, что эта святая стала моей Небесной покровительницей. Она была одной из семи дев, которые с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали свою веру во Христа перед назначенным в их город правителем, известным жестокостью взглядов и обращения. Он предал их лютым истязаниям, но ничего не добился. Тогда Феотекн – история донесла до нас имя правителя-палача – отдал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы стали горячо молиться, просить у Бога помощи. Самая старшая по возрасту, Текуса, упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, чтобы те увидели ее седую голову. Юноши опомнились, заплакали и ушли. Тогда правитель повелел девам принять участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но они снова отказались и были приговорены к смерти. Каждой из них привязали на шею тяжелый камень, который должен был утянуть на дно озера. Племянник Текусы Феодот, державший корчму или гостиницу (по сути она была прикрытием для преследуемых верующих), увидел во сне свою тетю Текусу. Та просила похоронить убиенных по-христиански. Вместе с другими христианами Феодот достал из воды тела святых мучениц и увез их в церковь, где состоялось погребение. А вскоре он сам испытал на себе неописуемую ярость язычников и был обезглавлен. Мы видим, что семи святым девам из Анкиры предлагалось поучаствовать в языческом празднике (что могло бы продлить им годы жизни на земле), а святому Феодоту язычники посулили большие почести и богатство, если тот отречется от Христа, но все они остались непоколебимы. В нашем монастырском соборе в честь Святой Троицы рядышком находятся икона святой девы-мученицы Фаины Анкирской и икона святой мученицы Фотиньи Самарянки, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева и где впервые за Свою земную жизнь прямо сказал человеку, то есть Фотинии, что Он есть Мессия, Он – Христос. Не избранному народу израильскому, не Своим друзьям апостолам, а беседуя с женщиной, принадлежавшей, по мнению иудеев к отверженному народу, глубоко презираемому ими! Почему состоялась такая беседа у колодца? Как сказал в своей проповеди святитель Лука (Войно-Ясенецкий), «...Господь знал, что найдется и вне народа израильского много, много таких, которых Израиль считал нечистыми язычниками и отверженными, но которые уверуют в Него и войдут в Его Христово стадо: "И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя Мне подобает привести. И будет едино стадо и един Пастырь" (Ин. 10;14,16)». Я постоянно обращаюсь с молитвенным воздыханием к святой деве-мученице Фаине, а также чту и святую мученицу Фотинию, чье имя носила в иночестве. В памяти остался такой момент: вскоре после того, как я приняла монашеский постриг, клирик Белопесоцкого монастыря игумен Ермоген (Анисимов) с улыбкой заметил, что имя Фаина с древнегреческого языка переводится, как светлая, сияющая, и имя Фотиния тоже говорит нам о свете. А при Крещении в младенческом возрасте меня нарекли Светланой...

Сокровенные знаки Промысла Божьего

В восстановленном монастырском соборе Зосимовой пустыни много икон, которые притягивают к себе, дарят духовную радость, потому что изображенные на них святые стали для многих из нас как бы родными, близкими, скорыми заступниками и помощниками в нашей земной жизни. Наверное, с каждой иконой связана своя история? В предыдущем интервью для сайта СОММ («Пусть мы немощны, но должны стремиться к подвижническому идеалу старца Зосимы») Вы поведали об удивительной истории появления в обители образа Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон». А как попала сюда копия с чудотворного образа Табынской иконы Пресвятой Богородицы – главной святыни верующих Южного Урала и Оренбуржья, вывезенной белоказаками в годы Гражданской войны заграницу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу сообщить, что часть икон в соборном храме была написана при приснопамятной настоятельнице монахине Елене (Коньковой), стоявшей у истоков возрождения обители в начале третьего тысячелетия. Часть икон уже я, как последующая настоятельница, заказала. И немало икон монастырю было подарено. Табынская – из их числа. Этот образ для меня, действительно, родной и близкий, потому что с самого детства я слышала о нем от своей бабушки. Бабушка мне много рассказывал о чудесах, связанных с явлением этой иконы в наших краях (в XVI веке, когда икона была явлена, это был Стерлитамакский уезд Уфимской губернии). Среди игумений принято поздравлять друг дружку с великими православными праздниками. И однажды я написала поздравление с праздником Рождества Христова игумении Иоанне (Смолкиной), настоятельнице Богородице-Табынского женского монастыря Уфимской епархии, хотя мы не были знакомы. Получила в ответ поздравление от нее с припиской: «А откуда Вы о нас знаете?» Я сообщила, что родилась в Стерлитамакском районе и что моя бабушка всегда молилась перед образом Табынской Божией Матери. Потом матушка Иоанна приехала к нам в Зосимову пустынь. В подарок она привезла эту икону, которая стала дорога и сестрам, и прихожанам, потому что поистине много чудес и исцелений происходило по молитвам перед чудотворным образом, считающимся одним из самых загадочных в России. Известно, что святыня, вывезенная в годы Гражданской войны атаманом Дутовым в Китай, пребывала там до прихода коммунистов к власти и тоже прославилась чудотворениями. Где сейчас находится чудотворный образ, неизвестно: его ищут уже многие десятилетия. Но по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и правящих архиереев ежегодно в период с 9-й пятницы по Пасхе (день явления иконы) до Пасхи следующего года по территории епархий Южного Урала и ряда епархий Русской Православной Церкви в Казахстане проводится Крестный ход с чудотворным списком с той иконы. А я счастлива, что мы в своем монастыре возносим молитвы перед образом Божией Матери, который в моей памяти прочно соединен с детством и моей бабушкой Христиной. Не могу не поделиться еще одним воспоминанием, связанным с родным домом. Когда я сообщила родителям о своем решении уйти в монастырь, папа благословил меня иконой Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Конечно, я никогда не забывала об этом, но, получив назначение сюда (вначале исполняющей обязанности настоятельницы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни), остро ощутила, насколько все в жизни промыслительно.

Святитель Николай Сербский – блестящий проповедник, православный писатель – в одном из своих миссионерских писем задает вопрос: «Почему мысль о Промысле Божием в судьбах людей – величайшая мысль, достойная человека?» И отвечает: «Потому, что она приносит человеку мудрость и блаженство». Святитель считал, что мир, в котором мы живем, полон знаков, требующих прочтения. Вы испытали блаженство, прочитав этот знак?

Я испытала большую радость, увидев в Свято-Троицком храме Зосимовой пустыни еще один знак Божьего благоволения ко мне на новом посту. В Белопесоцкую обитель меня зачислили послушницей в тот день, когда совершалось празднование иконы Божией Матери Печерской с предстоящими пред Нею преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Это было 16 мая 1995 года. По преданию, древний образ принадлежит кисти первого русского иконописца – преподобного Алипия, Печерского инока. Икону можно назвать мало распространенной – ее не часто увидишь в храмах. И вот вхожу я в соборный храм Зосимовой пустыни, а в приделе преподобного старца Зосимы она, дорогая сердцу икона, напоминающая мне об одном из наиважнейших событий в моей жизни! Появилось окрыляющее чувство, будто Сама Богородица вместе с основателями русского монашества благословляет меня на труды в незнакомой обители, призванной стать родной.

Спаситель разных людей призывает послужить Ему

Обитель была для Вас незнакомой, а имя старца Зосимы Верховского, чьим тщанием она возникла среди лесов и болот, Вам о чем-нибудь говорило?

О подвижническом пути святого старца Зосимы мы, насельницы Белопесоцкого монастыря, знали благодаря настоятельнице Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни монахине Елене (Коньковой). Помнится, матушка приехала к нам в гости – посетила послушания, посмотрела, чем сестры заняты. Я тогда несла послушание в трапезной и поила гостью чаем. (Кто бы мог подумать, что со временем стану ее преемницей!) Матушка Елена подарила каждой сестре по маленькой синенькой книжечке про основателя Зосимовой пустыни. Читая ее, я поражалась, насколько великой и всеобъемлющей может быть любовь к Богу. Поражалась тому, как эта любовь, мысли о небесных радостях и небесном блаженстве выстраивают жизненный путь человека. Казалось бы, Захария Верховский мог, подобно его благочестивым предкам, участвовать в храмоздательстве на родной Смоленщине и безбедно жить в миру. Средств хватало. Но, перешагнув 20-летний рубеж, младший сын дворянской четы Верховских все оставил, связав свою дальнейшую жизнь с монастырем, затем – с пустынничеством и старчеством. Сколько лет он со старцем Василиском подвизался в Сибири, пребывая в совершенном безмолвии и лишь субботние, воскресные дни и дни больших православных праздников они проводили вместе в беседах и чтении трудов святых отцов! Сколько скорбей и лишений отшельники претерпели! И что особенно важно: впоследствии старец Зосима в сестрах тоже станет воспитывать правильное и полезное для спасения души отношение к скорбям, утверждая, что подвиг терпения скорбей, обид и поношений выше всяких вериг и власяниц. Своим примером он постарается воспитать в них любовь к уединению, которое позволяло сосредотачиваться на непрестанной молитве. Иными словами, преподобный Зосима в моем восприятии стал высоким духовным авторитетом эпохи, часто называемой филаретовской, поскольку велико было влияние на многие стороны церковной жизни выдающегося деятеля Русской Православной Церкви XIX века святителя Филарета (Дроздова). В том числе – и на становление Свято-Одигитриевской Зосимовой пустыни, основателю которой архипастырь оказывал отеческое покровительство...

Говорят: «История оживает на глазах». В моем восприятии это не фигура речи, не красивые слова, способные усилить эмоциональную окраску фразы. Это – отражение состояния души, чувствующей, что прошлое мощно прорастает в настоящем, придает силы, укрепляет духовно. Когда я сюда прибыла, столько всяких открытий было! Они и сейчас продолжаются. Еще я поняла, что историю нельзя идеализировать – ее нужно знать и понимать, почему Господь попускает грехи и как важно при этом ухватиться за руку помощи, которую Создатель протягивает человеку, указывая ему спасительный путь. Яркий тому пример – надворная советница Мария Семеновна Бахметьева, что пожертвовала измученному несправедливыми обвинениями старцу Зосиме и приехавшим вслед за ним из Сибири сестрам землю для устройства обители. Чаще всего в статьях пишут о ней: «благочестивая вдова», «истинная христианка». Но всегда ли она была благочестивой? Из писем Бахметьевой мы узнаем о ее неровном характере (то она все время находилась в хлопотах, то вдруг предавалась праздности и лености; то на балах скакала, целыми днями резвилась, то безвыездно жила в своем доме около Одигитриевской пустыньки). И вот что Бахметьева писала из Подмосковья: «Семьдесят лет прожила, не умела нажить ни друзей, ни знакомых, села в болото одна. Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов».

На меня сильное впечатление произвел тот факт, что Бахметьева купила эту землю, сама не зная, зачем. Ведь у нее уже были ближайшие к Москве имения! Дальше – больше. Не переставая себе удивляться, хозяйка наняла две роты солдат, которые работали тут целое лето – расчищали лес и непроходимые чащи. Сто землекопов копали каналы по всему участку, ища место, куда можно спустить воду. И сама Мария Семеновна ходила за плугом, смотрела за расчисткой и за работами землекопов...

Спаситель разных людей призывает послужить Ему, следовать за Ним – и богобоязненных, и далеких от смирения. А то, что это был призыв Божий, становится ясно из снов, о которых Бахметьева поведала старцу Зосиме. За несколько дней до его прибытия в Москву Мария Семеновна (кстати, прежде о нем не слыхавшая) видит сон: она собирает рассыпанный жемчуг и нанизывает его на нитку. «Рассыпанное стадо твое, отче, Господь сподобил меня собрать в дом мой», – так объяснила она свою неожиданную для нее покупку земли в 60 верстах от столицы. Второй сон ей приснился уже на даче: старец Божий вместе с нею высаживает молодой сад. Он сажает деревья, а Мария Семеновна по его благословению читает на каждое деревцо особую молитву. И если прежде у отца Зосимы и сестер еще были какие-то сомнения относительно места (во-первых, страшили непроходимые болота, вплотную подходившие к предложенной земле; во-вторых, храм находился далековато – в непогоду было не добраться), то после рассказа благодельницы о двух своих снах они отпали. Появилась уверенность, что Сам Господь повелел москвичке подготовить тут место для будущей обители. И по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета преподобный Зосима устроил здесь женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Почти два века назад, при святом старце Зосиме, пустынька находилась в отдаленной от столицы местности, в уединении. Сейчас это уже территория Новой Москвы, Троицкий административный округ столицы. Как Вы ощущаете: в наше время тишина и уединение здесь нарушены? Столица вплотную подступила?


Нет, мы по-прежнему в отдалении, общественный транспорт к нам не ходит. Но обитель любима людьми, и они добираются сюда, кто как может. Кто-то на личном транспорте, кто-то берет такси от железнодорожной платформы, а кто-то и пешком со станции идет, хотя путь неблизкий. Бывают в монастыре верующие из близлежащих поселений, Наро-Фоминска, Ступина (в Ступинском районе находится Белопесоцкий монастырь, где я прежде подвизалась). И все же больше всего приезжает москвичей, многие из которых, заходя в ограду монастыря, замирают. Признаются потом, что на ум приходит словосочетание «первозданная тишина», и эта тишина после столичной суеты их умиротворяет. Получается так: с одной стороны небольшая монашеская семья Зосимовой пустыни как бы закрыта от мира, потому что главное наше дело, наше призвание – молитва. С другой стороны, осознавая, что нельзя людей оставлять в угнетенном состоянии, мы стараемся помочь им найти выход из (как порою им кажется) тупиковой ситуации, молимся за них. У нас есть монахиня Елисавета – она часто несла послушание в церковной лавке, то есть была на людях. Мы ее называем сестрой-утешительницей, потому что сколько прихожан, благословясь у меня побеседовать с матерью Елисаветой, рассказывало ей о своих скорбях, и она давала духовные советы, помогающие им наладить свою жизнь! Ко мне тоже нередко обращаются прихожане с вопросами, далекими от монастырской жизни. Однако когда видишь, что перед тобой человек, находящийся в отчаянии или близкий к нему, то стараешься вникнуть в его проблему и постараться найти такие слова, которые помогут ему обрести мирное устроение души. А уж с миром в душе все воспринимается по-другому... Был такой случай: я лежала в больнице – вокруг врачи, медсестры, таблетки, уколы, обследования. Словом, больничная жизнь с ее, как водится, напряженным распорядком дня. Вдруг раздается звонок по мобильному телефону – звонит одна женщина, приезжавшая в Зосимову пустынь, и говорит, что «наступил край»: она больше не может противостоять лавине обрушившихся на нее бед и хочет покончить жизнь самоубийством. Не помню, сколько минут я с ней говорила – тридцать, сорок или более, но пришлось мобилизовать все свои духовные и физические ресурсы, чтобы убедить ее не совершать непоправимое. Чувствовалось: она действительно на волосок от смерти, а позвонила мне потому, что пыталась найти хоть какую-то зацепку за жизнь земную ради будущей жизни вечной. (Ведь недаром самоубийство называют «второй смертью», а главным его виновником – диавола. И в глубине души она это понимала). Сейчас с той женщиной все в порядке. Я благодарю Господа, что мне удалось удержать ее от тягчайшего из смертных грехов.

Матушка Фаина, мы начали наш разговор с воспоминаний о Вашей Небесной покровительнице, чей подвиг мученичества, к сожалению, известен не всем современным христианам. Но что обращает на себя внимание: нынче немало постригаемых в российских женских монастырях нарекаются именами святых, которые «не на слуху»: Сусанна, Рафаила, Тавифа, Анувия, Евстолия, Неонилла... Мы начинаем читать их жития, и перед нами во всей полноте встает весь путь христианства. Становится виден масштаб личности его подвижников, живших на заре христианской веры. Разрешите накануне Вашего Дня тезоименитства, дорогая матушка, от лица коллектива сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству поздравить Вас с этим особым памятным днем и пожелать Вам крепости духовной и телесной, щедрых милостей от Спасителя. Пусть святая дева-мученица Фаина хранит Вас своими молитвами! А возрождающейся обители, которую Вы по благословению священноначалия возглавили без малого пять лет назад, мы желаем дальнейшего процветания и благоукрашения, сестрам обители под Вашим игуменским руководством – укрепления в их сердцах духа истинного подвижничества, который отличал святого преподобного старца Зосиму.

Сердечно всех благодарю!


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков.

Также представлены снимки из архива монастыря


Материалы по теме

Новости

Монастыри

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь