О памяти, о воле, о вере

Епископ Озерский Порфирий

Интервью редколлегии историко-литературного альманаха «Соловецкое море» (2024, №23, С. 180-182) с епископом Озерским Порфирием, наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Порфирий! Без исторической памяти, воли и веры мы не в состоянии планировать и создавать будущее. Есть ли в вашем представлении образ будущего? Как говорят, «сегодня на Соловках, а завтра в России». Каким вы представляете Соловецкий монастырь в год его 600-летия? Или монастырь уже сейчас и здесь осуществленный образ Царства Небесного?

Вами предложена очень плодотворная для познания модель триада «память воля вера».

Продолжу размышлять в ее русле. И тогда что получится, если приложить эти категории к Соловкам в их движении к 600-летию монашеской жизни на острове?

Историческая память дает вполне отчетливый образ того, каким должен стать архитектурный ансамбль, поселение и все виды инфраструктуры на острове. И должен сказать, что за все 14 лет, что я нахожусь на Соловках, я не припомню реальных противодействий этому образу. Да, были вбросы, но они совсем маргинальные и уже забыты.

Далее, вера. Она есть всегда у того, кто что-либо делает. Иначе (без веры в успех дела) просто нельзя себя заставить что-то предпринимать.

А вот что касается воли, то в этой сфере есть проблема, и здесь требуется пояснение.

Воплотить в жизнь на Соловках сколько-нибудь значимый проект можно только при условии, что все его участники объединены одной волей, направленной на достижение результата. При этом нет ни одного значимого вопроса, который может решаться в рамках одного отраслевого или регионального учреждения. Эту особенность управления Соловками межведомственность и многоуровневость, при том что на карте России территория архипелага едва заметная точка, отмечали буквально все аналитические отчеты по Соловкам. Из этого обстоятельства вытекают жесткие требования к построению системы управления, чтобы она была эффективной.

Однако на практике управление не было организовано под эти требования, а потому воля оказывалась размытой. Здесь надо сделать оговорку: речь идет не о пожеланиях и намерениях людей.

В искреннем желании блага для Соловков всех, кто имел здесь определенную власть, я уверен. Но мы сейчас говорим не о субъективных волях, а о состоянии воли как объективной части общественного сознания. Этой-то воле единого общественного организма и не хватало целостности.

В итоге так хорошо знакомое нам отсутствие ощутимых сдвигов в жизни на Соловках, несопоставимость энергии разговоров с энергией практических дел.

Но могу твердо засвидетельствовать, что положение дел реально изменилось в последние несколько месяцев. Впервые за 14 лет я могу сказать, что явилась объединяющая сила государственной власти, и сейчас многочисленные участники работы на Соловках действительно объединены единой волей. Если что-то не нарушит установившийся стиль совместной работы, то результаты не замедлят показаться.

У каждого социально значимого места есть свои особенности, иначе говоря своя идея: принцип, дающий направление знанию, восприятию территории. Соловецкая идея вобрала в себя значения искупления и мученичества, инобытийности и Преображения. Как вы думаете, идея места снова и снова воспроизводится временем под влиянием природных и географических факторов или способна размываться и обесцениваться? Иначе говоря, можно ли потерять Родину, никуда не уезжая?

Бог все сотворил Своим Словом, «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Это означает, что всеблагим Словом Божиим заложена прекрасная идея, сущностный смысл, или логос в каждое из творений, включая каждого отдельного человека и каждый из народов Земли. Изменить эту сущность не дано никому.

Но свободному выбору личности и народа предоставлено идти ли навстречу своему логосу жизненному смыслу и призванию и заданию или идти наперекор Божией воле о самих себе, то есть «идти против рожна» (Деян. 26:14), как однажды обличил Савла Христос.

Что можно сказать в такой перспективе? Есть ли шанс у народов Европы вернуться к своим христианским корням? Был ли такой шанс у Соловков, если поставить себя с этим вопросом на место заключенных концлагеря в 1920-е годы, или на место Д.С. Лихачёва, когда он посетил Соловки в 1960-е и кругом видел только следы исторического безпамятства? Да, пока человек жив, до тех пор Бог долготерпит о нем, продляя его дни и сохраняя возможность опамятствования, покаяния. То же верно о целом народе. Но опасность совершенного уклонения от спасительного пути есть. Без таковой возможности ответственность была бы неполной.

А ответственность соразмерна данной нам свободе. И та и другая совершенны, и в этом достоинство образа Божия в нас.

Твердо верю и надеюсь, что Соловецкая идея в полноте заложенных в неё Божественным Логосом смыслов искупления, мученичества, инобытийности и Преображения будет все яснее проступать в реальной жизни и нашего монастыря и нашего архипелага.

Кто-то из отцов сказал, что перед современным человеком стоит альтернатива «быть или иметь». А что если «иметь», чтобы «быть»? Русская культура, выросшая из православного монашества («из монастыря») уводит от мирских ценностей к упованию на Царство Небесное. Монашество не от мира сего, а мирского идеала мы, по-видимому, не выработали. Где наше Отечество? У рабов (в том числе рабов Божиих) нет собственности, но есть вериги обязанности. Если вериги добровольные, это счастье. А если нет?

Альтернатива у человека только гамлетовская «быть или не быть». Иметь или не иметь не имеет к этому отношения, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мк. 8:36-37). Думаю, вся русская культура как взращенная на Евангелии Христовом пронизана этим смыслом, и ее герой продирается сквозь тернии внутренних страстей и внешних препятствий от мира сего и дьявола к тому, чтобы состояться как человеку Христа христианину. Очень бы хотелось, конечно, чтобы чаще среди государственных чиновников и просто сограждан встречать прекрасные черты Христовых последователей, а не гримасы цинизма, жестокости или вовсе адептов «нового дивного мира», несущего диктатуру расчеловечения. Но это дело Промысла Божия: в какие внешние условия Он поставит нас для личного решения вопроса вечной жизни или вечной смерти «быть или не быть».

Перемены почти не видны, но неизбежны. Будем надеяться, что все к лучшему. Сердечно благодарим, дорогой владыка, за беседу. Желаем вам спасения, душевной крепости, терпения и крепкого здоровья!

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
164070, Россия, Архангельская область, Приморский р-он, пос. Соловецкий, ул. Набережная бухты Благополучия
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
164070, Россия, Архангельская область, Приморский р-он, пос. Соловецкий, ул. Набережная бухты Благополучия

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь