Философия сердца

Иеромонах Диодор (Соловьёв)

Размышления над страницами книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Христианская философия»

Постоянно рождает земля русская святых праведников – то скрытых, то явленных всему христианскому миру, вышедших на исторические подмостки, чтобы сказать своё веское слово заблудшему человечеству, предостеречь его от роковых ошибок, восстановить высокую традицию пастырского служения народу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) прожил долгую жизнь, на протяжении десятилетий ежедневно исполняя свой пастырский долг и во времена относительного политического затишья, и в самые бурные и трагические периоды Российской истории второй половины XIX - начала XX веков. Он умер 20 декабря 1908 г., когда непосредственная угроза социального переворота в России миновала, когда Россия, казалось, начала выздоравливать, понемногу приходя в себя после пережитого кризиса тяжкой болезни, мучившей её долгие годы. Как будто вняв молитвам святого праведника, Господь отсрочил вынесение сурового приговора, дал россиянам ещё одну возможность одуматься, раскаяться в своём духовном отступничестве: в отходе от православной веры, в охлаждении патриотического чувства, в подпадении под влияние безбожных, враждебных русскому духу социальных учений, в безумном следовании по пути разрушения основ государственного устройства России. Словно на время смилостившись над заблудшим народом за то, что он явил миру такого светоча Православия как святой Иоанн Кронштадтский, Господь помог здоровым силам общества преодолеть кризис, но сама болезнь не была изжита, - она затаилась внутри и в любой момент могла снова начать атаку на ослабленный государственный организм.

Живя и проповедуя в эпоху, когда людскими умами владели, с одной стороны – либеральные теории буржуазного прогресса, а с другой – различные социалистические доктрины, святой праведный Иоанн Кронштадтский один из немногих отчётливее сознавал пагубность и тех, и других.

«Всё в мире суета и крушение духа, - писал он - едино есть на потребу: это Бог и всё святое». Неоднократно заявляя, что вне православия нет истины, что отход от него будет иметь самые трагические последствия для россиян («Доколе Россия будет православна... дотоле она будет могущественна и непоколебима...»), святой Иоанн Кронштадтский по сути дела противостоял всему тогдашнему, так называемому, общественному мнению, подвергаясь, как и последний российский император, более или менее единодушному остракизму со стороны различных организаций демократической интеллигенции. Несмотря на то, что Кронштадтский Андреевский Собор, где служил и проповедовал отец Иоанн, всегда был полон, и порой не вмещал всех желающих присутствовать при богослужении, великий подвижник прекрасно понимал, что его прихожане – лишь малая капля в сравнении с миром неверия, затопившим Россию. Да и те, что приходили к нему, приходили нередко за избавлением от телесных недугов, наслышанные о его даре целительства, либо рассчитывали (и не без оснований) на материальную помощь, а иногда и просто из любопытства. Исцеляя не только тела (что случалось многажды), но и души своих прихожан, святой Иоанн Кронштадтский не довольствовался ежедневной пастырской деятельностью в качестве настоятеля Андреевского Собора, он старался охватить проповедью как можно большее число россиян, активно используя для этого печатное слово. Читая его «Христианскую философию», по трагическому пафосу некоторых страниц можно составить себе довольно ясное представление о духовной атмосфере того времени, когда служил и проповедовал отец Иоанн.

Атмосфера эта была весьма нездоровой, что постоянно отмечал автор «Христианской философии», со всей страстью талантливого публициста убеждал читателя (так же как и любого прихожанина своего Собора) открыть душу Господу, любовью ответить на Его любовь и постоянным стяжанием благодати Святого Духа очистить себя от скверны греховных помыслов и поступков. Только так можно было исправить положение, победить тяжёлый недуг, подтачивающий основы духовной жизни нации, а вместе с ними и основы Российской государственности. Увы! Этого не произошло – и Россия вверглась в пучину бедствий на многие десятилетия. Никакие молитвы праведников, даже таких, как Святейший Патриарх Тихон, уже не могли изменить её участь. Нам и теперь всё ещё остаётся лишь верить, что Господь смилуется над нами и подаст руку помощи каждому, жаждущему спасения в этом обезбоженном мире – в мире, где отношения между людьми принимают всё более уродливые формы, где познание окружающего превращается в познание всё новых разновидностей зла и, соответственно, происходит постоянное увеличение степеней греховного бытия, всё большее погружение человеческих душ в пучину материальных страстей и самоубийственное отдаление индивидуумов от Бога.

Возможно для некоторых из нас рукой помощи, протянутой Господом, стала переизданная после длительного перерыва «Христианская философия» протоиерея Иоанна Кронштадтского. Составленный из дневниковых записей, которые делались отцом Иоанном на протяжении всей его пастырской деятельности, труд этот не утратил свою значимость и в настоящее время, - скорее, его значение возросло, ибо то, что многим современникам святого казалось перехлёстами эмоциональной натуры и религиозной экзальтированностью проповедника, в частности, неоднократные пророчества о трагической судьбе России в случае отхода россиян от Православия и от веры в царя как помазанника Божиего, поразительным образом сбылось в скором времени, и потому следует особенно внимательно отнестись ко всему духовному наследию святого и провидца, чтобы не погибнуть окончательно вместе с Россией в наши дни, принять всем сердцем указанный им путь спасения – спасения души каждого из нас и спасения России и возрождения её православной миссии.

«Мало называться христианином, - писал он в своём труде, - надо делать дела, исполнять заповеди... нужно непрестанное покаяние, непрестанное внимание к себе в духе веры, непрестанная молитва... непрестанное совершенствование себя, и с этой целью – непрестанная проверка себя - в вере ли мы, по вере ли мы живём; с Церковью ли мы, ходим ли в церковь...».

Собственно спасение души и составляет главный предмет рассуждений, излагаемых на страницах «Христианской философии», хотя трудно назвать рассуждениями боговдохновенные слова отца Иоанна, больше напоминающие пастырские проповеди с отдельными, вкрапленными в них молитвами, горячо и с надеждой обращёнными к Богу, служащими для нас примером подчинения своей воли воле Божией и неустанного стяжания благодати Святого Духа. Философия отца Иоанна, следуя в русле святоотеческой традиции, являет собой философию сердца, «нисхождение ума в сердце», горячность молитвенного порыва к Богу, в отличие от схоластического мудрствования, свойственного западной религиозной философии.

Уже само построение книги, весь ход авторской мысли отсылает нас к Библии, ненавязчиво заставляя перечитывать отдельные книги Ветхого и Нового Заветов. «Христианская философия протоиерея Иоанна Кронштадтского естественным образом совмещает в себе философский подход к важнейшим событиям Священной Истории с живой, человеческой реакцией на них и при этом во всех рассуждениях автора постоянно присутствует забота о состоянии душ современников, основные житейские проблемы которых рассматриваются с позиции вечности. Начиная с изумлённого созерцания мира как Божественного творения и места, уготованного в нём человеку, отец Иоанн переходит к историческому факту падения человека, рассматривает причины и всевозможные последствия грехопадения. Вслед за этим он повествует о воплощении Сына Божьего и Его роли в восстановлении падшего человека. Особенное внимание автор уделяет раскрытию значения Православной Церкви в деле нашего спасения и практическому осуществлению каждым православным человеком своей христианской миссии. Оканчивается книга образным сопоставлением грешников и праведников, своего рода провидением их судьбы после наступления Судного Дня. Всем своим сочинением Иоанн Кронштадтский утверждает, что путь спасения во Христе ни для кого не закрыт. Что всякий, имеющий жажду Бога в душе, не в состоянии удовольствоваться материальными благами и прочими ложными ценностями и, последовательно отвергая их, неизбежно приходит к вере во Иисуса Христа, к сокрушению сердечному и стяжанию благодати в лоне Православной Церкви. Простыми, доходчивыми, от самого сердца идущими словами отец Иоанн Кронштадтский раскрывает перед нашим духовным взором ряд глубоко прочувствованных христианских истин, например, суждение об образе Божием, пребывающем в целости лишь в душах, исполненных благодати Святого Духа (отражающих в себе образ Божий), т.е. в душах, очищенных от греха (коим являются разного рода привязанности к внешним объектам) и пылающих благодатной любовью, тождественной любви Господней, наполняющей всю Вселенную. Для усиления своего рода воздействия на читателя автор умело использует ряд литературных приёмов: это и определённое композиционное построение книги, о котором было сказано выше, и высокое художественное достоинство многих её страниц (например, поэтичная первая глава. Вот только одно место: «Благодарю Тебя, Господи, Верховный, Премудрый, Велелепотный, Прекраснейший, Всемогущий Творче и Художниче всех тварей, создавший всех и всё с изумительным великолепием и восхитительной красотою, и особенно венец земных тварей – человека и наипаче созданную от ребра»). Отметим и отточенность формулировок («...без Христа и Креста невозможно спастись...»), и неоднократное повторение особенно важных истин для лучшего их усвоения читателями («Кто не с Церковью, тот против Церкви...», «Церковь Христова есть Церковь воинствующая...», «...любовь к миру сему есть вражда на Бога» и др.), а также целые россыпи неожиданных метафор, дающих возможность как бы объёмного видения предмета, как бы одновременного его рассмотрения с разных сторон. Вот что говорится о грехе: «Грех есть беззаконие, мятеж против Бога, непокорение Ему и от Бога разлучение; грех есть бессмыслие, безумие, нелепость, безобразие, мрак, растление и расслабление души и тела, сласть обманчивая, смрад демонский, бешенство, непотребство, срамота, позор, смятение, буря вражеская, хлад, приводящий в оцепенение душу; волна дьявольская, насилие бесовское; узы, связывающие душу, плен вражий, омрачение демонское, мука душевная, смерть временная и вечная».

Но как только от констатации внешне-очевидных достоинств книги мы переходим к оценке её внутреннего богатства, тут же перед каждым возникает вопрос: какое право имею я, неразумный грешник, высказывать своё мнение по поводу мыслей святого, запечатлённых в этой книге, мыслей избранника Божиего, исполненного Божественной благодати. Ведь, как писал священник. Александр Ельчанинов, «необходимо внутреннее совершенство, чтобы понять совершенное».

Наконец, после болезненно-горьких раздумий о невозможности по причине собственного несовершенства проникнуться тем высоким духовным настроем, который был естественным для святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы начинаем сознавать, что наша задача заключается не в том, чтобы рецензировать его боговдохновенный труд, а в попытке предать словами ощущение значимости для нас этого труда, непреходящей ценности всего духовного наследия отца Иоанна, чуткого диагноста болезней общества и одновременно врачевателя. Его рецепты врачевания душ людских устареть не могут, ибо основаны на учении Православной Церкви – истинной Церкви Христовой, одним из святых Которой он пребывает. И потому – последуем его указаниям и советам, пока не поздно, и да поможет нам Бог.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы