Место молитвы и служения

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь существует на Мордовской земле почти два десятилетия, 22 февраля в обители празднуется день ее официального учреждения. Публикуемая статья знакомит с основными вехами истории монастыря, его внутренней жизнью и деятельностью на благо людям.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии. От него до районного центра Зубова Поляна 15 километров и почти 200 – до столицы республики, города Саранска.

Обращение народов Мордовии в христианскую веру в основном совершилось к середине XVIII века. Жители села вскоре после крещения, в 1756 году, построили деревянный Никольский храм, который просуществовал до 1934 года. При советской власти здание отдали сельхозкоммуне под клуб. После возвращения храма Православной Церкви его восстановили и вновь освятили в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. Настоятелем стал иеромонах Алексий (Дегаев). 7 февраля 1992 года была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно, благодаря духовному окормлению и заботам отца Алексия, при приходе образовалась сестринская община, которая к 1996 году насчитывала более двадцати сестер. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви и указом управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия  22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия села Покровские Селищи Зубово-Полянского района был преобразован в Свято-Варсонофиевский женский монастырь.

Основатель и духовник монастыря – игумен Алексий (Дегаев), настоятельница – игумения Варсонофия (Кузьмичева), под их духовным руководством в монастыре проживает более ста насельниц. Внутренняя жизнь монастыря совершается по общежительному уставу. В помощь настоятельнице образован Духовный Собор, призванный решать все значимые вопросы в жизни обители.

Сердцевиной монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, участвовать в них стремятся все насельницы. В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, неопустительно читается Неусыпаемая Псалтирь. По окончании Божественной литургии (за исключением дней Великого поста) совершаются водосвятные молебны: в понедельник – Архистратигу Божию Михаилу, во вторник – Предтече и Крестителю Иоанну, в среду – Божией Матери, ради иконы Ея «Живоносный Источник», в четверг – святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу, в субботу – всем святым, в воскресенье – заказной молебен (все заказанные акафисты прочитываются сестрами монастыря и паломниками). Каждый день служатся панихиды. Также ежедневно, по окончании вечернего богослужения совершается в честь Богородицы последование литии с выходом в притвор. На ней соборно коленопреклонно поются краткие песнопения, посвященные Божией Матери. По окончании этого чина служится краткая заупокойная лития.

В воскресные дни после вечерней службы (за исключением дней Великого поста, Пятидесятницы и всенощных бдений) поется Параклисис Божией Матери.

Утреннее общее иноческое правило включает в себя утренние молитвы, полунощницу, одну «славу» из чина двенадцати псалмов, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. Далее поется тропарь святителям Гурию и Варсонофию и читается акафистная молитва святому покровителю. Коленопреклонно поются краткие песнопения Пресвятой Богородице и молитвенные припевы святым, в честь которых в обители освящены престолы.

Вечернее общее иноческое правило состоит из малого повечерия, трех  канонов с акафистом, молитв на сон грядущим. После молитв сестры совершают по 30 земных поклонов с Иисусовой молитвой. Далее,  с иконой праздника или свт. Варсонофия вокруг обители совершается крестный ход. Келейное правило устанавливается сестрам по благословению духовника.

Монастырь стал не только местом молитвы, но и социального, духовно-просветительского служения. В 2012–2013 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» и успешно реализовал свои социальные и просветительские проекты. При монастыре воспитываются оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию дети, в том числе 5 детей-инвалидов. В монастырской богадельне проживает около двадцати  насельниц-монахинь и престарелых благочестивых женщин. При богадельне имеется храм, освященный в честь вмч. Пантелеимона, в котором еженедельно совершаются богослужения. Лежачие сестры причащаются Святых Христовых Таин в кельях. Сестры, имеющие медицинское образование – врачи и медсестры – ведут в монастыре амбулаторный прием больных. Медицинскую помощь получают не только насельницы обители, но и местные жители, паломники. При монастырском подворье – больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – действует сестричество.

В обители практически не прекращается прием богомольцев. Нередко паломники прибывают группами из городов Поволжья, из Москвы, Рязани, Челябинска. Монастырь предоставляет паломникам питание и проживание, сестры проводят для гостей экскурсии.

Монастырь строится, обрабатывает обширные сельскохозяйственные угодия, занимается скотоводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством. На скотном дворе содержат крупный рогатый скот, овец, коз. На птичнике разводят кур, уток, гусей, индюков, в монастырских прудах – рыбу. На земельных угодьях возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, овощные и кормовые культуры. На аптекарских огородах выращивают и собирают лекарственные травы. Сестры выполняют различные послушания, среди которых выпечка просфор, уход за престарелыми в богадельне, воспитание и обучение детей, проживающих в монастыре под опекой, издание духовной литературы, изучение церковной истории края, а также все труды по хозяйству: уход за скотом и птицей, полевые работы, производство молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, сушка плодов, ягод и трав, изготовление лекарственных мазей, настоек и бальзамов и т. д.

В обители работает просфорная, переплетная мастерская, пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Развиваются традиционные монашеские рукоделия: иконопись, вязание четок, плетение поясов, вышивание, вязание. Многие послушания, такие, как работа на скотном дворе, пасеке, в трапезной, просфорне, богадельне требуют особого распорядка дня. Насельницам, которые в силу своего послушания не могут присутствовать на богослужении, послушание вменяется в молитву в храме.

Общий распорядок жизни сестер в монастыре таков:

Утреннее монашеское правило – 04.00

Божественная литургия – 07.30/ послушания

Завтрак – 09.00/ для молящихся за Литургией – после службы

Послушания

Обед – 14.00

Послушания

Ужин – 18.00/ для молящихся – после службы

Вечернее монашеское правило – 20.00

Божиим Промыслом  монастырь продолжает пополняться. По прохождении искуса в обитель принимаются не только молодые девицы, но и женщины преклонного возраста. В кельях живут по одной, редко по две сестры.

Как уже было упомянуто, монастырь уделяет особое внимание изучению православной истории своего края и почитанию его святынь. Так восстановилась особая духовная связь обители с именем и личностью  священномученика  Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого.

В XIX веке многолюдный Покрово-Селищенский приход разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира протоиерей Иоанн Богоявленский. У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна.  На рубеже веков, в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был построен по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря (архитектор А.С. Каминский) и освящен в 1907 году. Еще при строительстве храма блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекала скорое его поругание и разрушение (храм был взорван весной 1943 года), но также и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба». Удивительно, что первая Божественная литургия в первом храме обители 7 февраля 1992 года  была отслужена в день мученической кончины святителя Владимира, в год его прославления и обретения мощей. В селе Новые Выселки по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, Свято-Варсонофиевским монастырем был воздвигнут храм во имя сщмч. Владимира, освященный 22 сентября 2013 года Преосвященнейшим Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским.


Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Макарьева пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь