Молитва – цепь на Небо

Иеромонах Сергий (Филиппов)

Подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Рузского района Московской области образовано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в январе 2014 года. Исполнять обязанности настоятеля подворья назначен иеромонах Сергий (Филиппов), насельник Новоспасской обители. На подворье два храма. Каменная церковь, построенная в ХIХ веке, в советские годы сильно пострадала. Ныне храму требуется значительная комплексная реставрация. Деревянный храм был возведен уже в наши дни, и Престол его имеет редкое посвящение – в честь Иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Прихожане Новоспасского монастыря отправляются на подворье в Сумароково на помощь, которая просто необходима.

Некоторое время назад на сайте Новоспасского монастыря появилось объявление, что на подворье обители приглашаются лица мужского пола, желающие потрудиться во славу Божию и на благо подворья (желательно без вредных привычек, а главное, чтобы человек был православным). О подворье, трудностях и радостях деревенской жизни беседуем с городским до мозга костей иеромонахом Сергием (Филипповым).

– Отец Сергий, что означает понятие «трудник» и зачем нужны трудники в монастыре?

– Само название говорит за себя: трудник – человек, который трудится, работает. В монастыре трудниками называют и тех, кто решил поступить в монастырь, посвятить свою жизнь Богу в монашеском чине, и проходит первую ступень. Для таких людей это время испытания своих сил, серьезности своих намерения. Но также и тех, кто определенное время своей жизни безвозмездно трудится в монастыре и не планирует в дальнейшем связывать свою жизнь с монашеством.

– Какие труды предполагаются у вас на подворье?

– Конечно, на подворье работа найдется каждому, тем более сейчас, когда приближается период сельскохозяйственных и ремонтно-реставрационных работ. Особенно требуются люди строительных специальностей. У нас есть пасека – там тоже очень много работы. Но, конечно, очень хотелось бы, чтобы человек имел опыт работы с пчелами, хотел ими заниматься, но, если и не было такого опыта, научим, подскажем, – главное, было бы желание.

– На подворье торопится весна. Что она добавит в вашу жизнь своим приходом?

– Да, с приближением весны забот все больше и больше… Уже в середине марта в парники мы посадили лук, укроп, петрушку, чтобы в скором времени на столе была своя зелень. Начинаются работы на пасеке. К сожалению, за эту зиму четверть пчелосемей погибла. Мед-то нам нужен, мы и сами его едим, и в монастырь поставляем, хотелось бы, чтобы его было больше. На подворье весна чувствуется острее, чем в городе: дни становятся длиннее, все расцветает, душа человека тоже стремится к сотворчеству со своим Творцом.

– Какими качествами должен обладать трудник?

– Главное для каждого человека – это любить Бога. А уже результатом исполнения этой заповеди будет соблюдение остальных повелений Божиих. Так как трудник приходит в монастырь потрудиться во славу Божию, то он должен выполнять послушания ответственно, неукоснительно, добросовестно и в срок, тем самым являя добродетель послушания и любви к начальству и ближним.

– Что значит трудиться во славу Божию? Почему сейчас так мало помощников, что приходится их искать через СМИ?

– Самопожертвование – редкая добродетель. Особенно если человек готов жертвовать своим временем, силами и материальным достатком не один раз в порыве благородных чувств, а регулярно. Ведь награда за трудничесто в монастыре получается не в материальном выражении (хотя Господь праведника благословляет уже здесь), а в духовном. А для этого нужно быть настоящим верующим, стремящимся к духовному совершенству. Жертвуя собой, мы свидетельствуем, что в нашем сердце, может быть, и небольшое, но есть место для Господа. В широком смысле любое дело, если оно чуждо греха, если мотивом его совершения является исполнение заповедей Христовых, мы совершаем во славу Божию.

– Назовите примеры настоящих трудников-подвижников.

– Падшему Адаму Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой» (Быт. 3, 19). И от Адама для человека труд стал тяжелым подвигом. Христос, который не имел нужды ни в чем, добровольно прошел этим путем, с детских лет помогая своему отцу Иосифу трудиться плотником. Большой труд несли и святые апостолы. Апостол Павел говорит о своем труде и изнурении, что он «работал ночью и днем… чтобы не отяготить кого-либо из учеников, проповедуя и благовествуя слово Божие» (1 Фес. 2, 9); он призывает делать свое дело и работать своими собственными руками (1 Фес. 4, 11). Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Что узда для коня, то работа для нашей природы». «Тот, кто занят работой, – говорит он, – не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни». Преподобный Кассиан Римлянин говорит: «Недостаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие». Святые всю свою жизнь посвящали труду, исполняя заповеди о любви к Богу и ближним. Вспомните, как Игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский всю свою жизнь, будучи уже игуменом, трудился наравне с братией, строил кельи для своих же послушников, получая в благодарность плесневелый хлеб. Святитель Иоанн Златоуст отмечает моральный аспект труда: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье». Святитель Василий Великий говорит, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». Добросовестный бескорыстный труд спасителен, особенно труд во славу Божию.

– Как у вас на подворье проходит Великий пост?

– Пост – замечательное время. Этого периода я жду с большим удовольствием, потому что есть возможность, благодаря внешним ограничениям, взять себя в руки и больше уделить времени молитве, чтению духовной литературы и размышлению над Вечными вопросами, а не над теми, которые останутся на этой земле и после нашего ухода отсюда. Постом мы служим каждый день: утром и вечером. Не всегда прихожане имеют возможность бывать на этих богослужениях, потому что на буднях они совершаются или рано утром, или поздно вечером, когда автобусы не ходят. Но на первой неделе было несколько человек, которые ходили каждый день. Я не обратил внимания сначала, но некоторые наши пожилые прихожанки первые дни поста вообще не присаживались, несмотря на то, что постовые службы шли без сокращений. Какой пример нам, молодым. А гастрономически у нас все очень просто: едим то, что вырастили у себя на огороде и заготовили, без каких-либо изысков. Между молитвой – послушания, чтобы не было времени отвлекаться на пустое времяпрепровождение.

– Постоянная молитва в жизни монаха… Что человек приобретает молитвой?

– Заповедь о непрестанной молитве очень важна, потому что молитва является необходимой для духовной жизни, как воздух необходим для физического состояния. Молитвой мы являем свою веру, надежду и любовь к Богу. Молитва – это не обязанность, а величайшая милость. У одного старца спросили: «Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?» Он ответил: «Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник – Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А кода хочу сам поговорить с Ним – молюсь».

Но непрестанная молитва не означает, что человек должен постоянно находиться в храме и никуда оттуда не выходить. Молиться можно, выполняя любое дело: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Постоянная память о Боге, о том, что мы ходим пред Его очами, – это и есть непрестанная молитва. И польза от этого колоссальная.

Вот еще одно поучение о молитве. У одного монаха спросили, что такое молитва. «Представьте, что с неба опустили золотую цепь, ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, думаешь, что притягиваешь эту цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо». Такова сила молитвы.

– Как вы готовитесь к Пасхе? Восприятие этого праздника деревенскими жителями отличается от городского?

– Подготовка к великому празднику Пасхе в городе или в деревне принципиально не отличается. Где бы ни находился христианин, он должен стремиться к святости, исполняя Христовы заповеди. В шествии за Христом нам помогает пост и молитва. Конечно, может быть, в деревне суеты и отвлекающих обстоятельств меньше, чем в городе. Но с приходом весны забот, в том числе и сельскохозяйственных, прибавляется, а ведь это как раз предпасхальный период…

Непосредственно одна из главных забот на нашем подворье – это подготовка каменного храма к Пасхальному богослужению. Необходимо будет его заранее начать протапливать, потому что зимой мы в нем не служим, и сейчас в нем холоднее, чем на улице. В этом году на четверг Светлой седмицы выпадает престольный праздник нашего деревянного храма в честь Иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Для нас это настоящий праздник. Ожидаем приезда владыки Саввы, готовимся к встрече и приглашаем всех желающих разделить с нами радость молитвенного общения. Всем желаю пасхальной радости и всех благ от Воскресшего Христа!

УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Обращаемся к Вам с просьбой о помощи в восстановлении нашего храма
в селе Сумарокове Рузского района Московской области

Реквизиты для пожертвований:

1. Яндекс деньги: 410012174344820

2. Религиозная организация «Подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

храма Святого Пророка Иоанна Предтечи в селе Сумарокове

Рузского района Московской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

ИНН 5075032802 КПП 507501001 ОГРН 1065099000130

Краткое название: «Подворье Новоспасского монастыря храма Иоанна Предтечи в с. Сумарокове»

Юридический и фактический адрес: 143118, Московская область, Рузский район, село Сумароково, д. 50

Банковские реквизиты:

Расчетный счет 40703810800060001044 в ОАО «УРАЛСИБ» г. Москва

Корр. счет 30101810100000000787

БИК 044525787

Назначение платежа: пожертвование на уставную деятельность

3. Карта Сбербанка: 4279 3800 1764 1756 получатель: Yurii Filippov


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий