Главный итог пятнадцатилетия: монастырь состоялся духовно

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

В начале следующей недели,  11 августа, одна из древнейших московских обителей  отметит пятнадцатилетие со дня своего официального открытия после эпохи забвения. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь находится в центре столицы,  часть его зданий по-прежнему занимают организации МВД. Проблем  много и решаются они медленнее, чем хотелось бы. Но,  говоря о возрождении святыни, нужно отметить наиважнейшее: за минувшие годы здесь образовалась крепкая сестринская община. Сестры едины в своих послушаниях, в молитве, на правиле, поэтому атмосфера в монастыре  спокойная, мирная. Возглавляет монашескую семью игумения Афанасия (Грошева), которая прежде подвизалась в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре. Во многом благодаря матушке настоятельнице особый дух родной ей Пюхтицы – молитвенная сосредоточенность, неиссякаемая любовь к ближнему – воцарился и в московской обители на Китай-городе.

«Святитель Николай все устроит...»

До знаменательной даты – 11 августа 2000 года – у небольшого сестричества, взявшегося за восстановление обители, тоже был чрезвычайно насыщенный период. Стремительно летели дни, наполненные неустанными трудами и молитвенным деланием. Первая насельница пришла сюда в конце 1991 года и поселилась в часовне святого Иоанна Предтечи. Через короткое время к ней, «первопроходцу» Екатерине Ростковской (ныне – монахине Софии), присоединились другие сестры. Со временем все стали жить в бывшем больничном корпусе, но и там пришлось ютиться на небольшом пространстве. Еще не была передана ни одна монастырская церковь, поэтому сестры молились в восстановленной ими часовне, а на богослужения ходили в храм через дорогу –  Князь-Владимирский, что в Старых Садех. На его настоятеля, отца Сергия Романова, была возложена нелегкая обязанность – возрождать свой приходской храм и одновременно заботиться о восстановлении древней Ивановской обители. Несмотря на тотальную разруху вокруг, и отцу Сергию, и окормляемым им сестрам очень хотелось, чтобы на святом месте вновь затеплилась лампадка монашеской жизни. Ездили сестры к протоиерею Николаю Гурьянову на остров Залита с надеждой услышать через него волю Божию. Монахиня Тавифа (Исаева) с улыбкой вспоминает, что она не просто удивилась, а даже растерялась, когда прозорливый  старец произнес:  «Будет большой монастырь!» Подумала с некой опаской: «Куда ж нам – большой? При наших-то условиях зачем нам большой?» 

 Казначея и строительница современной Иоанно-Предтеченской обители монахиня Анувия (в то время – историк, археолог Наталия Матвеевна Виноградова) после Крещения, принятого ею в 1981 году, стала частенько бывать у старца и тоже не раз слышала от него полные оптимизма слова: обитель будет. Большая обитель! Многие из тех, кому посчастливилось встречаться с Залитским подвижником, отмечали, что его ответы  отличались простотой и лаконичностью. И хоть порой не сразу они поддавались  «расшифровке»,  после встреч с отцом Николаем всегда появлялось чувство, «будто по воздуху летишь» – окрыленность. «Архипа сначала уберете, затем откроется монастырь», – говорил батюшка будущей монахине. И добавлял: «Молитесь святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Пантелеимону. Святитель Николай все устроит...»

 – Мы никак не могли понять, о каком «архипе» идет речь, –  рассказывает мать Анувия. – Только потом стало ясно: так шутливо отец Николай называл архив, находившийся в монастырском соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи! Точное его название – Центральный государственный архив Московской области, в аббревиатуре – ЦГАМО. Когда собор нам вернули, целых три месяца вывозили документы.

Еще один человек высокой духовной жизни сыграл большую роль в открытии монастыря близ московского Кремля. Это настоятельница Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии игумения Варвара (Трофимова). В монастырской летописи, размещенной на официальном сайте Иоанно-Предтеченской обители, сообщается: по ее приглашению ивановские сестры ездили в Пюхтицы, чтобы поучиться, приглядеться к жизни в монастыре, который никогда не закрывался и сохранил традиции православного общежительного женского монашества.  А весной 2000 года матушка Варвара благословила сестер московской общины 40 дней подряд читать акафист святителю Николаю Чудотворцу о скорейшем освобождении монастырского собора и устроении обители.

У монахини Анувии с Пюхтицким монастырем и местечком Васкнарва, расположенным недалеко, связаны особые воспоминания. В Васкнарву она по совету своих знакомых отправилась, чтобы покреститься у священника, казалось бы, простого, из крестьян, но к которому ехали люди со всей страны. Это был настоятель Ильинского храма протоиерей Василий Борин. Наталия Матвеевна попала туда как раз в престольный праздник. После торжественного богослужения подошла к батюшке и сказала о своем намерении. Правда, о внешнем виде совсем не подумала, была даже по привычке в брюках. Но тут позаботились о ней пюхтицкие монахини – нашли юбку, а после совершения Таинства  пригласили новокрещенную в свой монастырь. Какой удивительный путь Господь приготавливает для человека, в котором искорка веры со временем разгорается в пламя! Тогда, в Ильин день, раба Божия Наталия на приглашение сестер ответила отказом: с монашеством как таковым она не была знакома и  оттого, вероятно, монахини в тот момент показались ей людьми странными. Но где-то через полгода такой зов Божий услышала в сердце, с такой неотвратимой силой поманили к себе Пюхтицы, что, начиная с 1982 года, после праздника Крещения Господня, на протяжении двадцати лет она каждый год ездила в эту духовную колыбель. Охотно выполняла послушание «полевика»: вместе с другими сестрами косила траву, сгребала сено. С матушкой Варварой у нее установились теплые отношения. Как-то матушка сказала: «Давай мы сошьем тебе монашеское облачение». Облачение сшили, пролежало оно лет десять или  более, прежде чем понадобилось при постриге.

 К великой радости московских сестер, дорогая матушка застала время, когда обитель в центре Москвы, за которую она всей душой переживала и усердно молилась, была открыта официально. По запросу Святейшего Патриарха Алексия II пюхтицкая игумения отдала в Иоанно-Предтеченский монастырь одну из самых верных своих помощниц – благочинную монастыря монахиню Афанасию (Грошеву). Это была уже одиннадцатая настоятельница из прославленной обители, подготовившей для женских монастырей Русской Православной Церкви столько игумений.

 Сразу ли сестры обители на Китай-городе почувствовали в матушке Афанасии свою духовную мать и связали с ней чаяния быстрее восстановить полуразрушенные монастырские святыни? Монахиня Анувия говорит, что на первых порах было «двоякое чувство». С одной стороны, радовало, что во главе московского монастыря встала воспитанница знаменитой обители, известной гармоничным сочетанием труда и молитвы. С другой...

 – Сколько лет ездила в Пюхтицы, а с матушкой Афанасией там ни разу не встречалась, – продолжает моя собеседница. – Мы не знали, какой она человек, поэтому переживали. Но постепенно, изо дня в день решая с ней насущные вопросы, увидели, что это очень цельная натура, удивительно духовный человек, молитвенница. И стали по мере сил помогать ей во всем – уже осознавая, что Господь проявил к нам великую милость, послав такую руководительницу и наставницу. И что промыслительно (это мы поняли лишь спустя время): вместе с назначением настоятельницы в монастырь    вернулись и его главные святыни. Матушка Афанасия прибыла в Москву 16 января 2002 года, а 19 января мы встречали древний чудотворный образ святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икону святой преподобной Елизаветы чудотворицы, игумении Константинопольской. Монастырские святыни хранились в не закрывавшемся в советское время храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе...

 Молились святителю и не знали, что это день его Рождества…

Снова придется вернуться немного назад. Вспоминая жизнь их общинки в бывшем больничном корпусе и неотступные волнения – будет ли снова на этом святом месте обитель, сестры-«первопроходцы» называют имя  митрополита Истринского Арсения, первого викария Святейшего Патриарха Кирилла. Тогда он был архиепископом, и его участие во всем, что касается становления монастыря, начиная от организационных вопросов и заканчивая духовными, по их словам,  огромно. Благодаря  душевной вовлеченности владыки Арсения в процесс возрождения монашеской жизни в столице, теплому отношению к небольшой, но деятельной общине ивановских сестер,  по его инициативе на Священном Синоде был поставлен вопрос об открытии женской обители на Китай-городе. Причем в какое время? В преддверии Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Сестры, так долго ждавшие судьбоносного решения, узнали о нем не сразу. Вот что поведала монахиня Феонилла (Харченко), тогда еще послушница Галина:

 – Мы, несколько человек, поехали в село Остров Ленинского района, где у сестер было небольшое хозяйство в приходе храма Преображения Господня (ныне Патриаршее подворье). На территории красивого шатрового храма XVI века стоит небольшая часовенка с деревянной скульптурой Николы Можайского. Она была только освящена в 2000 году,  22 мая. Зашли в нее, стали молиться святителю, чтобы он походатайствовал за наш монастырь. Молились и не знали, что в этот день, 11 августа, Церковь празднует Рождество святителя. А 20 августа в только что освященном Храме Христа Спасителя после торжественного чина прославления Царской семьи и других новомучеников и исповедников Российских  услышали радостную весть: Священный Синод постановил возобновить нашу обитель! Кстати, бессменная строительница монастыря Наталия Матвеевна Виноградова, на чьи плечи лег груз по организации восстановительных работ, в иноческом постриге получила имя Николаи – в честь святителя Николая. Так что попечение особо чтимого русским народом святого прослеживается с самого начала.

 Что касается постригов, то со стороны могло показаться, что владыка Арсений хотя и по-доброму относился к ивановским сестрам, но как-то не торопился в своих действиях. Когда они, стремившиеся к монашеству, просили его об открытии монастыря, он отвечал: «Вы пока живите, научайтесь монастырской жизни, правило читайте, послушания выполняйте, – все должно устояться». И первый постриг четырех старших сестер в инокини был совершен только 5 апреля 2003 года. Сегодня насельницам известна причина столь непонятной тогда, но, как выяснилось, мудрой неторопливости владыки, который опасался, что если монастырь откроется раньше времени, то может стать чьим-то подворьем. Но монастырь воссиял как самостоятельный, получив высокий статус ставропигиального! И почти всех сестер постригал в инокини, в монахини владыка Арсений. Каждый раз он спрашивает у матери Анувии, приходящей к нему по каким-то важным делам: «А как эта сестра? А та? А эта?» Сестры чувствуют, что владыка за них молится.

 Первым был открыт Казанский придел монастырского собора. Затем – центральный, в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Лишь летом 2009 года отреставрировали Никольский придел. Мать Анувия (тогда инокиня Николая) доложила владыке Арсению, что все готово к освящению. Вместе стали смотреть церковный календарь, чтобы увидеть, какой ближайший праздник будет. Увидели: 11 августа – день Рождества святителя Николая Мирликийского. 10 августа после всенощного бдения придел был освящен митрополитом Арсением в честь Рождества святителя Николая, и сестры обители получили такой удивительный престольный праздник, признавая, что в другом случае из-за житейской суматохи могли бы позабыть, какого числа и месяца  Священный Синод принял решение о возобновлении их обители.  А так не забудешь!

 Не забыть им и того, что реставрация собора началась с небольшой материальной помощи Святейшего Патриарха Алексия II. Из своих личных средств он выделил 300 тысяч рублей. На эти деньги начали восстанавливать купол, интерьеры (затем уж появились спонсоры). Господь привел сюда и таких замечательных столичных  архитекторов-реставраторов, как Лидия Алексеевна Шитова и Дмитрий Павлович Журавлев. Благодаря полному взаимопониманию между светскими специалистами и монашествующими  собор получился необычайно красивым. Кстати, фасады были отреставрированы  за государственный счет: проекты поддержали, помогли материально Правительство Москвы и министерство культуры РФ. А иконостасы, интерьеры,   воссоздание храмовой росписи  – это все делалось с Божией помощью на пожертвования благотворителей. Недавно монастырю была передана северная галерея, являющаяся  частью собора (официально она называется северным двориком). В советское время там размещался спортзал. Сейчас его разбирают, демонтируют: сестры хотят восстановить всё, как было раньше, до революции. Они надеются, что спустя год или два в собор  можно будет войти через Святые врата, через этот дворик с красивыми итальянскими колоннами. Но уже и сегодня обновленный собор монастыря называют архитектурной доминантой старой Москвы...                  

  К изучению агиографии – с большим багажом

Многое делается насельницами для того, чтобы облик обители  стал величественным и былая красота вернулась. Но столь же велики и серьезны их труды в других направлениях. О создании старческого дома или богадельни в подмосковном селе Остров мы недавно рассказывали на нашем сайте в статье «Остров милосердия и надежды». Рассказывали и о плодотворной работе курсов дополнительного образования для монашествующих (публикация «Суббота – учебный день в монастыре»). Уже был создан Синодальный отдел по монастырям и монашеству, и сестры обители обратились к его председателю –  архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту  с просьбой помочь им организовать такие курсы, на которых они смогли бы получать  недостающие им богословские знания. Владыка идею поддержал и попросил написать, как они все это видят. Имея на руках коллективно составленную программу обучения, мать Анувия встретилась с владыкой Феогностом и епископом Воскресенским Саввой, отвечающим за образование монашествующих. Архипастыри поинтересовались, сможет ли монахиня возглавить эти курсы в организационном плане, и какое у нее образование. Узнав, что та – выпускница МГУ,  кандидат исторических наук, закончила также Свято-Тихоновский университет, остались довольны. Еще на Архиерейском Соборе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православным монашеством задачу получения качественного духовного образования. Тут же инициатива была проявлена «снизу». И ни у кого не вызывает сомнений, что именно качественное духовное образование  получают сестры Иоанно-Предтеченского женского монастыря на этих курсах. (Кстати, написанная ими программа взята за основу во многих других женских обителях.) 

В монастыре на Китай-городе преподают молодые ученые, которые охотно откликнулись на приглашение сына матери Анувии – Андрея Виноградова, тоже кандидата исторических наук, серьезного исследователя Византии и ее влияния на Русь. Многие из них, как и Андрей Юрьевич, являются авторами ряда статей в «Православной энциклопедии» и монографий на темы, связанные с развитием христианства и христианской культуры. Преподаватели Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Сретенской духовной семинарии, Московской духовной академии, Московского государственного университета и других столичных вузов, они выкраивают время, чтобы по субботам читать лекции в монастыре, принимать зачеты у послушниц, инокинь, монахинь...

 – Совсем уже скоро, после того как 11 сентября мы отметим 600-летие нашего монастыря, для сестер начнется новый учебный год, – говорит мать Анувия. – Продолжатся курсы  патрологии, истории восточного и западного монашества и аскетики. В учебном плане появится новый предмет – агиография восточная и западная. Его будут читать два прекрасных специалиста, владеющие латинским и греческим языком.

Судя по всему, к этому новому предмету – научной дисциплине, занимающейся изучением житий  святых, – учащиеся подойдут с немалым багажом: каждая хорошо знает как житие святого, чьим именем сама  наречена в постриге, так и жития святых покровителей  членов их монашеской семьи. Например, всем им известно, что жившая IX веке  и блаженно почившая 14 августа 860 года преподобная Афанасия Эгинская, небесная покровительница игумении Афанасии, старалась, чтобы ни один час не проходил без молитвы: постоянно славословила Господа, подражая Давиду. Вот и их матушка-настоятельница неустанно молится Господу. Или взять житие преподобного Анувия, пустынника Египетского: во время гонений на христиан в IV веке он исповедал перед мучителями Имя Христово и после ни разу не осквернил уста лживым словом. (Правда, призналась монахиня Анувия, она настолько полюбила свое имя в иночестве – Николая,  что долго и трудно привыкала к новому. Но теперь в святом Анувии, смиренном подвижнике  совершенного ангельского жития, она видит своего небесного покровителя, который предстательствует за нее перед Господом.)

Имена святых Тавифы, Феониллы, Кириакии, Капитолины у большинства наших современников не на слуху –  это малоизвестные святые. Но, по убеждению моих собеседниц-монахинь, эти святые вышли из небытия, чтобы люди узнали об их подвигах во имя Господне... А лекционные часы, посвященные святому Иоанну Предтече, думается, займут особое место в изучении сестрами агиографии. Кроме того, что житие Крестителя Господня они знают чуть ли не наизусть, здесь из уст в уста передаются предания, связанные с проповедником покаяния. Мать Тавифа сообщила, что московский священник протоиерей Алексий (ныне почивший) рассказывал игумении Афанасии удивительный случай, произошедший после октябрьского переворота 1917 года: монастырский рабочий подговорил послушницу убежать из обители, но когда они подошли к воротам (а ворота открывались только для того, чтобы впустить молящихся), то увидели там Иоанна Крестителя. Побежали к другим воротам – и там стоит Иоанн Креститель! Этот батюшка лично знал послушницу, которую нечистый хотел выманить из монастыря...  Всё претерпел монастырь на протяжении шести веков: страсти, мучения, мерзость запустения, но святой Иоанн Предтеча стоял и стоит на страже своей обители. Он здесь хозяин.

В конце нашей беседы мать Феонилла обратила внимание на то, что глубоко символично возобновление обители в особые для новой России дни. Если вспомнить скорбную историю, то вскоре после революции монастырь превратился в страшное место: тут был создан первый концентрационный лагерь в Москве. И вот в канун прославления членов Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских принимается решение возродить святыню, в стенах которой тоже томились пострадавшие от богоборцев.

Остается добавить, что матушка-настоятельница  Афанасия с сестрами приглашают верующих разделить радость великого для обители праздника. Праздничное богослужение 11 августа в монастырском соборе начнется в 8.30. А накануне, 10 августа, в 17.00  состоится всенощное бдение.

 

                                                                           





НИНА СТАВИЦКАЯ

                                                     Фотограф: ВЛАДИМИР ХОДАКОВ

                                 Также представлены снимки из архива монастыря  

     

Материалы по теме

Публикации:

Монастыри:

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь