Для чего нам нужны святыни?

Игумения Евстолия (Афонина)

600-летие явления Иисусова Креста на Сахотском болоте – о предстоящем великом юбилее, который будет отмечаться 11 июня нынешнего года, настоятельница Переславского Свято-Никольского женского монастыря игумения Евстолия (Афонина) рассказывала на портале «Монастырский вестник» в своем интервью «Искали место уединения – нашли! Но увидели, что Господь ставит перед нами совсем другие задачи». Та публикация по большей части содержала воспоминания, как насельницы обители нашли в глухом селе Крест, называемый сегодня верующим народом Годеновским, и Годеново со временем стало местом миссионерского служения сестер и клириков монастыря. Здесь же, в данном материале матушка-настоятельница, человек пишущий (на монастырском сайте есть рубрики «Игуменская страничка» и «Статьи игумении Евстолии») излагает свои размышления по поводу того, какое место занимают православные святыни в жизни русского народа. Предлагаем их вашему вниманию.  

Я вот всё размышляю – для чего нам нужны святыни? А для того, чтобы разжечь в нас веру. Она есть у нас по природе, но в затухшем или приземленном виде, а святыни делают ее явной и действующей. Ведь вера должна быть действующей, видной, причиной изменения сознания и всего окружающего мира. Если не вера, так что? Вера в Воскресение, несмотря на ужасающую картину предательства и смерти; вера во всесильность Божию, несмотря на скудость и дебелость наших душ. Вера и еще раз вера – истинный двигатель жизни. И в укреплении ее все мы больше всего нуждаемся. И для этого то и послан был нам Крест.

Сначала, когда мы только начали знакомиться с историей нашего Никольского монастыря в Ярославской земле, то узнали, что главной исторической святыней его был Корсунский Крест. Увидеть его можно было в городском музее и прочитать в аннотации, что святыня принадлежала «Николаевскому монастырю, что на болоте». Прочитать и всплакнуть, потому что всё это указывалось в прошедшем времени, а мы-то вот сейчас и здесь молимся в монастыре и существуем не в прошедшем, а в самом настоящем нашем времени! Но ждал нас в самом реальном времени и пространстве, оказывается, еще один Крест – Годеновский. Село Годеново давно опустело, когда мы с паломниками из Москвы впервые приехали сюда, призываемые слухом о древней святыне. Не было никаких фотографий, и каких-либо внятных историй об этой святыне мы даже не слышали, хотя уже три года находились поблизости от нее, всего в шестидесяти километрах. И, на удивление, даже рассказов в среде церковных людей до нас не дошло. Только случайные паломники из всезнающей Москвы обратили наше внимание на эту святыню. Встреча с ней, как сейчас говорят, оказалась судьбоносной. То есть на целых три десятилетия она изменила наш вектор мышления вслед за движением к ней взоров нашего потерянного, но до глубины души религиозного народа. Но начну по порядку.

1996 год – первая встреча с Крестом. Обезображенным до неузнаваемости, но родным и близким, как отец родной. То, что мы стоим перед шедевром искусства, и причем вселенского значения, мне стало ясно сразу. Никуда не денешь профессиональный взгляд (матушка Евстолия до пострига получила высшее художественное образование – Ред.). Но при этом все чувства как бы замирают, когда открывается сердце, и в него каплями слез начинают спускаться шок и трепет от великости момента – ты перед Распятым Христом... Этот шокирующий трепет мы видим теперь умноженный на миллионы глаз в течении почти тридцати лет, и он не ослабевает, а напротив, усиливается. К нему невозможно привыкнуть, им невозможно насытиться – только отведешь взгляд и снова хочется прильнуть обратно к бездонно углубленным в Себя глазам Спасителя. Плачет Он или чуть улыбается, пронзительно смотрит в душу или отворачивает Свой взгляд – каждый день по-разному. И каждому, кто смотрит на Него, тоже Он является различно, зависимо от той минуты и того состояния душевного, когда совершается встреча. Но встреча только может начаться и не может окончиться. Взгляд Спасителя навсегда остается с тобой. Уйти или уехать от него ты уже не можешь.... Так что же это за святыня, с которой соединил нас Господь жарким летом 96-го года?

Она раскрывалась не сразу. Был период, когда тишина и безмолвие возле Креста почти не нарушались. И мы решили, что обрели место уединения. Пение птиц, шелест полевых трав не заглушались ничем. Вспоминаются уединение и простота, и молитвенное предстояние перед Крестом первых сестер подворья, населивших это, как будто навсегда оставленное людьми, место. Но время шло, начинались нулевые, и словно кто-то тронул за плечо: а вот посмотри, ведь люди находят Крест... Приехал однажды больной афганец на коляске, помолился слезно у Креста и ...встал. Потом мы узнали, что дорогу сюда он увидел во сне.  А дороги-то настоящей еще и не было! Практически по бездорожью мы сюда пробирались, ломая и без того ломанный транспорт. И про дорогу мысли всё шли и шли: как наладить, кого уговорить, где найти поддержку... И нашли! Женщина по имени Ирина (ее имя означает «мир»), вступила в борьбу с бездорожьем, и дорогу сделали. Но сначала нужно было сделать кресты и купола. Крест на центральном куполе как-то после особенно сильного ветра снесло. Совсем обветшавшее кровельное покрытие тоже требовало ремонта. Кресты решили делать простые, не золотые. Главное, что крест, думали мы. Правильный, восьмиконечный. Радости не было предела, когда добрые люди позаботились и об отоплении бедного храма, и они же согласились заменить проржавевшие чугунные плитки пола на красивое гранитное покрытие. Спаси их Господи! Храм ожил теплом.

И вот подошло время подумать о самом главном участнике событий – о Кресте. Истерзанный временем гонений, временем поругания, но уцелевший, он представлял печальную картину. Основание Креста было настолько разрушено, что сама деревянная основа продавливалась пальцем при нажатии, как впоследствии описал состояние Креста художник реставратор из Государственного Русского музея Михаил Бушуев. Живописный красочный слой на многих участках отсутствовал. Паволока (это подоснова левкаса) тоже местами была надорвана, и видны были участки древесины, поеденной жучком-точильщиком. За непростую работу взялись питерские реставраторы. Причем нашим непременным условием было осуществлять работы непосредственно в храме, где Крест находился. По великому смирению художники согласились и в течении почти двух лет на наших глазах проходила капитальная работа по реставрации древнейшей святыни нашего Отечества. Народ, который хотя небольшим, но всё же потоком, уже шел к святыне, был реальным свидетелем возрождения реликвии. Случались и курьезы. Когда в 2004 году Крест водрузили на его почетное место в киоте на южной стене Боголюбского придела храма, одни очень ревностные почитатели Креста устроили нам разборку: «А где настоящий Крест? Это же копия!». Так преображенная святыня возбуждала воображение! 

Изменения были, действительно, разительные. Под потемневшей олифой оказался слой удивительно насыщенной светоносной живописи, по мнению специалистов, византийского характера. Как она сохранилась? Благодаря невниманию и полному забвению. Вот еще один парадокс. Никто не занимался реставрацией, и, слава Богу, никому не пришло в голову «подновлять» живопись, как это часто случается от неуместного ревнительства. И мы стали потрясенными свидетелями первозданной византийской живописи XV века, а то и более ранней. Такие образцы нам случалось видеть во время паломничеств по византийским древностям. В частности, на Принцевых островах близ Стамбула, бывшего Константинополя. Удивительный образ Богоматери Умиления, представленный в храме, увы, давно не действующем…

И вот святыня зажила на наших глазах новой жизнью. И еще несколько лет спустя нашлись люди, захотевшие, наконец-то, привести основной Златоустовский придел храма в достойное состояние. Обветшавший иконостас, некогда выполненный в изумительно тщательной манере начала XIX века, сохранился лишь частично. Настенная живопись была значительно утрачена, а оставшаяся – почернела и была полностью покрыта каннелюрами так, что трудно было и различить, что там изображено. Специалисты из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга откликнулись на наше приглашение принять участие в реставрации Иоанно-Златоустовского храма и в течение ряда лет вели тщательные профессиональные работы. В память о благотворителях киоты на северной стене храма украшают образы преподобного Сергия и мученицы Фотинии. Спаси Господи милующих и питающих, и заботящихся о благолепии наших поруганных, но великих святынь!

А жизнь шла дальше и обрастала событиями. Поток паломников, узнающих для себя чудотворную святыню, всё умножался. Близился юбилей 590-летия явления Креста на Сахотском болоте. В 2012 году мы стали задумываться о том, как будем праздновать грядущий юбилей 600-летия, который «уже не за горами». Идеи стали подсказывать сами люди. Издатель многих брошюр о монастыре, директор издательства «Отчий дом», большой друг нашей обители Михаил Евгеньевич Шкатов так прямо и сказал: «Матушка, а без большого нового храма вам не обойтись!». От этой мысли мы долго отнекивались, но она будоражила наше воображение, и ... пришлось приступить к обсуждению проектного решения будущего храма.

В сказании о явлении Креста есть слова: Крест явился с «греческой стороны». Как он мог явиться? Где эта «греческая сторона?» Для православного сознания всё однозначно: греческая сторона – это Византия. О Небесных явлениях византийских святынь мы знаем: это и Толгская икона Божией Матери, явившаяся в 1314 году епископу Трифону близ Ярославля, и Тихвинская икона Божией Матери, явленная тоже в XIV веке в северных приделах Руси. Но что уникально для Годеновского Креста, так это то, что сохранен не только год, но и день явления святыни. И по этому поводу ученые умы выдвинули целую идеологему. Большим почитателем Иисусова Креста стал приснопоминаемый историк Виктор Николаевич Тростников. Его лекциями о русской истории мы заслушивались. Как-то он поделился с нами своими мыслями. «Ведь посмотрите, что получается – на болоте, среди непроходимых лесов явил Господь какое чудо! Ни в Москве, ни митрополиту или князю! Пастухам! И как могла эта святыня, явно византийского происхождения, оказаться среди ростовских болот? Да, конечно же, чудом Божиим по воздуху, как и описывает это явление Сказание. У Бога нет ничего невозможного! И обратите внимание на то, какое это было время для русской истории. Удивительное! Ровно за тридцать лет до падения Константинополя явился этот чудо-Крест! И что произошло в нашей истории за то тридцатилетие: Русь из междоусобной, терзаемой постоянными войнами от своих же, превратилась в единодержавную. Ее возглавил прекрасный князь Василий Васильевич II, по прозванию «Темный». И что ещё очень важно, что произошло – Русь, уже под властью Василия Второго, приобрела автокефалию, то есть независимость от Византии, которая пошла на уступки окатоличивания Запада и приняла Флорентийскую унию. Присланный в Москву византийцами епископ Исидор, принявший унию, был с позором изгнан молодым, но твердым в вере князем Василием. Русская Церковь воздвигла своего Первоиерарха, им стал митрополит Иона».

Еще, по образному выражению Виктора Николаевича, Крест стал как бы эстафетной палочкой, которую увядающая Византия передавала своей приемнице – новой наследнице Православной ойкумены – молодой Руси, становящейся центром православного мира. Москва – Третий Рим! Именно этой идеологемой будет дышать весь следующий век русской истории. Из Спасо-Елизаровского монастыря пророчески скажет старец Филофей заветные слова: Москва Третий Рим – и Четвертому не бывать! И как удивительно, что сказанное в сокровенной келье слово пророка облетело мир и стало известно многим людям! А стало известно не по интернету, и не потому, что было начертано на княжеских грамотах, а по тому, что было извещено всем живущим Духом Святым – как прописная истина; как то, что носится в воздухе и то, чего невозможно не услышать. И это уже был XVI век. Век, когда Русь обрела не просто сильного и властного правителя в лице Иоанна IV, а приобрела Царя! Венчанием на Царство и начал свое служение 17-летний Великий князь Иоанн Грозный. «Державой Российской» вскоре будет называться некогда раздробленная и унижаемая со всех сторон древняя Русь, а узловым моментом ее преображения, считают историки, можно обозначит как раз сошествие чудотворного Иисусова Креста, явленного на болоте простым пастухам 29 мая/11 июня 1423 года, как свидетельствует история.

София... Что значит для русского сердца это слово? Мы видим первое упоминание о Софии еще в античной Греции, но там это слово написано с маленькой буквы и означает «мудрость». Просто мудрость, и всё. Но не просто мудрость завладела умами греков и римлян, просвещенных светом Христовой истины. Первый храм, задуманный и построенный христианским императором Второго Рима Константином Великим, носил имя Софии. И привлекал себе в соправительницы Император Премудрость Божию! Особым знаком было отмечено его знакомство со Христом. В явленном небесном знамении – Кресте из звезд – явился ему Господь с повелением: «Сим победиши!» С этого чудесного явления и началось царствование первого христианского правителя Рима.

Вселенскость – вот то качество, которое приковывает к себе всякого смотрящего на Крест. Мы в центре Вселенной, и с нами Христос – вот здесь и сейчас. Не случайно многие так и говорят: помолился в Годеново и как будто на Голгофе в Иерусалиме побывал или на Гробе Господнем. Та же благодать, тот же трепет! Тот же восторг! И как выразить эту благодать, если не обратиться к брилиантам истории. «Откуда есть пошла русская земля?» Не только мы из своего XXI первого века засматриваемся на Великую Софию. Она пронзила умы богословов, историков и самого Великого Князя Ярослава Мудрого. 1037 год, незабываемый для русской истории, был ознаменован освящением киевского Софийского храма – в самый год 500-летнего юбилея Софии Константинопольской. Сколько знаковых совпадений (или, лучше сказать, просто знаков), когда единое в духе должно соединиться и ознаменовать нечто большее, а именно – создать фундамент преемства! Основу грандиозного строения – цитадели спасения целого народа, призванного впоследствии стать центром Православной ойкумены!  Того, которому преднаречено донести истину Христову до конца времен тесным и узким путем и не содрогнуться.... И ключевая его точка – слово «София».

Будто форпостами молодая православная страна, состоящая пока из княжеств, была обнесена храмами Софийского наречения. Вскоре после Киева был украшен своей великой Софией Господин Великий Новгород. Полоцкое княжество – еще один отголосок Царьграда! – в том же XI веке было освящено семиглавой красавицей Софией. И далее, далее по всей Русской земле шествие Софийских храмов, как контрапункт истории, пульсирует до наших дней.

Ученик старца Софрония (Сахарова) начальник скита Всех святых в Валаамском монастыре схиигумен Серафим (Покровский) приехал в Годеново поклониться великой святыне

Наша Годеновская София начала свое духовное рождение в 2013-м, а в 2021-м началось ее материальное воплощение. Что-то особенное происходит на Небе, когда люди берутся за строительство храма. Отсчет времени меняется. И мы реально понимаем, что главным строителем уже становится не человек, а Сам Бог. Прообразом любого храма является храм Соломона – первый храм, построенный в Ветхом Завете. А главной его святыней – скиния Моисея. Особые благословения давал Господь своему излюбленному еврейскому народу через Своих пророков о строительстве храма Единому Богу. В книге Исход пророка Моисея Он говорит: «...все сделайте, как Я показываю тебе»... Пропорции, размеры храма до малейших подробностей описаны в главах Библии. Но сутью строения всё же является не форма, а то, что происходит в ней. Сам Дух Всевышнего, творящий священнодействие. Строя храм, мы больше углубляемся в прошлое, чем в будущее. Но насколько же наше будущее зависит от прошлого... от того, чем жили поколения людей, желающие максимального приближения к реальности Бога и именно того момента, когда каждая человеческая душа предстанет на Его Суд. Момент Страшного Суда в сознании нашего боголюбивого народа стал точкой отсчета. Углубленность в него породила наше эсхатологическое сознание, которое и присуще нашему народу издревле.

Здесь и сейчас представляет верующий православный человек библейскую историю. Она творится на его глазах, он в ней реальный участник. Будь то возвращение блудного сына или взятие Иерихона, или прощение блудницы... Здесь и сейчас творит Свою Божественную и человеческую историю Господь. Какой она будет? Уж точно не гладкой и спокойной. Современные вызовы заставляют всё прямее и прямее всматриваться в сосредоточенные глаза Спасителя, распятого на Кресте. Туда, где, не умолкая бьется Его страдающее сердце. Сердце Вселенной. Тревожными и кровавыми письменами написано сегодняшнее послание Бога людям – не просто страна, весь мир, от края и до края пронизан предчувствием приближающегося Армагеддона. Но в состоянии ли мир измениться?  В Евангелии от Матфея сказано: «Так же услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец» (Мф. 24:6). И далее: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24:7-9). Очень страшное пророчество! Но вспомним, как оно заканчивается. Господь сказал Своим ученикам: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Хочется после этих слов поставить восклицательный знак и спросить: так стоит ли унывать? То, чем хочет спасти нас Господь – вот уже перед нашими глазами, и его не изменить. 

Но что мы еще можем изменить, так это прийти к глубокому осмыслению слова «царство», обратить на него свой взор. Мы его потеряли, и потеряли поразительно быстро, за какие-то считанные месяцы – от февраля до октября 17-го года судьба России была решена. Сначала предательством, а потом и убийством Помазанника Божьего был подписан приговор об уничтожении Российской державы. Рухнуло основание имперского здания великой России! Не выдержало бушующего ветра времени, закрутившего умы в чертополох самочиния. Свергнут был Царь, а с ним и Бог. Не стало над Россией двуглавого орла, простирающего свои могучи крылья над страной, призванной быть катехоном – «Удерживающим»! Заговор темных сил завладел избранницей Божией – Русью – за многие и многие наши согрешения. Измененное сознание породило болезнь самоуничтожения. И всё же, как мы видим сегодня, эта болезнь не оказалась неизлечимой, смертельной. В наши дни храмы не просто строятся и люди находят дорогу ко Кресту и к своей душе. В наши дни возрождается имперское сознание народа, призванного не только себя спасать, но и для народов мира служить спасителем, Удерживающим зло! И именно в звании Империи призван выступать наш народ, единственный хранитель Христовой истины в мире. Материализацией этой идеи и служит ведущееся нами строительство Годеновской Софии, в основание которой и положен храм Царственных страстотерпцев с Царицей Небесной и Святителем Николаем. Так будем же уповать на их пример преданности и верности Богу, крепить свою веру, а в ее силе и есть наше будущее!

Фото: Владимир Ходаков.
Также представлены снимки Свято-Никольским женским монастырем

Материалы по теме

Монастыри

Никольский женский монастырь, г. Переславль-Залесский.
Ярославская область, Переславль-Залесский, улица Гагарина, 43
Никольский женский монастырь, г. Переславль-Залесский.
Ярославская область, Переславль-Залесский, улица Гагарина, 43

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Данилов ставропигиальный мужской монастырь