Искали место уединения – нашли! Но увидели, что Господь ставит перед ними совсем другие задачи

Игумения Евстолия (Афонина)

О небоявленном чудотворном Кресте Господнем, известном как Годеновский, о монастырском подворье в селе Годеново на Ярославской земле настоятельница Никольского женского монастыря города Переславль-Залесский игумения Евстолия (Афонина) подробно рассказала в предыдущем своем интервью порталу «Монастырский вестник» – «Сердцем русского человека востребован Крест». Коснулись мы с матушкой и вопроса возведения в Годеново соборного храма Софии Премудрости Божией, задуманного в византийском стиле по образцу знаменитого собора Айя-София в Стамбуле – бывшем Константинополе. Но поскольку тема обретения великой святыни в наши дни многогранна и изобилует яркими фактами, трогательными подробностями, в связи с приближающимся 600-летием явления Животворящего Креста Господня местным пастухам на Сахотском болоте в 1423 году мы попросили матушку-настоятельницу вспомнить еще некоторые моменты, не вошедшие в тот материал, а также поведать о важных событиях сегодняшнего дня.

Сегодня трудно представить, что святыня находилась в полном забвении

Матушка, давайте пойдем с Вами от одной исторической точки к другой. От встречи сестер обители со святыней, преданной многолетнему забвению, до ее поистине всенародного почитания, какое мы видим последние два десятилетия.

Судьбоносная встреча с Годеновским Крестом, изменившая вектор нашего самосознания (после нее такие исторические события стали разворачиваться на наших глазах!), произошла в один из погожих летних дней 1996 года. Вообще много удивительного есть в том, что слух об этой уникальной святыне на долгий период времени пропал – святыня пребывала в полном забвении. Даже верующие люди о ней не знали... Вот я, к примеру, с 1988 года подвизалась в качестве послушницы в Толгском женском монастыре, о настоятельнице которого игумении Варваре (Третьяк) известно, что воспитанная с детских лет в глубокой вере она проявляла живой интерес ко многим христианским святыням и у многих святынь старалась побывать. Но даже наша матушка ничего в те годы не слышала об удивительном Кресте! И только на третьем году нашего пребывания в Переславле-Залесском (куда меня и еще нескольких сестер направили возрождать стоявший в руинах Никольский монастырь) мы узнали от москвичей, что здесь, среди лесов и неизвестных нам селений, есть такая святыня. Мы быстро собрались и поехали. Преодолев десятки километров по проселочной дороге с ухабами и огромными ямами (если быть точными – это в 60 километрах от нас), отыскали описанный знакомыми москвичами заброшенный храм с покосившимися крестами, а в нем – Животворящий Крест Господень. Тогда показалось, что этот уголок земли навсегда забыт людьми. Мы с сестрами горячо возжелали найти себе тут место уединения, и первые год-два, а, может, и три чувствовали себя как на необитаемом острове. Потом произошли заметные изменения: сюда стали находить дорогу и другие люди, при этом их поток стремительно рос, расширялся, хотя интернет-пространство еще не было освоено, паломнические и туристические фирмы еще не рекламировали и не организовывали, как сейчас, поездки в Годеново, но народная молва оказалась не менее действенной. И в какой-то момент мы ясно увидели, что Господь ставит перед нами совсем другие задачи – не уединенного углубления в себя и всего, что с этим связано, а более широкого осмысления предназначения обретенной святыни, которая постепенно становилась центром притяжения сначала сотен людей, затем многих тысяч.

Теперь это разительно преобразившееся место волнует душу и тем, что здесь есть Царская аллея с портретами членов Царской семьи и их жизнеописаниями. Здесь установлен и освящен памятник святым Царственным страстотерпцам – императору Николаю II с Августейшим семейством. Как появилась мысль крепко-накрепко соединить в сознании паломников, туристов, прихожан Животворящий Крест с крестным путем Царской семьи?

Наше благоговейное почитание Царственных мучеников вылилось в реальное их изображение в виде скульптурной композиции. О ее создании мы задумались где-то за год до 100-летия расстрела Царской семьи. Как известно, той величайшей июльской трагедии 1918 года предшествовало предательство Помазанника Божия, затем оклеветание, и надо признать, что нас ведь тоже какое-то время воспитывали на чудовищной клевете, призванной очернить Государя в глазах буквально всех и каждого. Но правда о нем, его подвиге исповедничества увидела свет Божий: вместе со своей семьей он присоединился к сонму страстотерпцев Земли Русской, предстательствующей за нее перед Богом.

Однако мутные потоки лжи – нередко с оголтелыми или с просто нелепыми обвинениями – продолжают изливаться... Радует то, что сегодня мы можем дать отпор. Сегодня наше оружие – вдохновенные проповеди пастырей, глубокие статьи авторитетных историков, многотысячные крестные ходы из Екатеринбурга к Ганиной Яме, установление памятников Царственным страстотерпцам.

Возвращаясь к нашей древней святыне, скажу: чудом Божиим оказавшись у Креста, мы увидели совершенно удивительный процесс. Еще недавно никому не нужный он оказался востребован русской душой. Востребован народом! Ведь если люди приходят к Кресту, значит осознают себя православными... Так что возрождение православной веры в родном Отечестве наглядно выразилось и в этом. Годеново стало местом общественным, местом миссионерского служения сестер и клириков монастыря, поэтому для нас было очень важно в самосознании нашего общества в целом, церковного и гражданского, утвердить мысль о покаянии, об искуплении вины за зверское цареубийство 1918 года. А предтечей этой скульптурной композиции является памятник преподобному Серафиму Саровскому. Вспомним пророчество старца: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю». Теперь они через площадь у ворот храма во имя святителя Иоанна Златоуста (где хранится чудотворный Крест Господень), смотрят друг на друга – последний русский Царь, сделавший всё, чтобы состоялась канонизация Саровского чудотворца, и батюшка Серафим. На груди у преподобного Годеновский крест, о коем великий подвижник Русской Церкви скорее всего не помышлял, но скульптор воплотил свою смелую мысль таким вот образом. Другими словами, в комплексе нашего строительства в Годеново мы решили отобразить взаимосвязь всех этих знаковых и значимых явлений русской истории.

«А какой у вас пел хор?» – спросил архипастырь

Темы строительства соборного храма Софии Премудрости Божией, олицетворяющего собой преемственную связь от Византии к России, мы уже касались в вышеназванном интервью. Но в него не вошел один примечательный эпизод, связанный с закладкой собора и несколько неожиданным вопросом митрополита Пантелеимона. Давайте в этой публикации расскажем о нем читателю.

Вопрос владыки в самом деле прозвучал для меня неожиданно. Впрочем, обо всем по порядку. 11 июня 2013 года, в день празднования 590-летия явления Животворного Креста Господня митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (ныне на покое) осуществил закладку этого собора. Было много прихожан, паломников, гостей, и что интересно: когда мы заложили храм, у многих из тех, кто присутствовал на столь торжественном моменте рождения храма, включая меня, сестер и владыку, появилось ощущение чего-то необыкновенного. Владыка вышел из храма и спросил: «А какой у вас пел хор?» – «Владыка, так ваш же, архиерейский», – ответила я. – «Да?!» – произнес он. Он не узнал свой хор, чье пение в тот день ему показалось особенным! Учитывая, что владыка Пантелеимон как бы скупой на эмоциональные реакции в жизни, я этот эпизод сочла исторически важным. Подумалось: ну, надо же: владыка представлял, что поет какой-то необыкновенный хор, который он слышит впервые, хотя слышит он его практически каждый день! Потом и голубь сел на крест, и радуга над местом закладки собора поднялась. Мы восприняли это как удивительную связь небесных событий с нашими земными деяниями.

Еще, наверное, и как своего рода благословение на великое благое дело?

О благословениях старцев, полученных в разных концах земли, думается, тоже следует рассказать. Перед паломничеством наших священников на Афон я их попросила: «Батюшки, вот вы поедете и спросите там у старцев: есть благословение Божие нам на строительство этого храма именно в византийских формах?». Прибыв на Афон, священники подошли к одному очень известному старцу, к которому одни боялись подходить, другие же подходили с большим трепетом, и услышали в ответ: «Да, они его построят». Получили мы также благословение старца Ефрема Филофейского, когда были у него в далекой Аризоне в 2016 году. С сестрами и двумя клириками Переславского Никольского монастыря (ездило нас 12 человек) мы успели побывать у этого дивного старца, делателя Иисусовой молитвы, ученика преподобного Иосифа Исихаста, и так вышло, что я стала чуть ли не последней, кого он лично принимал. После этого архимандрит Ефрем ушел в затвор, потом заболел и такого общественного приема уже не проводил. Подаренная старцу святыня – копия Животворящего Креста Господня в Годеново, как я рассказывала в первом интервью порталу «Монастырский вестник» («Мой выбор – идти к Богу!»), вызвала у него такое умиление, какого я прежде ни в ком не видела. Все наши проекты, которые во время той встречи ему были показаны, старец-подвижник, открывший в США и Канаде 19 православных монастырей, благословил...


Но самое первое благословение мы получили от схиархимандрита Илия (Ноздрина). В марте 2013 года он заехал к нам в монастырь по дороге в Кострому, где на следующий день праздновался образ Феодоровской иконы Божией Матери. На мой прямой вопрос: «Возможно ли в наше скудное время строительство великих храмов?» батюшка дал однозначный ответ – возможно и необходимо! И привел знакомые всем нам слова из Евангелия: на осудительные притязания Иуды, не лучше ли продать миро и раздать эти деньги нищим, Спаситель ответил: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (см. Ин. 12, 5-8). То есть вечное для Бога важнее, чем временное – на потребу плоти. И храмы должны строиться именно тогда, когда явное оскудение материальных благ становится основной заботой людей.

Вы сказали о копии святыни. Мы ранее писали, что точные копии с величественного образа страдающего на Кресте Господа были изготовлены сначала для храма-усыпальницы в Севастополе, монастыря в Луганске, затем для целого ряда храмов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. А тут на глаза попалась информация, что состоялось освящение четырнадцатой копии.

Какое там четырнадцатой! Уже более тридцати восьми точных копий Креста с резным расписанным изображением Иисуса Христа в человеческий рост изготовлено.

Наверное, у монастыря есть проверенные временем мастера, которые этим занимаются? И как долго длится этот процесс, вероятно, очень непростой?

Это радующее нас движение действительно началось с того, что наш прихожанин, сотрудник Министерства обороны РФ попросил сделать точную копию Годеновского Креста для собора святого равноапостольного князя Владимира – усыпальницы выдающихся адмиралов в Севастополе. Событие стало резонансным. Многие СМИ его осветили, по центральным телеканалам были показаны сюжеты. Некоторые верующие не совсем всё верно поняли и стали мучить нас вопросом: «А что, вы Крест в Севастополь отдали?» Мы терпеливо разъясняли людям, что это копия ушла в Севастополь. Сейчас у нас в храме стоит копия Креста для Святой Горы Афон, где подвизается наш бывший пономарь – иеромонах Паисий. Недавно, в один из апрельских дней, была отправлена копия святыни в храм Афонской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, которую батюшка оттуда заказывал. Работу выполняет коллектив сотрудников – да, проверенный временем. В мастерских делается деревянное основание с паволокой, с левкасом, а иконописцы, пишущие копию Креста, непосредственно работают у нас в храме. Быстро сделать мы не обещаем – обычно процесс занимает от трех до шести месяцев.

О чем человек думает у Креста?

Матушка, становится традицией расспрашивать Вас о форумах, проводимых монастырем. В прошлый раз это были Всероссийские чтения «Достоевский и православная традиция» – к 200-летнему юбилею со дня рождения писателя. Ныне – Вторые Всероссийские Годеновские чтения, посвященные 600-летию явления Годеновского Креста. И тоже какое «созвездие» собралось! Богословы, литературоведы, искусствоведы, священники, деятели культуры...

Сколько лет мы живем у Креста, столько и мечтали о том, чтобы сказать о Кресте всё самое сокровенное. Тема бездонная, но святыня трудно к себе подпускает... Только лишь на двадцать шестом году нашего пребывания в Годеново мы начали воплощать эту мечту в жизнь, чему, конечно, помог знаковый юбилей – 600-летие Сошествия Креста на Русскую землю. (Как следует из сказания, «...с греческой стороны». А в нашем восприятии греческая сторона – это Византия). Первые Чтения прошли по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста в декабре 2022 года. В 2023 году, получив благословение владыки, мы решили не дожидаться Пасхи – провели вторые Чтения на пятой седмице Великого поста. Отрадно, что они собирают участников из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Ярославля, Владимира и других мест. Не менее отрадно и то, что интернет-пространство доносит информацию в разные уголки земли, и знаете, благодаря этому мы почувствовали немалый интерес к форуму. Первые Чтения прошли на большом подъеме, хотя в несколько скромном формате. Вторые – двухдневные – я бы сказала, прошли на высоком уровне. И мне думается, что сами темы докладов говорят о тех больших задачах, которые мы ставим перед собой. Главная из них – задача спасения нашего народа. О чем думает человек, стоя у Креста? Об истории родного Отечества и его будущем, о созидании. Получается – о национальной идее. Как сказал о ней наш Президент Владимир Владимирович Путин, российская национальная идея заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны. С одной стороны, это глубоко историческая идея. С другой – мы сегодня осознаем ее для себя заново...

Помимо историософских, богословских докладов, были также выступления, посвященные реставрации святыни. Нам пришлось долго искать реставраторов, которым можно было доверить древнюю реликвию, находившуюся в весьма плачевном состоянии, и в начале 2000-х годов удалось их найти. Это ведущие специалисты отдела реставрации древнерусской живописи Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге Рудольф Кесарев и Михаил Бушуев. Они провели экспертизу и согласились на наше условие: реставрировать Крест, не вынося из храма. Признаюсь, доклад Михаила Михайловича Бушуева на Чтениях – «О реставрации Годеновского Креста и его уникальных особенностях» – мне показался немного затянутым: столько всяких подробностей, столько слайдов... Но потом, когда мы с гостями обсуждали все выступления, один человек сказал мне очень важную вещь. Он признался, что доклад его просто потряс. Чем? Приведу его слова: «Я увидел реальность духовного состояния России до того, как Крест начал почитаться народом». То есть разрушенная деревянная структура Годеновского Креста, показанная на слайдах реставратора, создала у него образ того, что было в нашем сознании. А отреставрированный Крест – это уже другой образ. Образ добрых перемен.


И своего рода открытием для многих стал доклад кандидата искусствоведения, заведующей научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светланы Гнутовой «Художественные особенности Годеновского Креста как уникального памятника раннехристианского церковного искусства». По наблюдениям Светланы Витальевны, проводившей серьезные исследования в этой области, наша святыня может быть даже более древней, чем указанный в письменных источниках XV век, когда в 1423 году пастухи увидели «в свете неизреченном, на воздусе, аки живы» образы Распятия Господня и святителя Николая.

Привлекла внимание и тема «Служение у Креста: пастырская практика»...

В моей душе была убежденность, что на этом представительном форуме плюс ко всему нужно показать и реальный срез современной жизни. И я попросила клирика нашего монастыря иерея Игоря Мухина подготовить такой доклад. Отец Игорь взял также некоторые исторические аспекты, но главный акцент он сделал на отношении людей к Церкви. Мягко говоря, реальная ситуация воцерковления народа в целом оставляет желать лучшего. Стремление многих приехать к святыне, желание сердца поклониться Кресту всячески умиляет и радует, но сильно печалит то, что встречается слишком большое снисхождение к человеческой немощи, и это представляется нам язвой нынешнего времени. Сколько раз приходилось слышать от желающих причаститься: мол, «Последование» они не прочитали, поститься не постились, подготовиться, как следует истинному христианину, у них не получилось! И нередко брало «верх» снисхождение: раз вы приехали к нам, коль попали на службу – исповедуйтесь, причащайтесь! Хотя требовательность Церкви в данном вопросе не должна уходить в ноль.


...Живая жизнь обители состоит еще из духовных событий. Перед самой Пасхой в Страстной четверг владыка Феоктист совершил постриг в рясофор еще одной насельницы монастыря. Постриг – напоминание об истинном призвании монахов – посвящении себя Христу – проникновенно приблизил нас к неземному величию Пасхи Христовой.

И последний вопрос, матушка. Какова программа юбилейных мероприятий?

Само празднование юбилея, 11 июня, совпадает с воскресным Днем всех святых, что нас тоже очень вдохновляет. Второе символическое обстоятельство из этого ряда: юбилей будет отмечаться накануне Дня России и дня рождения Александра Невского, совпавшего с государственным праздником. Значит, предстоит три выходных дня, которые верующие люди смогут посвятить духовным событиям. У нас на праздничный день намечены три Божественные литургии: ночная – в нижнем храме Царственных страстотерпцев, ранняя – в храме святого праведного царя Иустиниана в 7 часов утра и поздняя – в 9 часов утра на выносном престоле под открытым небом. Пространство там не ограничено, ждем всех желающих! Потом мы пойдем крестным ходом к строящемуся Софийскому собору, и перед его входом возле копии Животворящего Креста будет совершен молебен. После молебна в парковой зоне состоится торжественное открытие и освящение памятника святым равноапостольным Константину и Елене (те, кто знает церковную историю, историю человечества, сразу поймут, почему он у нас здесь появится). А после того, как мы достроим собор, эта пятиметровая композиция будет украшать его южный фасад. Еще в планах праздничных мероприятий – фестиваль музыкальных коллективов. Он пройдет на площадке, где стоят Царственные страстотерпцы.

Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков

Фото: Владимир Ходаков. Также представлены снимки Никольским монастырем

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Подворье Переславского Никольского женского монастыря в с.Годеново.
Ярославская область, Ростовский район, село Годеново
Подворье Переславского Никольского женского монастыря в с.Годеново.
Ярославская область, Ростовский район, село Годеново

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы