«Обновление» – остров трезвости

Игумен Иона (Займовский)

Многим знакома знаменитая фраза святого равноапостольного князя Владимира «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», приведенная летописцем Нестором в «Повести временных лет». Князь Владимир произнес ее, обращаясь к послам, убеждавшим его выбрать веру мусульман. И эту фразу про «веселие пити» князь использовал в качестве аргумента для отказа. К сожалению, «веселие» наше превратилось в страшную национальную трагедию, в болезнь, от которой сегодня страдают десятки миллионов соотечественников: мучаются и сами алкоголики, и их близкие, ставшие против своей воли созависимыми, рушатся семьи, страдают дети, гибнут люди...

В Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы уже более 15 лет действуют социальные и психологические программы помощи алко- и наркозависимым людям, основанные на известной программе «12 шагов». На территории обители работают две группы анонимных алкоголиков – «Утро» и «Лоза», параллельно активно развивается православная программа реабилитации людей с алкогольной зависимостью «Метанойя» (в переводе с греческого это слово означает «покаяние» «раскаяние», «перемена ума», «переосмысление»). Все эти группы и программы создал и окормляет игумен Иона (Займовский). Пять лет назад начала работать новая группа помощи алкозависимым людям – «Обновление». Именно об этой группе «Прихожанин» решил расспросить игумена Иону.

Отец Иона, давайте прежде разберемся, чем отличаются друг от друга группы «Утро», «Лоза» и «Метанойя»?

Они появлялись, когда в них возникала необходимость. Первой, более 15 лет назад, появилась «Метанойя» – православная программа помощи алкозависимым людям и их реабилитации. Я являюсь ее руководителем, это часть моего монастырского послушания. Помимо меня, в ее создании участвовали врачи-наркологи, волонтеры, замечательный психолог Наталья Меленина... Сегодня собрания участников «Метанойи» проходят еженедельно, по субботам, в Центре духовного развития детей и молодежи, который расположен напротив Данилова монастыря; также раз в неделю собрания «Метанойи» устраиваются в одном из наркологических диспансеров возле метро «Полежаевская».

Группы «Лоза» и «Утро» – это собрания содружества анонимных алкоголиков, которые занимаются по программе «12 шагов». В группе «Лоза» занятия проходят вечером в нашей монастырской библиотеке, а участники группы «Утро», как легко догадаться из названия, встречаются в библиотеке по утрам.

Собрания «Метанойи» посещают члены и «Лозы», и «Утра». Многие из них уже давно выздоравливают в программе «12 шагов» и находятся на пути к исцелению, но им хочется большего: их тянет к Церкви, к Богу. Они хотят не просто говорить о Боге – хотят узнать Христа и Православную Церковь, открыть для себя Иисуса, ищут пути взаимодействия с Господом. А такое взаимодействие предполагает участие в таинствах, причащение Святых Христовых Таин, постижение святоотеческой мысли и усвоение евангельского духа... Кроме того, многие из приходящих на собрания «Метанойи» хотят сделать 12-й шаг…

12-й шаг? Что это значит?

Проходя 12-й шаг программы, трезвые алкоголики активно помогают тем, кто находится в самом начале пути к выздоровлению. 12-й шаг – своего рода миссионерство, апостольство, стремление поделиться с другими своим опытом, пережитыми страданиями, рассказать о своем пути к выздоровлению. Это сродни наставничеству, очень важный момент в жизни людей. Кто еще послушает бывшего алкоголика как не другой алкоголик. Между ними нет психологического барьера.

Отец Иона, вы развернули такую активную помощь алкоголикам: «Метанойя», «Лоза», «Утро». Почему возникла необходимость в создании еще одной группы – «Обновление»? И когда она появилась?

Появилась она, примерно, 5 лет назад. Это достаточно молодая группа анонимных алкоголиков. Встречи «Обновления» проходят в храме Воскресения Словущего. Кстати, многие из тех, кто первый раз торопится на собрание «Обновления», бывает не сразу находят этот храм. Ведь он находится не на территории Данилова монастыря, а перед южным входом –рядом с гостиницей «Даниловская».

Группа «Обновление», как и любая другая группа анонимных алкоголиков, – это по сути своей община, община трезвых людей, еще один островок трезвости.

В Москве много разных групп анонимных алкоголиков. Почему? Да потому что пьянство – это колоссальная беда для России, с которой достаточно успешно справляется содружество анонимных алкоголиков. Среди этих групп есть верующие и неверующие люди, те, кто ищет Бога.

«Обновление» отличается от других наших групп тем, что там собрания открытые – может приходить, кто хочет. Если ты алкоголик и не можешь справиться с этой болезнью, – приходи к нам. Если в твоей семье есть человек, страдающий от алкогольной зависимости, ты тоже можешь прийти к нам или привести близкого человека.

«Лоза» и «Утро» – группы, где, в основном, проходят закрытые собрания. Это вызвано чисто организационными причинами: занятия проводятся в помещении библиотеки, где очень мало места. А когда мы в этих группах все же проводим открытые встречи, – такое случается примерно раз или два в месяц, – то люди вынуждены стоять или сидеть на стульях в коридоре. А между тем на собрания «Лозы» и «Утра» стремятся попасть многие, потому что эти группы весьма известны в своей среде. А «Обновление» – сообщество молодое, даже те, кто хотят прийти, порой просто не могут нас найти: плутают с навигатором вокруг метро «Тульская» и Данилова монастыря, звонят нам, но не могут отыскать в переулках храм Воскресения Словущего...

Мы и назвали эту группу «Обновление», потому что храм Воскресения Словущего раньше назывался Обновление храма Господня в Иерусалиме. Этот храм до революции принадлежал Данилову монастырю, и здесь совершались различные требы: венчания, крестины. А сейчас настоятелем здесь служит протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям.



А я-то думал, что это храм Данилова монастыря?

С ОВЦС мы соседи. Отдел внешних церковных связей находится на территории Данилова монастыря. Некоторые братия нашей обители являются сотрудниками ОВЦС. Я сам, например, защищал кандидатскую диссертацию в аспирантуре святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ректором которой является митрополит Волоколамский Илларион, председатель ОВЦС. И храм Воскресения Словущего для нас не чужой. Он открыт ежедневно, в нем часто проходят службы, есть у него свой приход, хотя и не многочисленный. Что не удивительно, если учесть близость нашего известного монастыря.

Несколько лет назад я поговорил с настоятелем этого храма отцом Игорем Якимчуком, – я его давно знаю, он замечательный батюшка, – и он предложил помещение на территории своего храма для наших собраний. Так «Обновление» обрело свой дом.

Как часто проходят собрания в «Обновлении»?

Каждый четверг в 7 вечера. Мы собираемся в доме причта, который находится слева, буквально в трех метрах, от входа в храм. Если вы не запутались в переулках и отыскали храм Воскресения Словущего, то дальше найти домик причта проще простого.

На собрания в «Обновление» может прийти любой человек?

Собрания, как я уже говорил, здесь открытые, и прийти может любой. И не только алкозависимый, но и его близкие, так называемые созависимые люди. Они также страдают и мучаются, только по-своему – переживая за родного человека: мужа-алкоголика, пьющую жену, сына, пристрастившегося к бутылке… Скажу вам даже больше: нам нужен приток новых людей. Любой группе анонимных алкоголиков важен постоянный приток новичков.

Почему?

Дело в том, что основная задача любой группы анонимных алкоголиков – нести весть //помочь// другим алкоголикам, которые страдают от своей болезни и хотят вылечиться. Другой задачи просто нет. И это совершенно не зависит от того, где проходят встречи группы: в храме, наркологическом диспансере, в доме культуры, в каком-нибудь учреждении… И также неважно, на какой зависимости специализируется эта группа: алкогольной или наркотической, игровой или сексуальной... Если в группу не приходят новички, для группы – это смерть. В любом таком сообществе новичок – главное действующее лицо, зачастую под новичка меняется распорядок собрания. Новичок – дорогой гость на таком собрании.

Кстати, и название нашей группы «Обновление» тоже можно рассмотреть с этой позиции: нашим группам очень важно постоянно обновляться. Поэтому мы рады любому новичку, который посетит наши собрания. Мы постоянно стремимся узнать и перенять опыт других групп: как они приглашают к себе новичков. Многие участники «Обновления» сейчас придумывают различные способы для информирования и привлечения новичков.

И как же вы это делаете?

Есть много способов сделать группу известной для желающих. Скажем, печатаем визитные карточки или небольшие проспекты и просим братию нашей обители раздавать их при случае прихожанам. Например, если на исповеди алкоголик или его жена рассказывают о своей беде, священник может сообщить об «Обновлении» и дать визитку с контактами, телефоном и расписанием собраний.

Отец Иона, а сколько человек сейчас посещает собрания группы «Обновление»?

Костяк группы составляет 10 постоянных участников, а на собрания приходит где-то 20–25 человек, причем люди самые разные: кто-то находится в самом начале выздоровления, а у кого-то уже стаж 10 или 15 лет трезвости.

Многим людям кажется, что бытовое пьянство – это что-то простое: захочу – выпью, захочу – перестану пить. Хотя на самом деле алкоголизм – это коварная болезнь, с которой человеку справиться трудно, особенно в одиночку.



Порой бывает так, что человек решил завязать, держится, держится, не пьет лет 5 или даже 10, а потом вдруг по какому-то случайному поводу возьмет и сорвется. Я, например, знаю, что в Москве во время вынужденного сидения дома из-за коронавируса много людей сорвались и умерли от запоев на больших сроках трезвости: 10–15–20 лет. Не выдержали стресса и вернулись к употреблению алкоголя…

Почему так важно бороться с этой болезнью не в одиночку, а сообща? Когда алкоголик выздоравливает, у него уходит одержимость спиртным, тяга к алкоголю, но это только медицинский аспект. Не менее важен аспект психологический, когда излечивающийся алкоголик делится с другим алкоголиком своим опытом, разговаривает с ним, рассказывает о себе, предлагает свою поддержку. Наставничество, этот 12-й шаг к исцелению, очень многое дает зависимым от спиртного людям.

Отец Иона, Вы уверены, что человек, страдающий алкогольной зависимостью, если будет регулярно посещать собрания анонимных алкоголиков, то сможет избавиться от этой болезни?

Я считаю, что опыт миллионов людей во всем мире доказывает, что, применяя в качестве инструмента программу реабилитации «12 шагов», человек, страдающий алкогольной зависимостью и желающий выздороветь, перестает пить, и его жизнь качественно изменяется к лучшему. Человек меняется и физически, и психологически, и духовно. А если этот человек православный христианин, то у него меняются к лучшему его отношения с Богом.

Поясните, пожалуйста, свою мысль.

Дело в том, что у алкоголика, если он верующий, часто возникает обида на Бога. В душе появляется много претензий к Богу, рождается обида на Него: «Как же так? Почему я спиваюсь, умираю? Это Ты виноват...» Он может это даже вслух не произносить, но будет так думать. В нашей группе мы учим честным отношениям с Творцом.

Отец Иона, а в какой степени Церковь может помочь при лечении алкоголизма? Что должны делать священники?

Вообще при лечении такой болезни, как алкоголизм, важно учитывать не только духовную сторону заболевания, но и физиологические факторы, и психологические. (С этими словами игумен Иона протянул мне книгу.) Вот, дарю вам книгу «Богословие и зависимость», которую я написал в соавторстве с моим другом Романом Юрьевичем Кузьминым. Она совсем новая, издательство «Практика» выпустило ее в этом году. Предисловие к ней написал митрополит Иларион (Алфеев). Если вы откроете в ней главу, посвященную аддиктологии, науке о зависимостях, то найдете там подробное описание одного из принципов работы с зависимыми людьми. Это принцип делегирования.

Известно, что преподобноисповедник Георгий Даниловский, мощи которого находятся в Покровском храме Данилова монастыря, и Дмитрий Евгеньевич Мелехов, замечательный отечественный психиатр, который еще в лютое советское время писал о духовной составляющей психической болезни, близко дружили и сотрудничали. Они умели делегировать друг другу определенные функции: отец Георгий направлял своих прихожан с психическими расстройствами к Дмитрию Евгеньевичу, а тот, в свою очередь, посылал к отцу Георгию тех своих пациентов, которым, как он считал, необходимо духовное лечение, духовная терапия.

Церковь должна поступать таким же образом. Помню, об этом мне говорил настоятель храма Успения Божией Матери в Путинках отец Алексий Гомонов. Он рассказывал, что к нему не раз обращались и алкоголики, и наркоманы, которые приходили на исповедь каялись в своем грехе-болезни. Они пытались бороться, срывались, снова боролись и вновь срывались и, приходя на очередную исповедь, говорили отцу Алексию, что, вероятно, Бог не принимает их раскаяние и отказался от них. И отец Алексий добавлял, что в такой ситуации Церковь должна со смирением отступить и сказать: «Мы, священники, не знаем, как вам помочь, идите в группы анонимных алкоголиков, у них есть опыт выздоровления и хорошие результаты. Пусть они вам помогут». И я считаю, что именно так должна поступать Церковь – смиренно делегировать, передать функции лечения тем, кто уже сумел преодолеть эту коварную болезнь и может поделиться с другими своим опытом.

Отец Иона, нужно ли быть православным христианином, чтобы прийти на собрание группы «Обновление»? И как убедить человека, страдающего алкогольной зависимостью, что эти встречи ему действительно помогут?

Отвечу на первый вопрос: все существующие группы анонимных алкоголиков представляют собой светские сообщества. Данилов монастырь с ними просто сотрудничает, но эти группы ни коим образом не являются частью нашей монастырской жизни. Церковь лишь предоставляет помещения для проведения собраний: библиотеку – для групп «Лоза» и «Утро», дом причта в храме Воскресения Словущего – для группы «Обновление» – и только. Поэтому религиозность и церковная принадлежность не являются обязательными условиями для участия в собрании анонимных алкоголиков. Другое дело, что часто, в ходе работы по программе «12 шагов» меняется отношение человека к Богу, и атеист становится членом Церкви. Но, повторюсь, участие в жизни Церкви не является условием участия в жизни анонимных алкоголиков.



Что касается гарантии… Если спросят меня, как вы спрашиваете меня сейчас, то я отвечу, что гарантия – это мое свидетельство. И я могу с определенностью сказать, что люди, которые выполняют рекомендации программы «12 шагов», – выздоравливают. Они остаются трезвыми, не срываются, и их жизнь меняется кардинальным образом. Но при условии, что они активно работают с другими алкоголиками, регулярно посещают собрания, несут определенное служение в группе… Тогда можно с уверенностью говорить, что человек излечивается.

Если не говорить о программе «12 шагов» подробно, не разбирать каждый шаг, а дать некую общую характеристику, то, наверное, можно сказать, что основу программы составляют открытость и общение. Так?

Если говорить о внешних аспектах в социальном плане, то вы правы. Честность, открытость, общение, умение признаться в том, в чем признаваться люди боятся или стыдятся, – это главное в программе «12 шагов». Но, повторюсь, это только внешние моменты.

В духовном, в глубинном смысле основа этой программы – любовь, Бог, Его сила и забота…

... Очень интересно то, что вы говорите, отец Иона. Ведь и основу христианства тоже составляет любовь. Это главное, что заповедовал Христос.

Я поясню, что имею в виду. Алкоголизм, как я уже говорил, болезнь страшная, тяжелая, коварная и смертельная. Мои друзья-наркологи подтвердили, что согласно статистическим данным, в России 95 процентов алкоголиков умирают именно от этой болезни. Вы вдумайтесь в эти цифры: 95 процентов. В группы анонимных алкоголиков приходит ничтожно малое количество тех людей, кто понимает, что тяжело болен и хочет выздороветь.

И я считаю, что в этих группах происходит великое таинство любви, там дышит Святой Дух. И эта любовь помогает больным людям не пасть духом и оставаться трезвыми. Только эта любовь проявляется через какие-то бытовые мелочи, детали, и, в первую очередь, в поддержке. В алкоголике, человеке, который понимает, что он пал так низко, что ниже некуда, благодаря общению и поддержке со стороны других алкоголиков, вдруг воскресает вера в себя, к нему возвращается утерянное уважение к себе. Человек обретает силы, для того чтобы начать новую жизнь.

Я занимаюсь анонимными алкоголиками уже более 20 лет. И так часто видел чудо такого перерождения, что даже уже привык к нему. Это чудо перерождения дает мне необычайную энергию и побуждает меня дружить с анонимными алкоголиками, сотрудничать с ними. И я очень рад такому служению.

И последний вопрос. Отец Иона, мне приходилось слышать два разных мнения. Одни люди говорили, что алкоголизм – это грех, совершаемый человеком. Другие полагали, что это испытание, которое посылается Господом. Что Вы об этом думаете?

Алкогольная зависимость – это прежде всего страшная болезнь. Но от нее можно избавиться. И программа «12 шагов» уже на протяжении многих лет доказывала и доказывает свою действенность. Это путь, по которому надо идти. Если человек знает про этот путь, но не идет по нему, то это, несомненно, грех. Это проявление гордыни: человек не хочет расставаться со своим эго.

Вот мой близкий родственник, который страдал алкогольной зависимостью и в итоге умер от алкоголизма, не знал этого пути. А кто знает про путь и не идет им, тот совершает грех.

Мне приходилось общаться со многими алкоголиками. Знаете, какая мысль всегда четко проявлялась у них, когда речь заходила об их собственной зависимости? «Я не такой, как вы. У меня особый случай». Именно эту мысль в качестве аргумента чаще всего приводят алкоголики. «У меня особый случай…» Что это, как не проявление гордыни?! Вот это грех. Одному моему знакомому священнику, который страдал алкогольной зависимостью, в реабилитационном центре мудрый специалист как-то сказал: «Если не откажешься от своей исключительности, то не станешь трезвым и умрешь от алкоголизма вместе со своей гордыней». Эти слова сильно подействовали на него: он не только испугался, что умрет, но и осознал, что его зависимость – следствие куда более страшного греха – гордыни. Он прошел «12 шагов» и обрел трезвость.

Именно гордыня, эгоизм, раздутое эго, мысли о своей исключительности во многом являются причиной алкоголизма. Только сам человек не может этого увидеть. Ему нужно общение с таким же, как он, чтобы понять это в себе и принять.

А по поводу испытания, посылаемого Господом, расскажу вам такую историю. Однажды митрополит Антоний Сурожский беседовал с одним священником, выздоравливающим алкоголиком. И тот ему рассказал о себе: как стал алкозависимым, как потом на религиозно-церковной почве у него произошла ремиссия. Ему казалось, что он исцелен, ремиссия длилась пять лет, а после – болезнь вернулась. «Владыка, – говорил этот священник, – я ушел в монастырь, и там спивался, лежал в наркологических клиниках, был на краю гибели. А потом, узнав про группы анонимных алкоголиков, выбрал путь трезвости. Было тяжело, поначалу всё проходило с трудом и болью. Но теперь, слава Богу, продолжаю выздоравливать». Рассказав свою историю, этот священник спросил владыку Антония: «Почему Бог поначалу дал мне трезвость, а потом забрал ее и вернул лишь тогда, когда я чуть не умер и пошел в группу анонимных алкоголиков?»

Владыка Антоний объяснил это так: сначала Господь вывел священника на трезвый путь, чтобы показать, что Бог есть, и что Он может делать всё, что угодно, потом Он показал этому человеку обе стороны, два пути: один, ведущий к жизни, другой – к смерти. И спас Господь этого священника, когда побудил его заниматься другими алкоголиками, спасать их. В этом проявилась слава Божия. Господь указал священнику на его миссию: спасая других несчастных, он спас самого себя.

В этом действительно заключен главный смысл взаимопомощи в группах анонимных алкоголиков: через открытость и общение, путем искренности, активно помогая другим таким же алкозависимым людям, человек спасает самого себя, выздоравливает и обретает новую жизнь. Это ли не настоящее обновление?

И к слову сказать, нашу группу «Обновление» можно найти на сайте «Анонимные алкоголики Москвы». Там есть и расписание собраний, и все наши контакты. Наши встречи открытые, и мы всегда будем рады любому новичку, которому потребуется наша помощь.

Беседовал Петр Селинов
Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь