Иринарховский крестный ход

Борисоглебский Аносин монастырь

Сайт Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря рассказал о традиционном июльском Иринарховском крестном ходе, который 19 лет назад был возрожден на Ярославской земле и в котором нынче приняли участие сестры обители. Предлагаем познакомиться с этой интересной публикацией.

22–26 июля аносинские сестры приняли участие в традиционном Иринарховском крестном ходе  от Ростовского Борисоглебского монастыря в Ярославской области до колодчика прп. Иринарха Затворника, ископанного им в годы молодости на родине, у села Кондаково. В ежегодном шествии принимают участие около полутора тысяч паломников со всей Руси, обращает внимание большое количество молодежи и детей, многие идут целыми семьями. Крестный ход длится пять дней, ежедневно богомольцы проходят около 15-20 километров. Путь пролегает по живописным местам Ярославской области, от храма к храму. Из почти десятка церквей лишь три – постоянно действующие. Остальные, разоренные и заброшенные, являют печальное наследие безбожного времени. У каждого храма – остановка, молебен и панихида на кладбище. Во главе крестного хода, за хоругвями, шествуют монастырские святыни: ковчег с мощами многих угодников Божиих и любовно украшенные живыми цветами иконы уроженцев здешних мест – преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. Богомольцы по очереди несут на себе железные вериги преподобного Иринарха. Этот подвижник жил в годы смутного времени. Обладая даром прозорливости, он предсказал захват Москвы польскими интервентами и благословил князя Пожарского и гражданина Минина на сбор народного ополчения и освободительную борьбу.

Иринарховский крестный ход отличает особый праздничный дух. Каждый день начинается Божественной литургией со множеством исповедников и причастников и заканчивается торжественной полиелейной службой. Многие женщины и девушки, невзирая на тяготы дороги, а зачастую и бездорожья, идут в нарядных сарафанах и вышитых рубахах, а мужчины – в расшитых косоворотках (при этом такие искренние, чистые и светлые взоры, что и самым предвзятым критикам не назвать это маскарадом и «сарафанщиной»). Местные жители встречают хлебом-солью. На протяжении всего крестного хода вдоль процессии с кропилом, святой водой и неизменной подбадривающей улыбкой ходит организатор и вдохновитель возрождения этой народной традиции игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов). Шествие сопровождается непрерывной молитвой Иисусовой, распетой крестоходцами на особый мотив, и иными церковными песнопениями. А при виде очередного разрушенного храма, вопреки всякой человеческой логике, окрестность оглашается торжествующим возгласом «Христос Воскресе!» – и тысяча голосов подхватывает пасхальные гимны. И, будучи сопричастным всему этому, невозможно усомниться – Русь жива, и верится, что и поруганные до сих пор святыни будут воздвигнуты в прежнем благолепии.

Бывалые крестоходцы – а нынешнее шествие девятнадцатое с момента возрождения этой древней народной традиции – единогласно свидетельствуют: земля, по которой проходит крестный ход, действительно, освящается и преображается на глазах. Восстанавливаются храмы, наполняются, казалось, вымирающие села, колосятся пустовавшие в прежние годы поля, светлеют лица местных жителей. На местах разрушенных церквей, исчезнувших деревень и былых кровопролитных сражений установлены поклонные кресты. В уникальную школу «целостного развития» «глухого» села Ивановское и кадетский корпус «Ивановский спецназ» сегодня стремятся попасть ученики со всей России, а их выпускники успешно обучаются в престижных вузах. При возрожденном храме села Давыдова сложилась крепкая община, действует детский сад и интернат для подростков, основан Центр традиционной культуры, организован православный лагерь для детей-инвалидов с особенностями развития и их родителей. А центр и источник вдохновения этого оазиса в Ярославской глубинке – Борисоглебский, что на Устье, монастырь, под духовное окормление которого перебираются даже и успешные москвичи. С их участием и при самом монастыре действуют школа духовно-нравственного воспитания «Славяне» и спортивный клуб «Борисоглебская Застава» – неизменные помощники в организации крестного хода.

Преображает крестный ход и судьбы самих его участников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дружные многодетные семьи, сообща отважно и радостно преодолевающие препятствия пути – вместе с беременными мамочками, грудничками в переносках, колясками, в том числе и многоместными – многие из этих русских семей зародились именно здесь, на Иринарховском крестном ходе, ставшем неотъемлемой частью их жизни.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организационных моментах. Крестоходцы обеспечены двухразовым горячим сытным питанием, благодаря следующей за процессией полевой кухне. Также сопровождает шествие бригада медработников в карете скорой помощи. Ночевки организуются у храмов (в том числе, заброшенных), в которых совершается вечернее богослужение, а на утро – Литургия. Большинство богомольцев располагаются в собственных палатках, разбито также несколько многоместных армейских палаток, а некоторые паломники предпочитают провести ночь под кровлей храма. В Ивановском путников радушно приняла местная школа. Естественно, туристическое снаряжение довольно громоздко, однако нужды нести его на себе нет: покидая стоянку, можно сдать тяжелый рюкзак в грузовую машину и идти налегке. То, что некоторые предпочитают не расставаться со своим грузом, кажется, продиктовано скорее благочестивым желанием потрудиться, нежели действительной необходимостью.

В следующем году исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Иринарха.  Крестный ход, который, с Божией помощью, состоится в этот юбилейный год, будет двадцатым с момента возрождения. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Даниил (Воронин)
Схимонах Денасий Святогорец
Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Архимандрит Даниил (Воронин)
Схимонах Денасий Святогорец
Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь
К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь