Вифания: служение Богу и людям

4/17 июня Православная Церковь празднует память святых праведных Марфы и Марии Вифанских, сестер Лазаря Четверодневного. В их родной Вифании, близ гробницы праведного Лазаря, у древней дороги из Иерихона в Иерусалим ныне располагается маленькая русская женская обитель – община Воскресения Христова, подворье Гефсиманского монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины (РПЦЗ).

В свое время сам монастырь,  находящийся на другой стороне Елеонской горы,  вырос из этого небольшого сестричества.   Монашеская община на родине праведных Марфы и Марии была основана в начале 30-х годов ХХ века на участке, купленном Русской Духовной Миссией в начале столетия – около 1909 года. По древнему преданию, именно на месте нынешней Вифанской обители праведные сестры Лазаря встретили Христа, шедшего воскресить их брата.

Основали Вифанскую общину  монахини Марфа и Мария – уроженки Шотландии, принявшие Православие на Святой Земле. Они имели медицинское образование и устроили благотворительную лечебницу для местного населения, подражая примеру основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, чьи мощи покоятся в Гефсиманском монастыре. Нередко дети, здесь лечившиеся, из-за плохих домашних условий задерживались в обители надолго, и их начинали обучать грамоте – так в 1930-е годы в Вифании возникла школа-интернат для православных арабских девочек. И сейчас попечение о школе (ныне единственном православном учебном заведении на Святой Земле в ведении Русской Церкви), а также об интернате при ней – это основное послушание вифанских насельниц, наряду с приемом паломников и хозяйственной работой. Директором школы является старшая сестра Вифании – инокиня Марфа.

Как уже было сказано, Вифания – часть большого Гефсиманского монастыря,  являющего миру в этом святом месте свет русского православия. Золотые купола его прекрасного храма в честь св. Марии Магдалины, построенного попечением императора Александра III и царской семьи,  возвышаются над Гефсиманским садом. В монастыре подвизаются больше сорока сестер, четверо из них несут послушание в Вифании.

unnamed 6День сестер на подворье отличается от распорядка дня в монастыре и во многом зависит от режима детей, живущих в Вифанском интернате (сегодня здесь проживает пятнадцать девочек). Утреннее сестринское правило начинается в 5.30  утра и состоит из полунощницы, утрени, 1-го часа и изобразительных. Сестры, несущие послушания на кухне и у детей, уходят с правила после полунощницы. 9-й час и вечерня совершаются в 16.00 – в то время, когда дети делают уроки с учителями, и поэтому все сестры могут быть на службе. Великим постом к вечерне добавляется Великое повечерие. 3-й и 6-й часы сестры читают в кельях по возможности. В отличие от монастыря Марии Магдалины, где Литургия совершается ежедневно, в Вифании она служится раз в неделю – по пятницам. В воскресенье и в праздники сестры молятся на службе в монастыре, однако иногда на праздник вифанские насельницы имеют возможность побывать в «месте праздника»  – например, в день Преображения помолиться на святой горе Фавор. Нередко сестры бывают на Литургии в соседнем греческом монастыре. Причащаются сестры, как правило, не чаще двух раз в неделю.

Сразу после утреннего правила (около 8:00) в Вифании бывает завтрак, после которого у сестер есть полчаса или час для келейной молитвы, а потом – послушания с перерывом на обед в 14.30. Ужин для детей и трудников в 18:30, но для сестер он, в отличие от завтрака и обеда, не обязателен. Если сестра проголодалась, она может получить благословение выпить на кухне чаю в неурочное время, желающим выдаются к чаю сладости. В 20:30 читаются вечерние молитвы и совершается чин прощения, в 21:00 сестры расходятся по кельям – начинается время келейного правила и отдыха.

Каждая сестра находится под духовным руководством матушки игумении и священника, у которого исповедуется. Раньше духовником всех сестер являлся начальник Русской духовной миссии, однако сейчас сестры могут выбрать священника и в Гефсимании, и на Елеоне, и приходить к нему на исповедь. Священник, у которого постоянно исповедуется сестра, определяет некоторые моменты ее духовной жизни, такие как мера поста или келейное правило. Эти вопросы решаются индивидуально для каждой сестры, и другие насельницы не знают, как постится сестра или какое правило она исполняет. По другим вопросам сестры обращаются к старшей сестре или через нее к матушке игумении. Сама матушка каждую неделю приезжает в Вифанию на Литургию, также еженедельно проходят встречи игумении, старшей сестры Вифании и начальника Миссии, на которых решаются основные вопросы жизни насельниц.

По словам инокини Марфы, самое лучшее время в году для всех, а в особенности для Вифанских сестер – Первая седмица Великого поста, посвященная исключительно духовным занятиям. Они переезжают в монастырь, который на эту неделю полностью закрывается, а для присмотра за детьми в Вифании остается лишь одна сестра – поочередно. Службы в эту неделю совершаются утром с 5.00 до 13.00 с перерывом на полчаса, вечером с 17.00 до 19.00. Всю первую седмицу сестры проводят в молчании, не разговаривая между собой. Общая трапеза бывает только в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

Тишина и отсутствие посторонних в Первую седмицу Поста – особенно ценное время для сестер, поскольку в другое время прием паломников – их основное служение. Раньше Гефсимания была открыта для посещения два дня в неделю с 10.00 до 12.00, в прочее время принимались только группы по предварительной договоренности. Сейчас поток паломников увеличился, и ворота монастыря открыты ежедневно. Также паломники имеют возможность помолиться с сестрами на богослужении. Есть недолгие часы, когда монастырь закрывается, но иногда и в это время звонят, и приходится открывать. Территория, доступная для посетителей, ограничена, но не всегда удается сдержать любопытство некоторых из них, так что сестрам зачастую негде бывает укрыться от посторонних глаз. В Вифании такого наплыва паломников нет. Однако те, кому хотелось бы подвизаться на Святой Земле  не должны забывать о том, что прием  многочисленных гостей – неотъемлемая черта жизни здешних монастырей.

unnamed 4«Нужно выбирать монастырь до поступления – замечает сестра Марфа, – и относиться к этому крайне серьезно. Слушать, что внутри происходит и к чему ты более склонен, на что ты готов: готов ли ты быть несмотря ни на что на Святой Земле только ради Святой Земли – жить этой интенсивной жизнью и иметь дело с арабскими детьми? Если тебе нужно уединение, то тогда, может быть, маленький русский монастырь где-то в глуши – это более подходящий вариант. Если же, наоборот, обязательно нужен физический труд, потому что страсти борют так, что понимаешь: одну только четку тянуть – значит, неминуемо “взорваться”, – ищи что-нибудь там “с коровками”. К этому нужно относиться серьезно. Но если уж Господь как-то ведет, и ты оказываешься в определенном месте, то все равно у тебя есть возможность вовремя об этом задуматься и принять соответствующее решение.

Уход в монастырь и закрытие от мира облегчает задачи. Отсутствие контакта с внешним миром, мерность чередования молитвы с послушанием, обычно не очень мирским – это все помогает сосредоточенности, молитве, но не в этом суть. Монах – это состояние души. Это внутренние отношения с Богом, и они не зависят от внешнего мира. Внешний мир, конечно, может этому помогать. Но бывает, что внешне все спокойно, а внутри буря. Нужен внутренний опыт. Если внутренне быть спокойным, то любые внешние обстоятельства очень спокойно воспринимаются».

Так немногочисленные сестры обители, подражая древним насельницам этого святого места – праведным женам Марфе и Марии, ежедневно служат Богу и людям: проводя время в молитве, воспитывая живущих в обители девочек и –  в память о радушии сестер Лазаревых – с радостью встречая всех, желающих поклониться местам земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ