Место молитвы и служения

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь существует на Мордовской земле почти два десятилетия, 22 февраля в обители празднуется день ее официального учреждения. Публикуемая статья знакомит с основными вехами истории монастыря, его внутренней жизнью и деятельностью на благо людям.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии. От него до районного центра Зубова Поляна 15 километров и почти 200 – до столицы республики, города Саранска.

Обращение народов Мордовии в христианскую веру в основном совершилось к середине XVIII века. Жители села вскоре после крещения, в 1756 году, построили деревянный Никольский храм, который просуществовал до 1934 года. При советской власти здание отдали сельхозкоммуне под клуб. После возвращения храма Православной Церкви его восстановили и вновь освятили в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. Настоятелем стал иеромонах Алексий (Дегаев). 7 февраля 1992 года была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно, благодаря духовному окормлению и заботам отца Алексия, при приходе образовалась сестринская община, которая к 1996 году насчитывала более двадцати сестер. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви и указом управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия  22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия села Покровские Селищи Зубово-Полянского района был преобразован в Свято-Варсонофиевский женский монастырь.

Основатель и духовник монастыря – игумен Алексий (Дегаев), настоятельница – игумения Варсонофия (Кузьмичева), под их духовным руководством в монастыре проживает более ста насельниц. Внутренняя жизнь монастыря совершается по общежительному уставу. В помощь настоятельнице образован Духовный Собор, призванный решать все значимые вопросы в жизни обители.

Сердцевиной монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, участвовать в них стремятся все насельницы. В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, неопустительно читается Неусыпаемая Псалтирь. По окончании Божественной литургии (за исключением дней Великого поста) совершаются водосвятные молебны: в понедельник – Архистратигу Божию Михаилу, во вторник – Предтече и Крестителю Иоанну, в среду – Божией Матери, ради иконы Ея «Живоносный Источник», в четверг – святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу, в субботу – всем святым, в воскресенье – заказной молебен (все заказанные акафисты прочитываются сестрами монастыря и паломниками). Каждый день служатся панихиды. Также ежедневно, по окончании вечернего богослужения совершается в честь Богородицы последование литии с выходом в притвор. На ней соборно коленопреклонно поются краткие песнопения, посвященные Божией Матери. По окончании этого чина служится краткая заупокойная лития.

В воскресные дни после вечерней службы (за исключением дней Великого поста, Пятидесятницы и всенощных бдений) поется Параклисис Божией Матери.

Утреннее общее иноческое правило включает в себя утренние молитвы, полунощницу, одну «славу» из чина двенадцати псалмов, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. Далее поется тропарь святителям Гурию и Варсонофию и читается акафистная молитва святому покровителю. Коленопреклонно поются краткие песнопения Пресвятой Богородице и молитвенные припевы святым, в честь которых в обители освящены престолы.

Вечернее общее иноческое правило состоит из малого повечерия, трех  канонов с акафистом, молитв на сон грядущим. После молитв сестры совершают по 30 земных поклонов с Иисусовой молитвой. Далее,  с иконой праздника или свт. Варсонофия вокруг обители совершается крестный ход. Келейное правило устанавливается сестрам по благословению духовника.

Монастырь стал не только местом молитвы, но и социального, духовно-просветительского служения. В 2012–2013 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» и успешно реализовал свои социальные и просветительские проекты. При монастыре воспитываются оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию дети, в том числе 5 детей-инвалидов. В монастырской богадельне проживает около двадцати  насельниц-монахинь и престарелых благочестивых женщин. При богадельне имеется храм, освященный в честь вмч. Пантелеимона, в котором еженедельно совершаются богослужения. Лежачие сестры причащаются Святых Христовых Таин в кельях. Сестры, имеющие медицинское образование – врачи и медсестры – ведут в монастыре амбулаторный прием больных. Медицинскую помощь получают не только насельницы обители, но и местные жители, паломники. При монастырском подворье – больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – действует сестричество.

В обители практически не прекращается прием богомольцев. Нередко паломники прибывают группами из городов Поволжья, из Москвы, Рязани, Челябинска. Монастырь предоставляет паломникам питание и проживание, сестры проводят для гостей экскурсии.

Монастырь строится, обрабатывает обширные сельскохозяйственные угодия, занимается скотоводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством. На скотном дворе содержат крупный рогатый скот, овец, коз. На птичнике разводят кур, уток, гусей, индюков, в монастырских прудах – рыбу. На земельных угодьях возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, овощные и кормовые культуры. На аптекарских огородах выращивают и собирают лекарственные травы. Сестры выполняют различные послушания, среди которых выпечка просфор, уход за престарелыми в богадельне, воспитание и обучение детей, проживающих в монастыре под опекой, издание духовной литературы, изучение церковной истории края, а также все труды по хозяйству: уход за скотом и птицей, полевые работы, производство молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, сушка плодов, ягод и трав, изготовление лекарственных мазей, настоек и бальзамов и т. д.

В обители работает просфорная, переплетная мастерская, пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Развиваются традиционные монашеские рукоделия: иконопись, вязание четок, плетение поясов, вышивание, вязание. Многие послушания, такие, как работа на скотном дворе, пасеке, в трапезной, просфорне, богадельне требуют особого распорядка дня. Насельницам, которые в силу своего послушания не могут присутствовать на богослужении, послушание вменяется в молитву в храме.

Общий распорядок жизни сестер в монастыре таков:

Утреннее монашеское правило – 04.00

Божественная литургия – 07.30/ послушания

Завтрак – 09.00/ для молящихся за Литургией – после службы

Послушания

Обед – 14.00

Послушания

Ужин – 18.00/ для молящихся – после службы

Вечернее монашеское правило – 20.00

Божиим Промыслом  монастырь продолжает пополняться. По прохождении искуса в обитель принимаются не только молодые девицы, но и женщины преклонного возраста. В кельях живут по одной, редко по две сестры.

Как уже было упомянуто, монастырь уделяет особое внимание изучению православной истории своего края и почитанию его святынь. Так восстановилась особая духовная связь обители с именем и личностью  священномученика  Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого.

В XIX веке многолюдный Покрово-Селищенский приход разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира протоиерей Иоанн Богоявленский. У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна.  На рубеже веков, в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был построен по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря (архитектор А.С. Каминский) и освящен в 1907 году. Еще при строительстве храма блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекала скорое его поругание и разрушение (храм был взорван весной 1943 года), но также и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба». Удивительно, что первая Божественная литургия в первом храме обители 7 февраля 1992 года  была отслужена в день мученической кончины святителя Владимира, в год его прославления и обретения мощей. В селе Новые Выселки по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, Свято-Варсонофиевским монастырем был воздвигнут храм во имя сщмч. Владимира, освященный 22 сентября 2013 года Преосвященнейшим Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским.


Материалы по теме

Публикации

Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино
Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ