Главное в монастыре – дело спасения

Вознесенский Оршин женский монастырь

7 мая (н.с.) праздновалась память одного из самых известных подвижников Тверской земли – преподобного Савватия Оршинского. Собеседник преподобного Сергия Радонежского, достигший в паломничестве Святого града Иерусалима и знакомый с жизнью палестинского монашества, начинал иноческий путь в тверском Вознесенском Оршином монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с тем, как сегодня живет обитель, имеющая столь древнюю историю.

Вознесенский Оршин женский монастырь Тверской епархии возник на месте древнего Оршина мужского монастыря. В конце XIV века здесь подвизался преподобный  Савватий Оршинский – по некоторым источникам один из учеников преподобного Сергия Радонежского. В Смутное время монастырь  неоднократно разорялся, большая часть братии монастыря приняли мученическую кончину. Известно, что в 1613 году Уложенную грамоту на избрание царем Михаила Феодоровича Романова подписывал выборный от Тверской земли настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф.

После разорения польско-литовскими захватчиками монастырь так и не восстановился в былом благолепии. В 1903 году он был преобразован в женскую обитель. Первой настоятельницей стала игумения Евдоксия, приехавшая с восемью сестрами из Новоторжского Воскресенского монастыря. За несколько лет под ее духовное руководство собралось почти сто сорок сестер.

Летом 1918 года власти начали притеснять обитель и отбирать монастырские земли. В то время во главе Тверской епархии стоял будущий священномученик Серафим (Чичагов). Он принял особое участие в спасении сестер, делая запросы во все епархиальные женские монастыри с просьбой принять оршинских насельниц.

В 1919 году Оршин монастырь был закрыт. Часть сестер оставались какое-то время жить на территории разоренной обители. Игумения Виталия с некоторыми сестрами нашли приют в Твери при единоверческом Успенском храме. О некоторых монахинях известно, что они подвизались при Успенском храме и в те годы, когда там служил священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) (1936–1937 гг.). Большинство оршинских сестер претерпели гонения и ссылки, к сожалению, следы почти всех их теряются. В 1999 году в Оршином монастыре, в котором тогда уже возродилась монашеская жизнь, была похоронена последняя духовная дочь владыки Фаддея, Татьяна Ивановна Былинкина. Перед смертью она приняла постриг с именем Фаддеи, в честь своего духовного отца. При жизни матушка сподобилась многих духовных дарований, и могила ее почитается монастырскими сестрами и ее тверскими духовными чадами.

Оршин монастырь был вновь открыт по благословению правящего архиерея – митрополита Тверского и Кашинского Виктора – после семидесятилетнего запустения, в августе 1992 года. Первой настоятельницей была поставлена монахиня Иулиания (Ритониеми). Через три с половиной года после открытия обители владыка Виктор принял решение преобразовать ее Тверское подворье в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь. Матушка Иулиания была направлена настоятельницей в Тверь, а Оршин монастырь возглавила монахиня (ныне игумения) Евпраксия (Инбер).

Сейчас в Вознесенском Оршином монастыре сорок четыре сестры и двадцать восемь девочек, которые воспитываются в монастырском социально-реабилитационном Центре для детей с трудной жизненной ситуацией.

Иерархическая структура в обители традиционна для современного общежительного монастыря. Игумения при необходимости советуется со старшими сестрами, которые составляют  Духовный собор.

В монастыре с самого первого дня было правилом полностью совершать суточный богослужебный круг. Все сестры, не занятые на неотложных послушаниях, молятся в храме на Литургии.

Все труды в обители несут сами сестры, кроме профессионально-сложной или тяжелой мужской работы (на что имеется небольшая ремонтно-строительная бригада). Из послушаний на первом месте – воспитанницы, а хозяйство на втором. В монастыре есть послушания, связанные с общением со светскими людьми: благочинная, бухгалтер, эконом, а также те, кто преподают на Богословских курсах и в деревенской школе, катехизаторы. Воспитательницы, учительницы – с самого утра заняты с детьми. На кухне, на коровнике работа тоже начинается с раннего утра. Послушания чередуются. Сестры, которые сегодня трудятся на коровнике, завтра могут регентовать в храме, а потом пойти на помощь к сестрам-воспитателям, послезавтра – оказаться на кухне или в иконописной. В обители принципиально не прививается отношение к тяжелой работе, как к наказанию. Коровник – это не епитимья, а рядовое послушание. В монастыре нет черной работы, любой труд – во славу Божию, перед Лицом Божиим.

Многие в монастыре учатся. Преподаватели из числа самих насельниц регулярно проводят с ними занятия и семинары по основным богословским дисциплинам.

Сестры в основном живут в кельях по два-три человека, кроме некоторых самых стареньких или немощных, которым необходим особый уход. Келейное правило сестер – это пятисотница, кафизма, глава Евангелия, две главы Апостола. Постриженным сестрам добавляется трехканонник и два акафиста попеременно. Монашеское правило вычитывается в храме после полунощницы перед Литургией, которая совершается ежедневно. Монашествующим сестрам положено совершать в общей сложности восемь четок Иисусовых молитв в день как правило. Вообще же всем заповедано по возможности заниматься Иисусовой молитвой непрестанно, на любых послушаниях. В монастыре ежедневно читается неусыпаемая Псалтирь.

Отношения между матушкой и сестрами доверительные, они живут одной жизнью. Проводятся и общие беседы с сестрами, и индивидуальные, когда они приходят к игумении на откровение помыслов. Всегда есть возможность передать игумении записку с изложением проблем или вопросов.

Что главное в монастыре? Дело спасения – для того и существует монастырь, чтобы взращивать монахов. Главное в жизни сестер – богослужение и молитва: в храме, келейно, на послушании. Важно чтение святых отцов, внимательная жизнь на уровне поступков и помыслов, священное отношение к любому послушанию. Такова поставленная задача. Выполнить всё по максимуму получается, конечно, не у всех и не всегда. Но на это Оптинский старец Анатолий так отвечал в письмах своим духовным чадам: «Ну что ты всё жалуешься, что не можешь исправиться… Не можешь исправиться – так можешь покаяться…»

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия