В старом Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре издательского послушания не было. Была литография, в которой более 80 сестер на больших по размеру и тяжелых по весу камнях иголками накалывали изображения – в основном иконы батюшки Серафима и Божией Матери «Умиление». Каждый камень подготавливали в течение года, затем печатали на печатных машинах и сушили картины. В 1903 году монастырскую литографию посетила Царская чета. Большое впечатление на Высоких гостей произвела скоропечатная машина. Царица Александра Федоровна тогда сказала: «Вам еще много понадобится!», очевидно имея в виду технические средства. Действительно, понадобилось многое, только уже в конце XX – начале XXI века. В возрожденном монастыре приобрели ризограф и с него начали типографскую деятельность. Позже игумения Сергия (Конкова) твердо переименовала это послушание из типографского в издательское. Об основных направлениях монастырского издательства нам рассказала монахиня Макария (Огудина).
Об уникальных книгах
Мать Макария, недавно в рамках XXVII Рождественских чтений на пленарном заседании направления «Издательская деятельность Церкви» Вы выступили с презентацией издательского послушания Дивеевской обители. Чувствовалось, что после Ваших слов об уникальности целого ряда изданий тема книгопечатания в современном монастыре особо заинтересовала участников мероприятия. Давайте с нее и начнем.
Действительно, у нас в обители вышло несколько уникальных книг. Например, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Мы съездили в Российскую государственную библиотеку, где нашли издание «Летописи» 1896 года. Обычно перепечатывают второе издание – 1903 года, а мы обратились к первому. Конечно, его можно было разыскать не только в РГБ, но здесь хранятся еще и гранки с цензорской правкой «Летописи» 1896 года. Цензуру осуществлял протоиерей Григорий Дьяченко, известный церковный писатель, магистр богословия. Эти гранки находятся в отделе рукописей, мы их держали в руках.
Наверное, с волнением к ним прикасались?
Конечно! Мы их скопировали и решились сделать, можно сказать, необыкновенную книгу. Включили в текст все, что вычеркнула цензура. На самом деле там вовсе не пророческие высказывания батюшки. Цензор убрал лишь то, что ему казалось неправдоподобным относительно святости старца. Он вычеркнул также просторечные слова и выражения, которые употребляли дивеевские сестры. Когда мы восстановили текст, получилась та самая книга, за которую батюшка Серафим благодарил ее составителя – будущего священномученика Серафима (Чичагова), удостоив его дивного явления в Дивееве.
Еще мы нашли в Российской государственной библиотеке «Краткую летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую тогда же, в 1896 году, подготовил сам священномученик Серафим (Чичагов). Переиздали и ее.
Самая наша замечательная находка в РГБ – рукописный акафист преподобному Серафиму Саровскому, который в 1917 году написал Иван Гаврилович Блинов – выдающийся каллиграф, художник-миниатюрист начала ХХ века. Рукопись акафиста он подарил Румянцевскому музею. Мы впервые предприняли ее репринтное издание.
Прошлое стало для вас источником уникальных текстов. А современность дает повод для подобных изданий?
В наши дни исполнилось предсказание преподобного Серафима: на одной оси с Троицким собором и колокольней в конце Канавки выстроен новый собор, который украшается мозаичными иконами и композициями. Работы в нижнем храме уже завершены, он освящен, и эту красоту мы постарались показать в фотоальбоме, который издали в прошлом году.
Книга профессора Сергея Николаевича Чернышева «Святая Богородичная Канавка» тоже ведь основана на современном материале?
Ее написал по нашей просьбе человек, двадцать лет своей жизни посвятивший святой Канавке. В основу книги легли его личные впечатления, наблюдения, изыскания, размышления. Сергей Николаевич – доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук. Он безвозмездно осуществлял техническое руководство проводившихся на святой Канавке изысканий и проектирования.
В поиске новых авторов и художников нам помогают и столичные издания, с которыми мы запускаем совместные проекты. Так с издательством «Никея» выпустили книгу для детей Тимофея Веронина «Дивный старец Серафим» и готовим следующую – про монастырь. Совместно с издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетом предприняли издание книги «Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова)». Прорабатываются новые проекты. С издательством Московской Патриархии намерены подготовить несколько изданий дивеевской тематики, с английской организацией «Saints Alive» ведем переговоры об издании нами «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» на английском языке. Они сделали оригинальный перевод и выпустили замечательную, но очень дорогую книгу; мы хотим воспользоваться их переводом и сделать более доступную книгу.
Матушка игумения говорит, что главное дивеевское послушание – служить Матери Божией и преподобному Серафиму Саровскому. Эту миссию выполняем и мы на издательском послушании. Главная тема наших книг – это Дивеево. Обитель имеет замечательную историю, с ней связаны люди интересных судеб, у нас есть уникальные святыни. Об этом мы и стараемся писать в наших книгах, просвещать читателей на нашем местном материале.
Господь посылает нужных авторов
Мать Макария, а каким образом появился на свет журнал «Дивеевская обитель» – многостраничный, глянцевый, вызывающий большой интерес у всех – от монашествующих до мирян? Понятно, что такое издание нерентабельно, но монастырь продолжает бесперебойные ежеквартальные выпуски уже девятый год.
Идея журнала родилась в мае 2011 года. У нашей матушки был юбилей, и появилась идея выпустить «именинный» журнал ей в подарок. Сделали его за неделю, не имея никакого редакционного портфеля. Название «Дивеевская обитель» предложила сама матушка игумения. Следующие номера были рассчитаны на целевую аудиторию – сестер обители. Но вскоре стало очевидно, что журнал не меньше интересует и мирских людей, бывающих в монастыре. Гостям дарятся журналы в качестве визитной карточки нашей обители. Если коротко определить нашу главную задачу, которой мы руководствовались при создании журнала и в работе над каждым номером, – это наше желание показать красоту Божьего мира и Божьего человека, прежде всего – монашествующих.
Для того чтобы выпускать ежеквартально журнал объемом более 160 страниц, нужна целая редакция.
У нас есть главный редактор – благочинная монастыря монахиня Екатерина (Чернышева) и я – ответственный редактор. Но Господь в нужный момент посылает нужных людей и нужные материалы. Постепенно складывается авторский актив журнала.
Например, однажды по электронной почте к нам пришло письмо от крымской художницы Ксении Симоновой, которая занимается песочной анимацией. Она рассказала о том, как преподобный Серафим покровительствует их семье. Наше общение продолжилось, Ксения сделала для нас песочный фильм о преподобной Александре Дивеевской. Она много ездит по миру, и в нашей рубрике «Православие и мир» постоянно стали появляться ее путевые заметки. Сами мы никогда бы в тех краях не оказались и такие бы впечатления, как она, не получили бы. А первая ее публикация была основана на российском материале. Это теплый рассказ о женской общине в Крыму, созданной на приходе в честь преподобного Серафима Саровского в селе Ковыльное.
Однажды к нам приехала съемочная группа московской студии «Фильмотограф». Им нужно было снять в Дивееве сюжет о том, как каждый год на Страстной неделе к нам в обитель приезжают хлебопеки из Владивостока за водой с источника преподобного Серафима. На ней они замешивают пасхальные куличи, которые потом продают жителям Приморского края. Об этой необыкновенной инициативе для журнала согласился написать режиссер фильма Андрей Холенко. С тех пор мы дружим с ним, и он сделал для монастыря замечательный документальный фильм «Дивное Дивеево».
Среди постоянных авторов – Ольга Цвиркун из Киева, которая любит французский и греческий языки, совершает паломничества по сокровенным для христианского сердца местам и охотно рассказывает нашим читателям об этом. Одна из ее публикаций – «Парижский адрес Серафима Саровского» – посвящена русскому православному храму во имя преподобного Серафима Саровского во Франции. Другая посвящена почитанию преподобного Серафима в Греции. Это материалы для рубрики «Дивеевская география». Кстати, саму рубрику придумала журналистка из Нижнего Новгорода Наталья Николаевна Скворцова. Хорошее, полезное дело всегда собирает вокруг себя единомышленников.
Золотой фонд издательского послушания
Мать Макария, мне попал в руки выпущенный Серафимо-Дивеевским монастырем аудиодиск «Вера и жизнь», содержащий беседы с яркими и, что особенно важно, духовно богатыми личностями – гостями монастыря. Как он родился?
У нас в монастыре есть специально оборудованная радиостудия. Появилась она в 2009 году по инициативе нашего правящего архиерея, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Владыка Георгий рассудил, что в Дивееве бывает много интересных людей, здесь они доступнее, чем в обычных условиях, и надо делать с ними интервью. В то время в епархии создавалось радио «Образ», вскоре покрывшее своим вещанием всю Нижегородскую область, чья территория, к слову сказать, превышает площадь таких государств как Швейцария, Бельгия, Нидерланды. Вещает радиостанция круглосуточно. Некоторые интервью, записанные в монастыре, идут на радио. Также мы размещаем их на официальном сайте монастыря, в печатном виде – в «Дивеевской обители», в епархиальных изданиях. Когда скопилось некоторое количество интервью, был выпущен двойной аудиодиск. Сейчас у нас богатейший аудиоархив, в котором полторы сотни бесед с самыми разными людьми.
Пожалуй, его можно назвать настоящим золотым фондом вашего издательства?
Да, это так. Очень интересная беседа была с главным дирижером Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, народным артистом СССР Владимиром Федосеевым. Я вошла в храм Рождества Богородицы приложиться к мощам наших преподобных матушек и увидела там Владимира Ивановича с супругой. Вечером он собирался давать концерт в Сарове в обыкновенном кинозале. Я попросила его об интервью, и всемирно известный дирижер, немолодой, у которого были свои планы, с легкостью дал свое согласие. Трогательно прозвучал ответ преподавателя факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Поплии Латифи на мой вопрос о том, что такое русское Православие с точки зрения французского человека. Она с сильным акцентом ответила: «Я – русская». Ярко, очень эмоционально, с болью о проблемах современности говорил епископ Зарайский Меркурий. Тогда он возглавлял Высокопетровский монастырь в Москве, а сегодня – митрополит Ростовский и Новочеркасский. С какой болью он говорил о том, что мешает развиваться патриотизму в нашей стране! В те минуты было ощущение, что владыка здесь, в монастырской радиостудии, вступил в решающий бой со многими бедами нашего общества, которые вокруг старались замалчивать. Но такую точку в интервью мы не могли оставить. На мое замечание он ответил: «Нет, матушка, это не "точка"». И продолжил, что при всей сложности обстановки у нас должен быть очень радостный и перспективный взгляд в будущее, потому что мы – верующие люди, и мы знаем, уверены, опыт наш свидетельствует, что Бог нас не оставит до тех пор, пока хотя бы один человек на Русской земле будет кричать: «Господи, спаси нас!» А еще потому, что мы сами кое-что делаем; только никогда не надо себе врать и заниматься самоуспокоением. Духовно полезные глубокие интервью были с монахами из России, Молдавии, Греции. Довелось мне побеседовать с выдающимися православными богословами нашего времени Жаном-Клодом Ларше и с Павлом Ивановичем Мейендорфом.
Нынче на Рождественских чтениях в Храме Христа Спасителя Вы вкратце рассказали, что и официальный сайт монастыря, и группы в соцсетях тоже ложатся на плечи сестер, несущих издательское послушание.
Да, мы занимаемся монастырским сайтом, а в соцсетях ведем две группы – «ВКонтакте» и «Инстаграм». Обычно в неделю мы ставим от трех до десяти постов. Многие любят Дивеевский монастырь и батюшку Серафима, и интерес к нашим аккаунтам достаточно большой.
Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря