Форпост отца Петра

Монахиня Неонилла (Фролова)

Немало наших современников Господь долгим путем вел к монашеству, а, приведя, подарил ни с чем не сравнимую радость участия в возрождении или создании обители. Один из них – приснопоминаемый архимандрит Петр (Афанасьев).  В его «послужном списке» диплом  Московской консерватории и работа в Музыкальном училище им. Гнесиных, руководство Московской государственной филармонией и создание новых музыкальных коллективов;  звания профессора, заслуженного деятеля искусств РФ. В новейшей истории Русской Православной Церкви отец Петр навсегда останется как человек, который много сил, духовных и физических, положил на организацию монашеской жизни в трех обителях:  Заиконоспасском  ставропигиальном мужском монастыре в Москве и в двух женских, также ставропигиальных  – Шостьенском Никольском в Рязанской области и Свято-Троицком Александро-Невском в селе Акатово в Подмосковье. О том, как развивается обитель на Рязанщине,  рассказала настоятельница монастыря в Шостье монахиня Неонилла (Фролова).

Два храма – две судьбы, или Как Господь услышал молитвы сестер

Матушка, мне показалось непривычным, что большой монастырский храм находится не в ограде монастыря. И сестрам приходится идти на службу по сельской дороге...

Объясняется это так: в конце 90-х годов прошлого века в этом селе, что недалеко от Касимова, купила дачу семья москвичей, и вскоре по просьбе сельчан она стала ходатайствовать перед своим духовником (в то время – игуменом Петром, настоятелем Спасского собора Заиконоспасского, тогда еще бывшего, монастыря в Москве) о восстановлении здесь  Никольского храма, построенного в XIX веке. А батюшка как раз искал место под подворье возрождаемой обители. Вместе со своими духовными чадами он молился, чтобы Господь указал его. Как волю Божию он воспринял это рязанское село с полуразрушенным храмом, который в результате был передан Церкви и получил статус Патриаршего подворья. Затем на окраине села был выделен участок для самого Подворья,  и появилось сестричество, созданное по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В начале 2000-х годов бригада мастеров из города Северодвинска  Архангельской области построила на территории Подворья замечательную деревянную церковь в северном стиле – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кто-то из корреспондентов назвал ее женским Афоном. Наверное, потому, что здесь во время службы для мужчин, кроме священника, двери закрыты. В Успенском храме читается монашеское правило и полунощница. Когда нет поста, совершается ранняя Литургия.  


Страшно вспоминать, но в 2008 году храм был на волосок от гибели. Ночью, на Троицу, случился сильный пожар. Видимо, в старом сестринском корпусе, стоявшем на том месте, где сейчас построен уютный детский корпус, возникли проблемы с проводкой,  – двухэтажное здание вмиг заполыхало. Расстояние от него до деревянной церкви – считанные метры. Мы с сестрами слезно молили Господа, чтобы Он уберег нашу церковь от уничтожения. И Господь услышал наши молитвы. Зарево от пожара было видно на всю округу – к нам на помощь поспешило чуть ли не все село.

В храме святителя Николая Мирликийского поразил серьезный объем ремонтно-реставрационных работ, проделанный с момента его передачи Церкви. Удивительны росписи храма. Они еще не закончены, но сколько уже сделано!


С росписями у нас вышла интересная история. Пока не требовались тонкие профессиональные работы – рука мастера,  храм расписывали, можно сказать, все от мала до велика. И сестры обители, и прихожане, и даже малыши из детского сада, который монастырь полностью содержит. Школьники тоже частенько приходили. Кто вензелечки аккуратно делал, кто крестики – в общем, детской росписи в храме немало. Два года назад монахиня Параскева, по благословению отца Петра преподававшая в сельской школе рисование, была вынуждена уйти оттуда, чтобы всецело заняться реставрацией Никольского храма. Отец Петр благословил ее на это... К слову, по ее проекту в деревянной Успенской церкви был сделан резной иконостас. А Никольский храм – это такая махина! Три больших придела! Батюшка скорбел, что храм расписывается медленно. Но в последнее время в помощь матери Параскеве потихоньку стали прибывать добровольцы из Москвы. Сегодня в числе наших первоочередных задач – подготовка Никольского храма к визиту Святейшего Патриарха Кирилла. Мы полагали, что он состоится 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, но узнали, что визит намечен на 21 мая. И поняли, что эта дата для нас не случайна. Отец Петр не раз говорил сестрам: молиться о возрождении и благоукрашении храмов нужно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Несколько последних лет мы  молились этому великому святому, прося помощи в завершении работ. И вот ждем Святейшего Патриарха на день памяти любимого ученика Спасителя!

Но внутренний стержень остается!

Матушка Неонилла, как я поняла, при монастыре создан не детский приют для сирот, а пансион? Кто же его воспитанницы?

Официально это подразделение называется так: «Служба помощи семье и детям». В наши дни нередко нуждаются в духовной поддержке, в духовном воспитании даже те дети, которые живут с родителями. Но в миру  с его злом и неправдой, агрессивными атаками на идеалы и размыванием нравственных устоев очень трудно бывает выстоять. Бывало, что верующих девочек, посещающих храм, обижали в школе. Те не выдерживали насмешек, приезжали сюда. И здесь заканчивали школу. При этом с полной самоотдачей учились, молились, духовно возрастали, помогали сестрам на послушаниях. После окончания школы поступали в вузы. Что радует: студентки-выпускницы продолжают дружить между собой и приезжают в монастырь на православные праздники, как в свой родной дом. Да он и есть для них родной! Воспоминания о том времени, говорят девочки, самые теплые. Приятно от них слышать искреннее признание: «Наше детство в монастыре было счастливым!» На каком-то этапе, правда, пришлось столкнуться с серьезной проблемой, решение которой оказалось весьма болезненным. С некоторыми подопечными мы расстались, потому что их упорное нежелание подчиняться общим правилам, соблюдать нормы поведения могло пагубно отразиться на других. Нелегко было потребовать уехать – жалость мешала, однако батюшка, всегда смотревший в корень, сказал, что по-другому нельзя. И со временем мы поняли его правоту в этом вопросе.

То есть трудных подростков у вас нет?

Разные девочки к нам попадают. И если они вливаются в молитвенную и трудовую жизнь детского пансиона, их судьбы могут поменяться в лучшую сторону. Нет, я вовсе не утверждаю, что наши выпускницы все идеальные, правильные, не поддаются соблазнам современного мира. Маленький пример: у нас нет в свободном доступе компьютеров, а мобильные телефоны имеются только у игумении, казначеи, благочинной. (Еще сестрам, отъезжающим по делам  монастыря или, допустим, в поликлинику, даем с собой для связи). Вступая в самостоятельную жизнь, девочки-выпускницы быстро осваивают мир новых технологий. Это их увлекает, захватывает новизной и, казалось бы, неисчерпаемыми возможностями. Но внутренний стержень у них остается. Он позволяет им разобраться, что является истинными ценностями, а что – фальшивка, мишура.

    

Расскажите, пожалуйста, в каких вузах учатся вчерашние подопечные обители?

В МГУ, в МГИМО, в Московских медицинских университетах, в Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, в МПГУ, в Рязанской сельхозакадемии имени Костычева, в Гнесинской академии, в Регентской школе при Московской духовной академии. Мы стараемся настроить наших воспитанниц на учебу, и если видим, что им не хватает каких-то знаний, возим к репетиторам в Касимов или своими силами с ними дополнительно занимаемся. В школе они на хорошем счету. И в плане учебы, и в плане активности. Участвуют в разных мероприятиях, много интересного сами придумывают. С сельскими детьми дружат. Несколько девочек, которых привозят на занятия  из тех сел и деревень, где школы как неперспективные были закрыты, просятся к нам. Им хочется пожить в пансионе, чтобы быть поближе к нашим воспитанницам, охотно занимающимся пением, танцами, рукоделием, а также помогающим сестрам на скотном дворе, где особо привлекает уход за лошадьми, общение с этими сильными, смелыми и благородными животными.

За послушание «городские неумехи» научились всему

Большинство сестер в монастыре – городские. Причем немало – с высшим образованием. Оказаться в незнакомом селе, где стоит полуразрушенный храм, который предстоит возрождать, поселиться в старом, плохо приспособленном для жилья здании бывшего школьного интерната, получить на отшибе участок земли для обработки… – думается, это было серьезное испытание для каждой сестры и сестричества в целом.  Какие послушания показались особенно трудными?


Всё поначалу давалось с трудом. Возьмем, например, клиросное послушание. Несмотря на то, что почти все сестры до этого не пели, отец Петр благословил всех петь на клиросе. И жизнь показала, насколько мудрым был батюшкин «ход». Во-первых, человек изучает устав, во-вторых, у него потихонечку слух настраивается, он начинает петь по слуху. К сожалению, у нас нет профессиональных преподавателей, которые бы с нами занимались. Зовем девочек на клирос во время воскресных богослужений: кто хочет, приходит.


Далее о послушаниях: печем просфоры, свой хлеб и куличи, ухаживаем за садом и огородом, делаем заготовки на зиму, перерабатываем молоко – делаем творог, сыр, сметану. На скотном дворе, где у нас лошади, овцы, козы, коровы, птица, помогают наемные работницы, но у сестер там тоже дел хватает. Все навыки приобретались постепенно. Мы с улыбкой вспоминаем, как батюшка с большим юмором изображал сестер-первопроходцев,  при прополке огорода бравших тремя пальчиками сорняки за верхушку и таким образом пытавшихся вытащить их из земли. Сегодня можно сказать, что за послушание и по благословению, ощущая сильную благодать Божию, которая часто дается новоначальным, «городские неумехи» всему научились. Еще одно послушание нельзя обойти вниманием: батюшка благословил помочь сельской школе, и три наши сестры стали в ней преподавать.


А как школьники обращаются к своим учительницам из монастыря?  

От них можно услышать и «Наталья Евгеньевна», и «мать Саломия», и «Екатерина Михайловна», и «мать Параскева»... Причем для многих детей стал более привычным, естественным второй вариант. Учителям такое обращение дается сложнее – чаще всего они обращаются по имени-отчеству.

Если брать Шостьенскую школу в том виде, в каком она нынче существует, то следует отметить, что немало людей постарались вывести ее на такой уровень. Это и наш незабвенный батюшка архимандрит Петр (Афанасьев), и бывший директор школы Александр Андреевич Миняев, и нынешний директор Светлана Николаевна Саплешина, да и весь педагогический коллектив. Было построено современное двухэтажное кирпичное здание, куда учителя с учениками перебрались из ветхого деревянного. Произошла смена статуса: школа с девятилетним обучением стала одиннадцатилеткой. На сегодняшний день в ней учатся 115 учащихся, 20 из них – воспитанницы нашего пансиона. Бывший директор Александр Андреевич готовится отпраздновать свой 75-летний юбилей, однако на пенсию пока не собирается. Он преподает в родной школе физкультуру.


А наш батюшка... Чуть больше года его не стало. За ним мы себя чувствовали как за каменной стеной. Сейчас нам очень тяжело, учимся жить без него. Когда возникают какие-то искушения, думаешь: и это, и то не успела спросить... Я благодарю Господа, что встретила батюшку, который все эти годы вел меня к Богу. Потому что если ты сам пытаешься идти по пути спасения, то напоминаешь слепого котенка. Отец Петр был любящий пастырь, и именно поэтому он был строгим духовным наставником. Он говорил нам: «Монах – это чистота помыслов, чистота телесная и душевная». И для себя устанавливал высокую планку, и для нас.  

Знаете, Матушка, у меня такое чувство, что наше интервью – только «верхушка айсберга» – важной актуальной темы. Здесь, в глубинке, мы увидели русское чудо: село, которое в конце прошлого века потихоньку угасало, в веке нынешнем возродилось, наполнилось живительными силами. С появлением монастыря многое изменилось в жизни и мировосприятии сельчан. Растет также число жителей за счет монастырских переселенцев – людей, приехавших сюда семьями из столицы и других регионов, чтобы быть поближе к обители.

Русское чудо – громко сказано. Но действительно, и рязанское село Шостье с несколькими сотнями дворов, и Шостьенский Никольский ставропигиальный женский монастырь, где подвизаются более тридцати насельниц, –  развиваются, становятся на ноги, помогая друг другу. В этом году село будет отмечать свое 390-летие, и рассказ о нашем взаимодействии может стать продолжением темы.

***


В октябрьском номере журнала «Монастырский вестник» за 2015 год, посвященном главным в истории Русской Церкви монастырям – оплотам просвещения и книжности, рассказывалось также о Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы. Публикация называлась – «Гарнизон отца Петра». Заиконноспасская обитель расположена в центре столицы  – на многолюдной Никольской улице, поблизости от Кремля, то есть на передовой. «Бойцы гарнизона» – насельники обители, по словам автора, держат круговую оборону, неся свет Православия внешнему миру. Шостьенский Никольский монастырь находится в трехстах с лишним километрах от Москвы, и здесь, в глубинке, он стал передовой укрепленной позицией Православия. Для сестер он по-прежнему – форпост отца Петра.    

 

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря       

                                                            

Материалы по теме

Публикации:

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь