Хочется, чтобы обитель стала родным домом для каждой сестры

Игумения Леонида (Куликова)

Наша первая встреча с игуменией Леонидой произошла спустя всего лишь месяц с небольшим после утверждения матушки в сане. Еще месяцем ранее, 24 марта 2022 года, совершилось ее назначение на должность настоятельницы Свято-Варсонофиевского монастыря в селе Покровские Селищи Краснослободской и Темниковской епархии Мордовской митрополии. Матушка Леонида тогда призналась, что пока только привыкает к сознанию новой ответственности и рада, что сестры ее единодушно поддерживают в начале этого нелегкого пути. По прошествии некоторого времени сложился текст интервью, которое мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.

Вся жизнь матушки Леониды связана с Варсонофиевской обителью. С 2002 года она несла здесь послушание благочинной. Насельницей же монастыря стала со времени его основания – 1996 года.

Нечасто в наше время встретишь человека, который поступает в монастырь еще до того, как достигнет совершеннолетия. А матушка как-то очень просто в начале разговора сказала: «Родители благословили меня в монастырь после девятого класса, конечно, не без моего желания».

Были какие-то особые обстоятельства для такого благословения?

Да, но до того момента я даже не знала, что у папы с мамой долго не было детей, врачи говорили, что бессильны помочь. И тогда они дали обет: если родится ребенок, отдадут его в монастырь. Так что Господь Сам устроил мою жизнь.

От этого рассказа веет духом былых времен – крепкой и бескомпромиссной веры…

А я из священнической семьи в нескольких поколениях: дедушка был священником, папа и три его брата, а теперь уже и мои младшие братья. Сестры замужем за священниками.


И Вы сразу пришли в Варсонофиевский монастырь.

Он тогда только что был официально открыт. Мы были в числе первых – с матушкой Варсонофией (Кузьмичевой), почившей в 2022 году на Светлой седмице первой игуменией нашей обители.

Но монастырь ведь создавался не на пустом месте.

Конечно. В середине XVIII века мордва, жившая на этих землях, была крещена. Жители нашего села приняли крещение в 1743 году. Их стараниями в селе были построены два храма: летний Покровский и зимний, теплый, Никольский. При советской власти Никольский храм превратили в клуб со сценой в алтаре. Покровский использовали как склад, а в 70-е годы из-за ветхости снесли. Только в 1991 году верующие добились возвращения Церкви того, что осталось от Никольского храма, восстановили его. Тогда как раз образовалась Саранская епархия, которую возглавил владыка Варсонофий, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Никольский храм был вновь освящен в честь небесного покровителя владыки – святителя Варсонофия Тверского, Казанского чудотворца. Владыка сам совершил освящение престола...

Настоятелем прихода стал иеромонах Алексий (Дегаев), ныне архимандрит, духовник обители. У него очень интересный духовный путь. Он еще мальчиком, лет с одиннадцати, стал тянуться к церковной жизни: убегал из дома в храм, общался с верующими бабушками, пел с ними на службах. Его отец, коммунист, пытался этому препятствовать, но ничего не смог сделать. А когда батюшку рукоположили, вокруг него стали собираться люди. Он в свое время рос в общине бабушек-молитвениц, теперь под его окормлением стала образовываться женская община. Так в 1996 году открылся монастырь, в который я и пришла.


Значит, всё строительство проходило у Вас на глазах и легло на ваши, в том числе, плечи? Нынче же в обители и на землях, ей принадлежащих, – восемь храмов, здания разного назначения…

Когда мы пришли, уже были построены игуменский и сестринский корпуса. Бывшая сельская библиотека, которая находилась рядом с храмом, стала гостиницей для паломников. Чтобы её передали тогда ещё приходскому храму, батюшке со старостой и казначеем пришлось немало потрудиться. Впоследствии там поселились сестры.

Воскресенский собор строился трудами священства, сестер и благодетелей. По ночам сами разгружали машины с кирпичом. Возродили святой источник в честь Донской иконы Божией Матери – нашу святыню, поставили там часовню…

Кто был Вашим наставником в монашеской жизни? У матушки Варсонофии ведь интересная судьба – в монашество она пришла уже в солидном возрасте. Но, будучи еще в миру, была связана с Псково-Печерским монастырем…

Моим наставником в монашеской жизни всегда был мой духовный отец – архимандрит Алексий. А матушка Варсонофия еще в юности много паломничала, Господь привел ее в Печоры, обитель стала ей родной. Свой отпуск она всегда проводила там, переплетая книги из монастырской библиотеки. Однажды схииеродиакон Андроник (Шаруда) (тогда еще иеродиакон Антоний) передал ей подарочек: параман, монашеский пояс и четки. А она не могла понять, зачем он ей и как им распорядиться…

Матушка впитывала частички монашеской традиции в этих поездках, в общении с монахами Печор. А как она воспитывала вас, первых сестер, что передавала?

Знаете, она много с нами не разговаривала. Просто на всех послушаниях была с нами вместе, была во всем примером.

Как они с отцом Алексием распределяли ответственность?

У батюшки мы все всегда спрашивали совета. Но и с матушкой отношения были тоже очень доверительные. Откровение помыслов у нас практиковалось. Батюшка нас и благословлял на это.

А в богослужебной жизни с самого начала как все установилось?

В 96-м году, когда я пришла, службы уже были каждый день. Полный богослужебный круг.

Это было решение отца Алексия?

Да. Он духовник обители, он разрабатывал устав. Повечерие, если не служится, то вычитывается на правиле. Вечернее монашеское правило начинается в 8 вечера, утреннее – в 4 утра. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь. Принимаем пожертвования на вечное поминовение.


Сколько сейчас сестер в обители?

67 сестер: 5 схимниц, 13 монахинь, 30 инокинь, остальные послушницы.

Приходит ли молодежь?

Молодые приходили в прошлые годы, сейчас молодого пополнения почти нет.

У монастыря очень разнообразная деятельность. У вас обширные сельскохозяйственные угодья, ферма…

Так сложилось, что у монастыря много пахотной земли: она обрабатывается, засевается зерновыми. Этим занимаются наемные работники. Земли в свое время были заброшены, да и сейчас мы от них большого дохода не получаем: расходов много. Но батюшка жалеет землю, не хочет, чтобы она оставалась неухоженной.


Овечек у нас около двух тысяч. Одна сестра следит за их содержанием, тоже с наемными помощниками. Лошадей больше двадцати. Конюх из мирян за ними смотрит. Лошадки были нашей помощью в первые годы существования монастыря, тогда техники не было, мы всё возили на лошадях. Сейчас на тяжелых работах их заменил трактор, а лошадки остались для легких перевозок, и просто – для красоты, для радости. Летом они почти на воле бегают – в большом загоне. Есть у нас и козы, куры, утки, гуси, перепелки, лебеди. Кстати, уже второй год к нам прилетают высиживать птенцов аисты. Видимо им приглянулись наши места и гнездо, которое им соорудили по благословению батюшки.

На ферме более восьмидесяти дойных коров. Дойкой и молочным производством занимаются сестры, а наемные работники помогают ухаживать за скотиной. Молоко и молочные продукты отвозим в поселок – там у нас кафе, в котором работают местные жители. Оно пользуется популярностью: постоянно обедают учащиеся колледжа, рабочие.

Всё это существует благодаря энергии отца Алексия?

Да, он всё устраивает.

А сестрам ничто не препятствует вести монашескую жизнь…

Послушаний у нас тоже немало: на нас огороды, уход за территорией. Для паломников – бесплатная монастырская гостиница и трапеза, которую готовят сестры.


Хватает времени и сил на молитву?

Послушания распределяются между более молодыми сестрами. Пожилые сестры могут больше времени посвятить молитве.

При монастыре есть богадельня. Она для престарелых сестер, или вы принимаете и других женщин?

Принимаем, но главным образом тех, кто постоянно был при храме, жил церковной жизнью. Персонал богадельни наемный, руководит им наша насельница. В богадельне есть свой домовый храм во имя великомученика Пантелеимона. Освящал его тоже владыка Варсонофий. Каждый четверг вечером и в пятницу утром служба.

По благословению нашего архиерея, преосвященного Климента, епископа Краснослободского и Темниковского, в поселке Зубова Поляна при больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» организовано сестричество сестер милосердия. Храм приписан к монастырю. Наша задача – привлечь в сестричество жительниц поселка, дать им возможность послужить ближним, проявить милосердие.

В обители также воспитываются девочки. Как складываются их судьбы в дальнейшем?

Необходимость взять девочек под опеку в начале 2000-х была продиктована жизнью. Приюта у нас не было, девочки проживали с сестрами по кельям или же в отдельных монастырских домах, так что у каждой был свой дом и своя «мама».

Младшая из наших воспитанниц уже оканчивает среднюю школу, старшие получают среднее специальное и высшее образование, многие вышли замуж, воспитывают детей в венчанных браках. Интересно, что образование, которое они получили, тоже можно считать служением – регентское, педагогическое, медицинское. Три воспитанницы являются насельницами монастыря. Они поют на клиросе, выполняют различные послушания.


Просветительская деятельность вам тоже не чужда. Обратила внимание, что сайт ваш на редкость живой, публикует свежие новости…

Этим у нас занимается инокиня Елисавета, она же проводит экскурсии для паломников. В 2016 году благодаря музейному проекту у нас была открыта экспозиция, рассказывающая о традициях и быте мордвы, об истории села и монастыря.

Видела на сайте объявление о возможности приобрести мази, настойки и бальзамы, изготовленные в вашем монастыре.

Инокиня Ангелина, профессиональный врач и фитотерапевт, возглавляет работу «травного цеха». Схимонахиня Иеремия, кандидат наук, ведет приемы, консультирует больных.

Могут ли сестры при таком обилии послушаний получать начальное богословское образование, что сейчас настоятельно рекомендует священноначалие?

До пандемии некоторые сестры, и я в том числе, ездили на занятия в митрополию, в Саранск. Конечно, трудно совмещать учебу с послушаниями, тем более с дальними поездками – все-таки расстояние 200 километров. Позже обучались дистанционно, писали и сдавали работы. И в этом учебном году три послушницы обучаются дистанционно на курсах для монашествующих в Саранской духовной семинарии.

Матушка Леонида, Вы долгое время были «под крылом» матушки Варсонофии. Теперь вся полнота ответственности – Ваша. Какие мысли о сестрах, о будущем монастыря Вас заботят?

Я очень люблю свою обитель. За 26 лет она стала для меня родным домом, семьей. Хочется, чтобы она стала родным домом и для каждой сестры, чтобы мы «единым сердцем, едиными устами» славили Бога, служили Ему. Конечно, в семье бывает всякое: кто-то окажется несдержан и возникает конфликт. Но конфликты разрешаются, слава Богу, быстро – взаимным прощением.


Беседовала Елена Володина
Фото предоставлены Свято-Варсонофиевским монастырем

Материалы по теме

Публикации:

Свято-Варсонофиевский женский монастырь
Свято-Варсонофиевский женский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности»
Иеромонах Димитрий (Волков)
Иеромонах Иоасаф (Куракулов)
Игумен Нектарий (Блинов)
Архимандрит Василий (Паскье), епископ Волгодонский и Сальский Антоний
Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности»
Иеромонах Димитрий (Волков)
Иеромонах Иоасаф (Куракулов)
Игумен Нектарий (Блинов)
Архимандрит Василий (Паскье), епископ Волгодонский и Сальский Антоний
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери