Игумен Серафим (Кузнецов), которому Господь определил скорбную миссию – в 1918 году сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары к месту их последнего упокоения в Иерусалиме, до этого подвизался в Пермском крае. И в его творческом наследии есть книга, посвященная Пермскому Успенскому женскому монастырю. Высоко оценивая деятельность монастыря в просвещении детей и призрении сирот, его роль в деле религиозно-нравственного влияния на окружающее население, известный церковный деятель пишет: «... монастырь этот служит великую службу Церкви, государству и народу и стоит как светильник на свещнице, как неугасимая лампада, теплящаяся среди тьмы мира и умилостивляющая Господа Бога за грехи людей». В беседе с настоятельницей обители игуменией Марией (Воробьевой) и директором Просветительского центра при монастыре, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Татьяной Ивановной Порошиной мы постарались обратить внимание на некоторые аспекты преемственности.
Работы хватает всем!
Матушка, чтобы изжить религиозное одичание, о котором Вы говорили два десятилетия назад, Пермский Успенский женский монастырь стал развивать те направления деятельности, что были сильны у сестер дореволюционного монастыря – миссионерское, просветительское. Всё же как Вы отважились на это, когда обитель лежала в разрухе и насущными могли показаться совсем другие задачи?
Монастырь наш, некогда находившийся вблизи прекрасного соснового бора на окраине Перми, ныне Промыслом Божиим оказался в центре миллионного города. Поэтому мы считаем, что миссионерство, духовное просвещение – это послушание, возложенное на нас Самим Богом. Действительно, до революции, обитель славилась миссионерскими курсами, только тогда они были для монашествующих епархии.
К созданию Просветительского центра нас подви́г духовный отец архимандрит Наум (Байбородин), по благословению и молитве которого и возобновился Пермский Успенский монастырь в 1993 году.
О том, как сорок восемь лет назад отец Наум благословил двух подруг, студенток мединститута – Вас и будущую игумению Суздальского Покровского монастыря матушку Софию – на монашеский путь, как потом дал благословение на настоятельство, Вы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в интервью «Господь всегда идет навстречу ищущим Истину». Хотелось бы услышать о следующем этапе: как «вырисовывались», а к сегодняшнему дню уже четко обозначились приоритеты в миссионерской и просветительской работе монастыря?
Батюшка требовал от нас открытия не только традиционной для всех монастырей и храмов воскресной школы для детей, но и создания катехизаторских курсов для взрослых наших соотечественников, в годы лихолетья потерявших всякие жизненные ориентиры. Да, именно требовал! Воскресную школу в том, теперь уже далеком 1995 году, мы еще смогли организовать, разместив классы на первом этаже единственного нашего корпуса. Иногда уроки приходилось проводить прямо в кельях сестер. Было очень тесно, трапезная тоже была занята детьми, а сестры обедали на кухне, где кто как смог пристроиться... С организацией катехизаторских курсов поначалу возникло еще больше проблем – особенно с помещением. Да и, признаться, решимости не хватало взяться за такое серьезное дело. «Как? У вас до сих пор не организованы курсы?!» – послышались возмущенные слова старца, когда одна наша сестра приехала в Троице-Сергиеву лавру. Недовольный нашей теплохладностью, батюшка отправил нас за программами в один из московских храмов, где такие курсы уже были организованы. Вот с тех пор всё стало налаживаться: и помещение мы смогли арендовать, и преподаватели нашлись. А желающих учиться оказалось очень много, так как люди изголодались по слову Божиему. Изначально был установлен трехгодичный курс обучения, но многие не хотят уходить и, закончив обучение, снова идут на первый курс.
Какой удивительный показатель интереса к учебе!
Пришлось организовать 4-й курс для углубленного изучения некоторых предметов. Вначале и в школе, и на курсах преподавали в основном сестры монастыря, но сейчас мы стали больше прибегать к помощи более квалифицированных преподавателей – священников, преподающих в Пермской духовной семинарии, преподавателей вузов. К тому же диапазон преподаваемых предметов значительно расширился. В 2013 году для воскресной школы мы построили отдельное здание с просторными классами (теперь там учится 260 ребят) и храмом апостола Иоанна Богослова. Но у катехизаторских курсов до сих пор существует проблема с помещением. Пока что занятия проходят в библиотеке, расположенной в игуменском корпусе. А сестры монастыря и сейчас принимают самое живое участие в работе школы и курсов, начиная уже с того, что для слушателей организовывают традиционное незатейливое угощение – булочки с компотом, чтобы после Литургии (или в будние дни после работы) люди могли бы немного подкрепиться.
Что же касается монахинь, получивших соответствующее образование, то они проводят циклы занятий со слушателями с последующими зачетами. Для слушателей и прихожан работает монастырская библиотека с огромным выбором книг. Также мы организовываем выставки книг по актуальным вопросам православной жизни, знакомим людей с книжными новинками, проводим кинолектории, паломнические поездки. Так что работы хватает, конечно, всем. Но и результаты нашего общего труда нам дорого видеть. Люди воцерковляются, становятся прихожанами нашего или других православных храмов, монастырь приобретает добрых искренних друзей и помощников. А несколько человек даже поступили в нашу обитель. Кроме того, благодаря курсу «Церковное пение» у нас в настоящее время организован церковный хор из прихожан, который выручает нас, взяв полностью на себя пение на ранних воскресных и праздничных Литургиях в течение всего года. Отмечу, что инициатором и организатором многих начинаний в работе катехизаторских курсов является Татьяна Ивановна Порошина, которая, кстати сказать, в прошлом была их слушателем. Она продолжит отвечать на емкий вопрос относительно приоритетов в катехизаторской и просветительской деятельности монастыря.
И открываются все новые и новые смыслы…
Татьяна Ивановна, пожалуйста, Вам слово.
В Успенской обители действует Духовно-просветительский центр во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в рамках которого работают библиотека, катехизаторские курсы для взрослых, семейная школа «Покров» (где за основу взята программа Русской классической школы, и по ней у нас обучается 55 детей), православный кинозал «Моя Россия. Путь к истокам», Школа родителей, игровые интерактивные медиа-программы для детей дошкольного возраста, обращенные к духовно-нравственному миру малышей. Мы видим, что несмотря на десятилетия, прошедшие после гонений на Церковь, количество людей, нуждающихся в духовном просвещении не уменьшается. Многие крещены, но очень далеки от церковной жизни. С сожалением приходится констатировать факт формальной принадлежности к православной вере, потребительского отношения к Церкви, искаженного восприятия Православия, иногда даже вплоть до магического. Поэтому совершенно органичным было создание трехгодичных катехизаторских курсов при монастыре, призванных помочь людям воцерковиться, укрепиться в вере, сделать ее осознанной, деятельной.
Вспомним, что в Древней Церкви оглашение продолжалось длительное время, в среднем два-три года, во многом решая все те задачи, которые стоят перед катехизацией и сейчас. При внешних стремительных технологических изменениях современный человек сущностно остался прежним – с теми же вопросами к себе, миру и Богу, осознание которых требует немалого времени. Наверное, поэтому от наших выпускников мы часто слышим то, о чем выше сказала матушка Мария. Горя желанием и дальше постигать истину, они обращаются к нам с несколько необычной просьбой: «Мы, наконец, поняли, о чем Вы говорили! Разрешите нам снова прийти на первый курс!». Конечно, здесь возникает для преподавателей неоднозначная ситуация, когда те видят на новом курсе некоторые знакомые лица – то есть учащихся, с которыми они уже поделились своими знаниями, вложили душу в процесс их обучения. Но как при чтении Священного Писания открываются для многих всё новые и новые смыслы, так и у людей, приходящих к нам на занятия, рождается понимание чего-то важного, касающееся их жизни, их отношений с Богом (или без Него). Поэтому мы стараемся с терпением и пониманием относиться к такой непростой для нас задаче (с учетом ограниченных по вместимости помещений). К слову, игумения Мария тоже преподает на катехизаторских курсах.
Формулируя цель их деятельности, мы дерзаем ее определять, как помощь в спасении души человека через воцерковление, через святоотеческое понимание основ православной веры, а, значит, и осознанное отношение к укладу своей жизни во всех ее проявлениях, когда Церковь представляет собой не островок один раз в неделю, с которого тебя постоянно «смывает», как только ты вышел за ворота монастыря и попал в ту жизнь, где нередко другие ценности и правила. Наша задача – помочь восстановить связь души человека с Богом, «настроить» себя: привести в состояние гармонии тело, душу, дух. А это процесс не быстрый, требующий Божией помощи и больших усилий.
Расскажите, пожалуйста, о тонкостях организации курсов и назовите предметы, ставшие прочным фундаментом весьма обширной программы, которая, скажем так, подтвердила свою жизнеспособность.
Некоторые тонкости, действительно, есть. Или – отличия. Одним из важных отличий деятельности катехизаторских курсов Успенского монастыря от других воскресных школ и долгосрочных курсов (например, в высших духовных учебных заведениях) является максимальная гибкость в прохождении программы. Слушатели могут сдавать зачеты и в итоге получить Свидетельство об окончании курсов (которое не является документом государственного образца с правом ведения профессиональной деятельности), или – кто хочет – быть вольным слушателем. Программа состоит из базовых (обязательных) предметов: «Священная История Нового Завета», «Священная История Ветхого Завета», «Катехизис», «Агиология», «Православное богослужение», «Основы христианской нравственности», «Апостол», «Общая история Церкви», «История Русской Православной Церкви», «Догматическое богословие», «Социальная концепция Русской Православной Церкви». Также в программу входят предметы, которые слушатели могут посещать, исходя из своих возможностей. Это «Православная аскетика для мирян», «Церковный этикет», «Духовное краеведение». Кроме того, оказался востребованным формат «Открытого лектория», куда приглашаются не только слушатели катехизаторских курсов (а также их родные, друзья и знакомые), не только прихожане монастыря, но и все желающие. В рамках «Открытого лектория» идут: «Церковное пение», «Церковнославянский язык», «Иконоведение» «Православие и русская литература».
Важным фактором оказывается и участие слушателей в церковной жизни: их помощь на Крещение Господне и другие церковные праздники (при этом все на Крещение – как дети! – хотят раздавать крещенскую воду). И когда мы обращаемся к слушателям старших курсов с просьбой уступить эту возможность младшим курсам, а самим взять на себя другие послушания: чистить снег, убирать в храме и так далее – они начинают чувствовать себя «взрослыми, старшими и великодушными», и это тоже некий новый опыт в их жизни... Значимы в процессе катехизации и паломнические поездки, которые организуются именно как паломнические (без культурно-развлекательных фрагментов).
Возрастной диапазон зрителей – от 17 до 85 лет
Знакомясь с официальным сайтом монастыря, нельзя не обратить внимание на работу кинолектория при обители. Можно предположить, что люди охотно его посещают, осознавая, какую огромную пользу развитию души способны принести столь глубокие содержательные фильмы. Тоже востребованный формат?
Еще как востребованный! Это еще один существенный ресурс – введение в процесс катехизации показа лучших документальных фильмов, посвященных Православию. Воплощенная в жизнь идея систематического показа фильмов о православной вере, православных святынях, истории и культуре России, тесно переплетенных с историей Русской Православной Церкви, стала откликом на несформулированный, но явно ощущаемый запрос со стороны не только слушателей курсов и прихожан Успенского монастыря, но шире – тех, кто так или иначе связан с ними (их родные, знакомые), которые начали проявлять интерес к предлагаемым фильмам. Стало очевидно, что это уникальная возможность – за предельно короткий промежуток времени узнать житие святого, прожить жизнь целой эпохи, увидеть историю церковного праздника.
Если говорить в целом, то мы прошли путь от кинопоказа перед занятиями на курсах до Православного кинозала под названием «Моя Россия. Путь к истокам». Это название, на наш взгляд, отражает суть предлагаемой формы – одной из наиболее привлекательной и доступной не только катехизаторской, но и миссионерской деятельности для самых широких групп зрителей. Это формат миссионерской деятельности, ориентированный на широкий диапазон зрителей как по возрасту (нашими зрителями являются люди от 17 до 85 лет), так и по образовательному уровню. Причем мы получили отклики на показ документальных фильмов не только в стенах Православного просветительского центра, но в других общественных центрах Перми (где аудитория была и студенческая, и люди зрелого возраста). Смотрели эти фильмы и в санаториях Пермского края. К сожалению, значительную часть из запланированного пока не удалось реализовать из-за карантинных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Но мы не теряем надежды, что ситуация изменится и наши планы не останутся просто планами.
А самой сложной и трудоемкой частью, безусловно, является подбор репертуара. За годы существования кинолектория произошел определенный отбор фильмов. Теперь у нас есть фильмы для «обязательного» показа, которые мы считаем возможным периодически повторять, поскольку, как хорошую книгу, хороший фильм можно смотреть несколько раз, открывая для себя всё новые и новые смысловые грани. К ним относится, например, 7-серийный фильм «Паисий Святогорец» игумена Киприана (Ященко). Есть фильмы, направленные на более глубокое постижение основ православной веры – ими важно «поддержать» годовой круг церковных праздников, событий, дат. Это «Лествица» (33 серии), «Пасха 45-го года» и другие. Большой интерес у наших зрителей вызывают исторические фильмы. В первую очередь назову документальный цикл, посвященный становлению Российского Патриаршества – «Крестный путь», и многосерийный фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Российский урок». А насколько сильно духовно-нравственное, гражданско-патриотическое содержание фильма «Мой сын рядовой Родионов»! Очень жаль, что слова о нравственности, о патриотизме иногда становятся «общим местом», теряя глубину и значимость для становления личности гражданина своего Отечества. Но хочется верить, что фильм о 19-летнем русском воине-мученике, нашем современнике, отказавшемся отречься от христианской веры перед боевиками, заставит многих людей остро почувствовать подлинный смысл этих слов.
Продолжая тему современности, не могу не вспомнить, что в монастырском кинолектории демонстрировался фильм «Наш Блаженнейший», посвященный 75-летию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Наверное, то, каким был путь Ореста Березовского, сына священника на Буковине, до Предстоятеля Украинской Православной Церкви, взволновало тех пермяков, которые ощущают себя членами Церкви, Ее частицей?
Конечно, взволновало. Я бы сказала, что все фильмы нашего кинолектория (а здесь названа лишь малая их часть) стали для большого числа людей настоящим открытием. После просмотра фильмы выкладываются в официальной группе «ВКонтакте», где можно посмотреть предлагаемый репертуар. Многое делается в этом направлении, но есть и нерешенные задачи. Среди них – организация развернутого обсуждения фильмов. Это требует дополнительного времени, выделить которое в рамках «связки» православный кинозал – катехизаторские курсы, увы, пока не получается...
***
Когда этот материал готовился к публикации, в Перми произошла страшная трагедия, пронзившая сердце болью и вызвавшая содрогание от мысли, как враг рода человеческого искусно ищет и находит брешь в юных душах, как он пестует лютую ненависть к людям и вкладывает в руки оружие для жестокой расправы над ними. Май 2021 года – стрельба в гимназии в Казани. Нынешний сентябрь – стрельба в госуниверситете в Перми... Назвав это потрясением для Пермского края и всей нашей страны, митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий призвал молиться о невинно убиенных жертвах трагедии. В сам день трагедии, 20 сентября, Глава Пермской митрополии совершил по ним панихиду в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. По благословению владыки во всех храмах епархии были совершены панихиды по погибшим. Пермские священнослужители оказывают духовную поддержку их родным и близким, а также родственникам пострадавших. Только щит веры может помочь перенести великие скорби, а наша усиленная молитва ко Господу – помочь упокоиться в селениях праведных душам тех, чья жизнь так безжалостно была оборвана.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Успенским женским монастырем в Перми