«Я любила все свои послушания»

Игумения Антония (Корнеева)

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). А вскоре, 30 июня того же года, новый Предстоятель Русской Православной Церкви назначил настоятельницей Николо-Вяжищского женского монастыря на Новгородчине с возведением в сан игумении монахиню Антонию (Корнееву). На торжество по этому случаю приехали настоятельница Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии игумения Варвара (Трофимова, +2011) и сестры, чье духовное становление также проходило в Пюхтицкой обители. Это монахиня Георгия (Щукина), на тот момент занимавшаяся восстановлением Иоанновского монастыря на Карповке в Ленинграде, а спустя небольшое время направленная на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь. Это инокиня Татиана (Волошина) и монахиня Филарета (Смирнова), тоже будущие игумении. Первая – после принятия  монашеского пострига в честь преподобного Серафима Саровского – будет поставлена во главе Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского  монастыря. Вторая – во главе  Подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря в Москве. Около 20 игумений взрастила Пюхтица  для наших  монастырей... Мы беседуем с одной из них – в преддверии Дня тезоименитства матушки Антонии.

«Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!»

Матушка, честно говоря, не представляю себе, что в наши дни могут найтись люди, которые бы ничего не слышали о монастырях, их возрождении на Русской земле и их притягательности для мирян. Сегодня большинство православных обителей стали молитвенными форпостами, куда верующие или жаждущие уверовать едут за духовным подкреплением. А в те годы, на которые пришлась Ваша юность, было ведь совсем по-другому: монастырей было мало, о монашестве советские люди почти ничего не знали. Как Вы в ту пору, когда государство стремилось разрушить институт монашества, сделали свой выбор в пользу иночества?

Я могу свидетельствовать о том, что даже во время господствовавшего в стране атеизма Господь являл Свою милость нашему народу, отдельным людям, отдельным семьям. Милость Божия ощущалась мной с ранних лет. Во-первых, родители были верующими. Папа – шофер, мамочке довелось потрудиться и на стройке, и на машиностроительном заводе, а последние 20 лет она работала  нянечкой в клинике знаменитого кардиологического центра имени Мясникова в Москве, где ее очень любили. То есть это были простые люди с крепкой верой. А во-вторых... Разве это не величайшее счастье для верующей семьи, что недалеко от их места жительства (город Климовск) находился действующий храм? Единственный собор Подмосковья, который не был закрыт в советские годы, – собор во имя Троицы Живоначальной в Подольске. Сколько лет мы – чаще всего с папой, поскольку мама могла в воскресный день находиться на дежурстве – ездили туда на раннюю Литургию! Повзрослев, я стала петь на клиросе. Затем в моей жизни появилась Пюхтица, куда я впервые попала в 17 лет. Однажды знакомые девушки-сестры, тоже верующие, спросили, не хочу ли я поехать в монастырь в Эстонию (что-то нужно было отвезти). Я охотно согласилась, после чего стала бывать  там каждый год – брала отпуск на время Успенского поста, трудилась на послушаниях. Накануне праздника Успения Божией Матери участвовала в подготовке праздничного стола. Пюхтицу я полюбила всей душой и в то же время в голове крутилась мысль: нет, в монастырь не пойду, трудно жить в монастыре.


И что помогло принять другое решение?      

Думаю, воля Божия, открывшаяся мне через настоятельницу Пюхтицкой обители игумению Варвару и старца-архимандрита Наума из Троице-Сергиевой лавры. Когда я по просьбе одной сотрудницы «Журнала Московской Патриархии» в очередной свой отпуск повезла в монастырь какие-то экземпляры этого издания и православные календари, матушка Варвара пригласила меня к себе. Спросила, не хочу ли я поступить в монастырь. Сказала: «В монастыре хорошо. Что послушнице надо? Утреннее правило знать и вечернее. Остальное – послушание». Правда, добавила Матушка, в монастыре тяжеловато – нужно много трудиться. Но зато как хорошо здесь душу спасать! Затем поинтересовалась, возможно, я замуж хочу. Сложно мне было что-то ей ответить. В 20 лет ты плывешь по течению жизни, радуясь, что всё у тебя складывается хорошо. После окончания училища я работала на Московской швейной фабрике «Космос» швеей-мотористкой, была поставлена контролером цеха, училась на первом курсе техникума. И тут – Промысл Божий! – в дело вмешались пюхтицкие сухарики, которые очень любил отец Наум. Много молодежи приезжало к батюшке с вопросами и за советами. Я тоже у него бывала и, вернувшись из Пюхтицы, отправилась к нему с сухариками. Он сразу спросил: «А Матушка тебя не приглашала в монастырь?» – «Приглашала». – «И ты что, отказалась? Пиши письмо, что ты хочешь в монастырь!» Невозможно это объяснить словами, но после батюшкиных  слов у меня появилось чувство, что я услышала волю Божию. Всё как бы вмиг прояснилось, стало на свои места. Я тут же написала матушке Варваре письмо, и вскоре пришел ее ответ, написанный на открытке, которая  до сих пор у меня хранится среди важных бумаг... Родители обрадовались, поддержали меня. Предстояло уволиться с фабрики, что в те времена было очень и очень непросто.

Да, ярлык «летунов» тогда часто навешивали на людей, оставлявших прежнее место работы с целью перейти на другое, более им приглянувшееся. Но сообщение, что молодая перспективная работница уходит в монастырь, тоже, наверное, вызвало бы немалый переполох на передовом производстве, каковым, помнится, была швейная фабрика «Космос» – крупный производитель одежды в СССР?

Мне пришлось сказать, что я выхожу замуж и уезжаю в Эстонию. Начальница моя сильно расстроилась (видимо, действительно возлагала на меня большие надежды). Однако замужество, как ни крути, причина уважительная, не отпустить было нельзя. Я отработала положенные две недели и отправилась в Пюхтицу. Но по приезду туда состоялся разговор, драматизм которого, точнее – начало того разговора – заставило меня рыдать так, как я не плакала никогда в жизни. Матушка Варвара сказала, что только вчера митрополит Алексий, управлявший тогда Таллиннской епархией (будущий Патриарх Алексий II) запросил список «иерусалимского набора» – группы сестер, которых Пюхтицкому монастырю предстояло подготовить для несения послушания на Святой Земле. Появись я на денек-другой раньше, попала бы в этот список. А теперь, к сожалению, придется домой вернуться. Помню ту картину: захлебываясь в слезах, я говорю Матушке, что вернуться домой никак не могу. На работе-то всем сказала, что замуж выхожу... Она пристально смотрит на меня, отчаянно рыдающую, и вдруг произносит слова, которые никогда не забуду: «Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!» По ее благословению съездила я домой,  взяла справку в храме, будто работаю там уборщицей. (Монашествующие тех призывов знают, какие трудности возникали с пропиской в той местности, где находился монастырь). Вскоре пришли в обитель и другие молодые послушницы. Кто какие справки где брал и как Матушка оформляла новеньких, не могу сказать. Набралось нас десять человек. И вот приезжает митрополит Алексий, матушка-настоятельница зовет нас на встречу с ним и уже в кабинете говорит, что мы должны поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку: власти разрешили ему прописать 10 насельниц в самом монастыре, то есть у нас десятерых будет монастырская прописка. В те годы это было неслыханно! Прежде  сестер прописывали за оградой обители: кто якобы трудился санитаркой в больнице, кто – уборщицей, кто – на шахте. Глядя на улыбающегося Владыку (улыбка у него всегда была добрая, сияющая), мы испытали такой душевный подъем! 

Награда за смирение

Какое из послушаний в монастыре показалось Вам самым трудным?

Я любила все свои послушания, включая и послушание на скотном дворе, где мне, хотя и шустрой, но тоненькой, худенькой бывало несладко. Попробуй-ка, к примеру, навоз убрать! Эта работа требовала немалых физических сил. Как раз там, на скотном дворе, мы на всю жизнь подружились с Татьяной Волошиной, будущей настоятельницей монастыря на Карповке – игуменией Серафимой, перед кончиной принявшей схиму с этим же именем. Таня запомнилась всем своим  поразительным трудолюбием и столь же поразительной любовью к чистоте. Мы с ней на пару, пока другие сестры пасли скотину, намывали помещение скотного двора, чтобы там был порядок. И дом, где мы жили, старались надраить до блеска. Потом я приболела, попала в больницу, после чего меня перевели на кухню для рабочих, которую в обиходе называли серой кухней, поскольку ее стены были выкрашены в серый цвет. Кормить приходилось по 100-120 человек – три раза в день. Готовили мы пищу с любовью, рабочим наши приготовления нравились, они нас от всей души благодарили. И так с весны до осени – дни напролет на кухне, пока рабочие не уедут. Понятно, что при таком напряженном графике попасть на службу в храм было нереально. Оглядываясь назад, скажу со всей искренностью: ропота из-за этого у меня не возникало. Не было жгучего недовольства: мол, я поступила в монастырь, чтобы молиться и что же получается? Враг рода человеческого столько недобрых слов мог нашептать, такое помрачение сознания вызвать! Но ропота не было. Позже, получив от Господа в утешение бесценную награду, я поняла: это Он, Вседержитель, вложил в мою юную душу мысль, что прежде нужно сильно потрудиться для Матери Божией и потом твои труды окупятся сторицей.

           

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке». Действительно, это милость Божия, что Вы избежали того страшного греха, в который впадают многие. Матушка, разрешите спросить: что это была за награда?

Когда владыка Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, он взял с собой несколько пюхтицких сестер на разные послушания. Я, постриженная в инокини с сохранением мирского имени – Любовь, стала экономкой архиерейского дома митрополичьей резиденции в Великом Новгороде. Резиденция находилась в тихом месте, а рядом – церковь святого апостола Филиппа, долгое время являвшаяся единственным действующим храмом в древнем городе на Волхове. В церкви  служило четыре или пять священников, но певчих было мало. И псаломщица просила меня помочь. Четыре года я  туда ходила – пела и читала. И причащалась. Церковный Устав изучала на практике. По вечерам в Филипповской церкви читались акафисты, каждую среду – акафист моему любимому святому Николаю Чудотворцу. Это было настолько мое! До боли родное! То, что я с детства любила.  «Господи, – думала я со слезами благодарности, – Ты мне всё дал!» А на праздник Успения Божией Матери митрополит Алексий всегда брал нас с собой в Пюхтицкий монастырь. И вот однажды он говорит за праздничной трапезой матушке Варваре: «Любанька как попала!» С воодушевлением сказал про мое послушание в Великом Новгороде... К слову, имелся у меня небольшой огородик. Бабушка, которая трудилась в резиденции как наемный работник, родом была из новгородской деревни Холынья, славившейся со времен Государя Ивана III особым методом засолки огурцов. Она-то и научила меня всем тонкостям того метода, так что когда я стала настоятельницей Николо-Вяжищского монастыря, а митрополит Алексий – Патриархом, он своим знакомым, отправлявшимся в Новгород, говорил: «Вы к матушке Антонии зайдите. Она вас такими огурчиками угостит!»


Сегодня наш монастырь, владеющий немалыми угодьями площадью в 40 гектаров земли (пашни, пастбища) полностью кормится плодами своих трудов. Есть у нас  просторные теплицы, где, помимо овощей, еще и виноград выращиваем. Как раз к празднику Преображения Господня поспевает. На скотном дворе насчитывается около 100 кур и пять коров. Сами делаем сыр, творог, масло, сметану. Продавать не продаем, но эти натуральные, экологически чистые продукты часто становятся монастырской формой благодарности жертвователям, благотворителям. Постоянных крупных благотворителей у обители нет, но, к счастью, находятся отдельные люди, руководители предприятий, которые как-то стараются ей помочь. Мы и молитвенно их поминаем, и, благо, есть чем угостить. А реставрационно-восстановительные работы монастырского храмового комплекса с уникальными изразцами, введенными в декор крылец, также использующихся как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав –  эти ответственные работы проводятся по федеральной целевой программе, в которую мы попали благодаря попечению Патриарха Алексия II. Он же в свое время дал нам средства на каменную ограду вокруг монастыря. Мы и башенки по ее углам смогли сделать...

Матушка, внутренне Вы были готовы к тому, чтобы возглавить обитель?

Нет, конечно. Мне было тридцать с небольшим. К тому же я хорошо помнила, как нелегко порой  приходилось мудрой и духовно опытной матушке Варваре с некоторыми сестрами. А из меня какая настоятельница? Поехала я в Лавру к отцу Науму. Он спросил: «Как же ты сможешь управлять рабочими?» В самом деле: как? Видя мой испуг, батюшка  благословил ехать к блаженной Любушке в Сусанино Ленинградской области, у которой сам бывал и верил в ее богоизбранность. Блаженная Любушка (на подвиг юродства Христа ради ее благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий), выслушала меня и твердо произнесла: «Матерь Божия поможет! Патриарх благословляет, отказываться нельзя». В 1995 году монастырь стал ставропигиальным. В 1998 году Патриарх Алексий с Первосвятительским визитом посетил нашу обитель, призвав жить согласно словам апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 1, 14).


В этом году нам было послано обильное духовное утешение. На праздник Тихвинского образа Пресвятой Богородицы Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора монастыря совершил Святейший Патриарх Кирилл. Служба была незабываемой – прошла на одном дыхании. Все молившиеся в храме почувствовали изливавшуюся на них благодать Святого Духа. Его Святейшество подарил нашей обители икону преподобного Тихона Лухского и блаженного Симона Юрьевецкого, память которых праздновалась в этот день. Наши прихожане, гости получили в тот день огромную духовную радость, а что касается нас, насельниц обители, то мы этой радостью переполнены и делимся по сей день.

Молиться святым и подражать им...

Известно, что Николо-Вяжищский монастырь, основанный в XIV веке среди лесов и болот на месте явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского, в течение столетий являлся мужским. Но в конце XX века ему было определено стать женской обителью. Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?

Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и – неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых Домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей – священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, – отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, Владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре  – тихой обители – всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.

Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто  называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?

До пострига я об этом удивительном святом даже не знала. Стала знакомиться с житием преподобного и увидела, каких вершин святости подвижник достиг по Промыслу Божию, чтобы прославить имя Господне на Русской земле. Мы должны не только молиться святому покровителю, в честь которого получили свое имя при вступлении на монашескую стезю, но и подражать ему. А в день своего тезоименитства 16 августа, я, даст Бог, причащусь Святых Христовых Тайн. Важнее всего для меня в этот день – принести Господу благодарение за то, что Он дает мне силы и возможность жить молитвенной и трудовой жизнью в этом благословенном месте.  


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря 

Материалы по теме

Монастыри

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
173012, Россия, г. Великий Новгород, дер. Вяжищи
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
173012, Россия, г. Великий Новгород, дер. Вяжищи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Петропавловский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь