Иоанно-Предтеченское подворье в Сумарокове Новоспасского ставропигиального мужского монастыря отмечает свой небольшой – по меркам века, но много значащий для его личной истории юбилей.
В этом году исполнилось десять лет, как по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было создано подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в местечке Сумароково Рузского района Московской области. Довольно далеко – приблизительно в 150 километрах от древней обители. Одной из основных причин учреждения подворья в этом месте стало наличие кладбища. Причина немаловажная для братства монастыря, находящегося в центре Москвы. В Сумарокове, имевшем в то время статус Патриаршего подворья, уже были и некрополь, и два храма, домики для жилья и хоть немного налаженный быт, да и населенные пункты поблизости.
Все десять лет настоятелем подворья является иеромонах Сергий (Филиппов), в пору своего назначения – выпускник Сретенской духовной семинарии, несший послушание эконома в Новоспасской обители. В один момент ему пришлось радикально изменить жизнь, оказаться перед некой непонятной перспективой; встретивший его старый храм был полуразрушен… Но грустить и унывать – не в духе отца Сергия. Началось устройство подворья. Центром жизни стало богослужение. Реставрацию храма поначалу инициировали местные бабушки, которые принесли отцу Сергию деньги в конверте и просили его перекрыть в храме крышу, чтобы во время службы на них «не капало»… Сейчас в центральной части каменной Иоанно-Предтеченской церкви всё уже устроено, идет работа с иконостасами двух ее приделов. Не решен пока вопрос с возведением колокольни, разобранной по кирпичикам в 50-е годы прошлого века. Другой храм – деревянный, построенный в традициях деревянного зодчества XVII столетия, с редким посвящением в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», – наш современник, освящение состоялось 21 ноября 2011 года. Он поражает своей красотой и затейливостью. В последние годы пребывающая в храме икона стала особо почитаемой. Многие приезжают специально помолиться перед этим образом Пресвятой Богородицы.
Хозяйственная деятельность, реализация масштабных социальных проектов, организация фестивалей, прием паломников… За десять лет попробовали многое. Не всё было одинаково успешно, но о подворье узнали. Прихожане Новоспасского монастыря теперь посещают Сумароково регулярно, полюбили это место, да и здешний приход образовался. Нашлись друзья, помощники, соратники. О десятилетии жизни, прошедшей на маленьком подворье, мы поговорили с иеромонахом Сергием.
Отец Сергий, помните ли Вы день, когда первый раз попали сюда?
Была метель, пурга. Ехал я в неизвестность и думал: куда же направляются стопы мои? Но было благословение – воля Божия. И я не особо переживал. Знал, что все устроится. Абсолютно не жалею о десяти годах, которые здесь провел, не откажусь ни от одного дня. И люди, которые меня окружают, – замечательные. Это были десять лет созидательной жизни, надеюсь, что и впереди будут такие же годы созидания. Время сейчас быстро бежит, ускоряется, но печалиться не надо, потому что это всего лишь мгновения перед вечностью. А мы, пока мы здесь, на этой земле, – учимся стремиться к вечности.
Изначально подворье организовывалось, прежде всего, как монастырское кладбище…
И здесь за эти годы упокоились пять человек из братии Новоспасского монастыря, так что нас всей братии восемь человек, вместе с пятью отошедшими в вечность. Отец Ермоген (Шаринов) – духовник нашей обители, схимник, первым из братии обрел покой в Сумарокове. Он очень любил сюда приезжать. Господь благословил, что он явился первооткрывателем монастырского некрополя. Для монашествующих желательно, чтобы захоронения были при храме или в монастыре, где человек подвизался.
Когда Вы только пришли на подворье, вы активно стали привлекать трудников. Сейчас ваша тактика в этом плане изменилась. Почему?
До пандемии было очень много трудников. За первых пять лет через подворье прошло около трехсот человек. Из них всего один остался и был принят в братию обители. Каждый человек – это большая ответственность для меня. А часто люди приезжают безответственные или не понимающие, где они оказались. И моя ответственность увеличивается в десять раз. Вместо помощи подворью возникали многочисленные проблемы. Сейчас меньше принимаем, и только людей с серьезными намерениями и устремлением к монашеской жизни. Сегодня в братии нас три человека. Я от этого не печалюсь, потому что понимаю, что Господь всё дает вовремя. И людей направляет, когда это необходимо. Мы очень многое перепробовали на подворье из сельскохозяйственных направлений деятельности. Были у нас козы, например, но должный уход за ними организовать не получилось, пришлось передать в соседнее фермерское хозяйство. Сейчас остановились на двух основных видах работ: это пасека, мед и медовые продукты, а также изготовление травяных чаев, переработка иван-чая.
Еще раз убеждаешься, что монахи – это «штучный товар», иначе как при таком потоке людей всего один человек выбрал монашество…
Дело, наверное, не в количестве. Монашество – это призвание. И у каждого человека свой особый путь. Сейчас на подворье есть один послушник, который готовится к монашеству. Могу сказать о себе, что жизнь священника, не монаха, а именно священника, – является общественным служением. Господь призывает к этому служению. Монах без священного сана может посвятить жизнь уединению, молитве, отказаться от общения с людьми. А священник помогает людям обрести дорогу к истине, он спутник, который и ведет, и сам идет этой дорогой вместе с людьми. Так же набивает шишки, ошибается. Многие думают, что священник уже достиг святости, и от этого ложного представления рождаются всякие ошибки в жизни. Никто из нас не свят, но мы стремимся к святости. Об этом напоминает возглас на Литургии «Святая – святым».
Мы стараемся часто совершать Божественную литургию, не менее пяти раз в неделю. Помимо двух храмов, которые находятся на подворье, у нас еще есть приписной храм в местечке Щербинки на берегу Рузского водохранилища. Это новый храм, который построен при мне. Мы там служим по субботам. У нас там не такой большой приход, как здесь, но мы уже сроднились с этими людьми.
Визитной карточкой подворья Сумароково стала его медовая продукция. Как Вы занялись пасекой?
Когда я сюда пришел, была некая база из нескольких пчелосемей. Но не хватало опять же людей, которые могли этим заниматься. Так, в один из летних сезонов наш пчеловод внезапно исчез. Пришлось самому заканчивать год на пасеке, хотя до той поры этим никогда не занимался. Как-то справились. Господь всегда помогает, если на Него всецело полагаешься и доверяешь, но не забываешь молиться и трудиться. Работа с пчелами – благодатное занятие. Это настолько уникальное творение Божие, что у них многому можно поучиться: устройству жизни, чтобы каждый выполнял свои обязанности, на которые поставлен, трудолюбию. Пчелы ведь – не только мед, но и перга, пыльца и другое. Мы сформировали большую и разнообразную линейку продукции. Это помогает нам привлечь людей – не обязательно верующих, но и тех, кто просто любит хорошие натуральные продукты. Они приезжают, знакомимся. Бывает так, что начинаем дружить, и они участвуют в жизни подворья. Мед – наше большое подспорье, дает нам возможность жить и очень много реализовывать доброго и полезного.
Вы в эту тему уже полностью погружены. Как определить качество меда?
Надо попробовать нашу продукцию. И сравнить. Качество гарантирую. У нас есть люди, которые сейчас заказы делают из-за рубежа. К сожалению, в России статистика такова: около 80 процентов меда является фальсификатом. Если вы не знаете производителя, то надо очень ответственно подходить к выбору. Сильного вреда, возможно, не будет, но и пользы не принесет. Наш сумароковский мед полезен во всех отношениях.
Небесным покровителем подворья является святой Иоанн Креститель, ему посвящен центральный престол каменного храма. А в храме есть небольшая экспозиция, рассказывающая о жизни святого. Расскажите, пожалуйста, о ней.
В экспозиции, повествующей о жизни и служении Иоанна Крестителя, представлены предметы, собранные подворьем, а также вещи из частной коллекции. Один аспект, на который мне хотелось бы обратить внимание: о святых у нас складывается некое стереотипное представление. Нам кажется, что святые не проходят никаких искушений, что у них всё хорошо, раз они с Богом. Но это не так. Жизнь святого, в первую очередь, говорит нам, что все испытания и беды мы с Божией помощью можем достойно пройти, преодолеть. Жизнь святого Иоанна Крестителя началась с испытания, он рано остался сиротой, жил в пустыне. И мы, становясь христианами, не должны пугаться никаких трудностей, сложностей, проблем. Святой Иоанн показал путь веры, преданности. Главный призыв его проповеди был «покайтесь». Надо обладать мужеством противостоять греху – греху мира и греху в самом себе. Часто бывает, что мы смотрим по сторонам, за другими стараемся замечать недостатки, а своих ошибок не видим. Это не очень правильно с духовной точки зрения.
Через иконы, гравюры, паломнические реликвии мы стремимся показать жизнь Иоанна Крестителя. В храме представлена лишь небольшая часть коллекции. Мы ее периодически обновляем, выставляем раритетные вещи из частных собраний, специально договариваемся с владельцами. Пока у нас нет помещения, где можно представить расширенную экспозицию. Думаем о выездных выставках.
Иоанн Предтеча – удивительный святой. Ведь Сам Спаситель сказал, что нет большего рожденного женами, чем Иоанн. У нас есть ковчег с частицей его святых мощей. Святыня, привезенная из Греции, была передана наместником Новоспасского монастыря, нынешним митрополитом Вологодским Саввой.
Можно ли назвать жизнь на подворье монотонной?
И да, и нет. Жизнь на подворье складывается по определенному уставу. Это помогает распределить время. Но монотонной назвать ее не могу. Сегодня вот вы приехали. Я радуюсь, когда кто-то приезжает, нарушая нашу сельскую идиллию, вносит, может быть, небольшую суету и дает возможность некой рефлексии, заставляя посмотреть со стороны на себя, на то, что мы здесь делаем, проанализировать, подумать, что-то исключить, а в иной сфере дел что-то добавить.
У нас много задач по восстановлению храмов, социальной работе, много трудов на земле. За десять лет мы много шишек набили, в том числе и в хозяйственной деятельности. Без серьезного финансового вложения и людского ресурса было в какие-то моменты очень тяжело, и не всегда нам сопутствовал успех… Хотим, по мере возможности, сделать подворье открытым. Специально проводили большие фестивали, чтобы людей познакомить с жизнью подворья. Это были, можно сказать, дни открытых дверей. Мы серьезно занимаемся работой с людьми. Стараемся помогать нашим прихожанам, не оставляем без поддержки, встреч, общения ребят ближайшей школы. Конечно же, подворье помогает сейчас и фронту.
Здесь жизнь насыщенная, нужно многое успевать. Территория более 12 гектаров. Сейчас зима, надо будет вставать раньше – снег чистить. Летом – огород. И всё, что ты делаешь, должно делаться искренно, с любовью. Место творчеству всегда есть. Монотонность может привести к унынию, а это не наш стиль. Во всем должна быть изюминка, человек должен находить, как себя порадовать, утешить. Например, мы стараемся это делать в кулинарном творчестве. Не каждый день, но что-то сами придумываем интересное.
Всех приглашаю на подворье. Мы проводим экскурсии, у нас есть что посмотреть, и мед наш можно отведать. Кстати, ближайшая поездка из Москвы к нам состоится 21 декабря. В преддверии новогодних и Рождественских праздников приглашаем паломников помолиться в Сумарокове, запастись сладкими подарками, познакомиться с нашими друзьями, которые содержат оленью ферму. Программа ожидается интересная. Такие выезды от стен Новоспасского монастыря в Москве мы организовываем регулярно. Десять лет прошли, и жизнь продолжается…
Беседовала Юлия Стихарева
О паломнической поездке 21 декабря из Москвы на подворье в Сумароково подробнее можно узнать по ссылке