«Место света, тепла, любви, радости и добра... Остров спасения»

Так отозвался о Богородицком Житенном женском монастыре, что на озере Селигер, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Эти слова владыки прозвучали в Москве, на закрытии V Международного Русского кинофестиваля, организованного при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив. «Заключительной точкой» кинофорума стал показ документального фильма режиссера Андрея Холенко «Главное послушание». Основной акцент в нем сделан на том, как матушка-игумения с сестрами, окружив обездоленных детей вниманием, заботой (и огромной любовью), стараются подарить им детство, подготовить их ко взрослой жизни, куда они должны выйти с серьезным духовным багажом. По словам митрополита Амвросия, сестринские труды Богом принимаются, Богом благословляются.

Задание сестрам от Бога

Через весь фильм красной нитью проходит мысль (мы настолько привыкли к этой красивой метафоре, что нередко используем ее в письменной и устной речи): любовь – это великий дар Божий. С этого начала свой рассказ, подкупающий доверительной интонацией, неторопливостью изложения мыслей и фактов, настоятельница монастыря игумения Елисавета (Евдокимова). И в первые же минуты фильма невольно вспомнились слова Святейшего Патриарха Кирилла о любви, сказанные им в одном из недавних интервью накануне его 75-летнего юбилея: «...с одной стороны, дар, а с другой стороны, задание, которое Бог перед каждым из нас ставит». Как выполняют это задание Бога сестры той древней обители (прежде мужской), которая совсем недавно, еще в начале нынешнего века, находилась в полной разрухе и, по воспоминаниям матушки, насельницы жили очень бедно? Жили бедно, но все тяготы переносили безропотно еще и потому, что с самого начала им Божия Матерь удивительным образом помогала. Все здесь чувствовали Ее покровительство и настоятельство. Символично, что старинная чудотворная икона Пресвятой Богородицы Смоленская «Одигитрия», спасенная одной верующей семьей от поругания, вернулась в разоренный монастырь, когда его вновь открыли – 17 июля 2002 года, в день памяти Царственных страстотерпцев. Из крайне бедного состояния монастырь постепенно выбирался, прирастая скитами, подворьями. И... детьми, чего матушка и сестры вовсе не ожидали, не настраивались на это послушание, но Господь так управил.

По рассказу игумении Елисаветы, вначале в монастыре две девочки появились – ничего хорошего в прежней жизни не видевшие. Потом еще две, потом четыре, а сейчас здесь под 90 детей. С ними пришли их мамы, которые потеряли кров над головой и остро нуждались в поддержке. Так появилась социальная гостиница «Дочки-Матери». В фильме одна маленькая девочка, смотрящая на мир широко распахнутыми глазами и ждущая от него теперь только добра, рассказывает, что она никогда не ложится спать, не помолившись Богу. Потому что любит Его... Другая говорит, что когда вырастет, станет доктором. Ветеринаром. Ей нравится доить коз, что ее мама рано утром доит коров. Какой была бы ее жизнь, не попади она с мамой в это «огромное пространство любви» (слова продюсера фильма Алены Шмаковой на закрытии кинофестиваля), нетрудно догадаться. Но правильно в самом фильме сказал режиссер Андрей Холенко (к слову, известный многим по документальной ленте «Дивное Дивеево»), что пусть те тягостные истории семей, дети которых оказались при монастыре, навсегда останутся в прошлом и никогда больше не повторятся. И добавил, что они точно не повторятся в будущих семьях этих ребят, потому что им посчастливилось оказаться в той реальности, где живут с верными духовными и нравственными ориентирами.


Серьезным достижением монашеской общины матушка Елисавета считает то, что дети полюбили церковь. Они любят службу, клирос, ребята любят прислуживать в алтаре. А вечером мальчишки и девчонки прибегают помочь в уборке храма – почистить подсвечники, помыть пол. И делают это охотно. Интересен был экскурс матушки-настоятельницы в недавнее прошлое, когда только-только появились первые монастырские воспитанники. Сначала они просто росли вместе с сестрами. «Куда мы, туда и они», – улыбнулась рассказчица. На правиле дети вместе с сестрами читали, на службе вместе с ними пели – словом, делали всё то, что и насельницы обители. И вдруг перед праздником Рождества Христова матушка поняла, что что-то не так она с сестрами делает. Что у детей должен быть праздник! Пусть монастырь и бедно живет (в нынешнем архиерейском корпусе, обшитом тогда вагонкой, стояли самодельные кровати в два яруса – там все и ютились), но без праздника детям нельзя! Пришлось сестрам вспомнить, как мамы им шили в детстве праздничные костюмы елочек, зайчиков и засесть за шитье. На следующий год они сочинили сценарий праздника, и так пошло-поехало!

Если сделать небольшой «скачок» во времени, то в наши дни монастырь, расположенный на острове одного из самых красивых озер страны, широко известен выступлениями детского театра песни «Дробушки», даже в Храме Христа Спасителя выступавшем на Рождественских чтениях. Известен монастырь выступлениями молодежного ансамбля духовной песни «Голубка», успешно осваивающим церковный хоровой репертуар. Доброй славы обители прибавило и то, что недавно рядом с нею, на острове Фомино по благословению митрополита Амвросия, при поддержке правительства Тверской области, администрации Осташковского городского округа началась реализация долгосрочного молодежного проекта «Преображение», цель которого – создать на этом острове, переданном Житенному монастырю в аренду на 49 лет, социальный центр духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи. Что сейчас особенно актуально, потому что мы живем в эпоху «ТикТока» и гаджет-возможностей, как с горечью заметил озвучивавший фильм «Главное послушание» народный артист России Владимир Березин.


Фильм как жизнь – ничего постановочного!

Человек, у которого столько популярных профессий (диктор, актер, тележурналист, теле- и радиоведущий), и такая награда! – орден «За личное мужество», народный артист Владимир Березин высказал свое убеждение, что этот фильм должен стать примером того, какими должны быть фильмы, повествующие о вере и главное – о людях веры. То есть иными словами, какими должны быть герои фильмов, чтобы спустя годы, десятилетия кто-нибудь, увидев их на экране, смог ответить на свои вопросы: какими нужно быть нам, взрослым? По первому впечатлению самой матушки-игумении, потом закрепленному во время презентации фильма на кинофестивале, он получился как жизнь – их, монастырская. Ничего постановочного в нем нет.

И еще одним важным аспектом прекрасно переданных на экране будней и праздников в монастыре стал рассказ о юных «вымпеловцах», дополненный живыми, бесхитростными высказываниями ребят. Реализацией православного молодежного проекта «Преображение» на острове Фомино занимается военно-патриотический центр «Вымпел», созданный ветеранами Кремлевского полка, ветеранами группы специального назначения органов государственной безопасности «Вымпел» и других силовых структур Российской Федерации. Председатель Координационного совета ВПЦ «Вымпел» Святослав Дмитриевич Омельченко говорит в фильме, что их патриотическая организация, на сегодняшний день очень большая, создала 123 клуба по всей России. И разных детей он видел в этих клубах, а вот какими увидел ветеран-спецназовец воспитанников Житенного монастыря: «Дети здесь умные, начитанные, трудолюбивые. Они поют, танцуют, читают стихи. Они очень развитые. При объединении программ мы получим еще больше, потому что мы дополняем друг друга».


Этот молодежный проект стал притягивать детей и подростков из разных регионов страны. Не так давно на острове Фомино побывали «вымпеловцы» из Архангельска, Смоленска и Подмосковья. Одно из бесхитростных ребячьих высказываний, о которых я упоминала выше, прозвучало так: «Я подружился с ребятами из монастыря и увидел, что они более душевные, у них меньше ссор, они вообще не ругаются матом, а у нас в городе единицы мальчишек не ругаются матом...». (Не могу вслед за этим не привести слова почетного гостя кинофестиваля владыки Амвросия, который в конце вечера не без юмора наказал ребятам, приехавшим на презентацию фильма вместе с матушкой-настоятельницей, чтобы они закрыли уши, поскольку он будет их хвалить. И похвалил, сказав эмоционально: «Дети совершенно необыкновенные! Настолько они открытые, настолько ласковые – десять раз за день ребенок тебе встретится, десять раз поздоровается. И это здорово! Ты чувствуешь себя там не как дома, а дома...»)

В фильме матушка Елисавета очень тепло отзывается о знакомстве монастырских воспитанников с курсантами ВПЦ «Вымпел» и об общении ребят со Святославом Дмитриевичем Омельченко. Потому что мальчишки на ее глазах, на глазах сестер и мам стали приобретать и совершенствовать военно-прикладные навыки и больше тренироваться. Они стали уделять серьезное внимание физподготовке, понимая, что в армии, куда их через несколько лет призовут, слабакам не место. «Армия – это не компьютеры, это же люди! В армии должны быть сильные люди, крепкие и духовно, и физически. Они должны любить Бога, любить Родину и уметь постоять за нее», – с чувством произнесла игумения и продолжила: «Нам хочется, чтобы у ребят был твердый стержень. Чтобы ничто не свернуло их с пути, и они жили по Божией правде». А в ее словах о Святославе Дмитриевиче Омельченко сквозило некое даже удивление: военный, ветеран-спецназовец, принимал участие в боевых и спецоперациях в «горячих точках» – казалось бы, у такого человека должен выработаться командный голос, какая-то авторитарность, но нет! Матушка как-то услышала фразу из его уст: «Где я, там на ребенка никогда не кричат!». И видя, как он обращается к детям, смогла убедиться в правдивости этих слов. А обращается он обычно так: «Дочка, сделай мне это», «Сыночек, поди сюда!»


Почему у монашеской общины и игумении Елисаветы (Евдокимовой), возглавившей этот монастырь на Тверской земле с первых дней его возрождения, сегодня деятельность монастыря обрела такой масштаб, который первые насельницы в начале 2000-х годов и представить себе не могли? Велика помощь Божия по молитвам сестер, их подопечных, их соработников. Сильно покровительство Пресвятой Богородицы, всегда благоволившей к этому дивному месту, говоря о котором, люди называют его живописным (или в превосходной степени – живописнейшим). Но есть, пожалуй, и третье духовное объяснение – о нем в фильме не говорится, однако, полагаю, в материале следует это сделать. Матушка Елисавета – духовное чадо старца архимандрита Ипполита (Халина). В опубликованном на портале «Монастырский вестник» докладе «Жизнь в послушании», с которым настоятельница Богородицкого Житенного монастыря выступила на монашеском форуме летом 2018 года, проходившем в Воскресенском Нодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге, содержится такое ее признание: «Великое благословение Божие – встретить на жизненном пути духовного руководителя (старца). Это бесценное сокровище, можно сказать, гарантия надежности на пути ко спасению».

И далее: «Отец Ипполит не обращал внимания на внешность, смотрел на сердце человека. Мог принять изгоя общества, от кого отвернулись все, – видя его истинное сердечное устроение. У отца Ипполита были свои параметры оценки личности, свои мерки. Он любил людей, и любовь, исходившая от него, отражалась в их сердцах». Мы знаем, что некоторые наши современники, духовные чада этого кроткого, терпеливого, смиренного старца ныне в разных концах Русской земли возрождают порушенные обители или созидают новые и делают это с отраженной в их сердцах любовью, которой окружал их когда-то отец Ипполит. Словно бы он передал этот дар каждому из них по наследству... И сегодня по примеру старца они тоже не обращают внимание на внешность или одежду человека. Не смотрят на его социальный статус. Видят, что нужна помощь, что беда у человека (жилье, например, потерял по тем или иным причинам – жить стало практически негде) и стараются помочь выбраться из тяжелой житейской ситуации. А помогая, ненавязчиво показывают своим примером, какой свет озарит дальнейший путь страдальца, если он примет в сердце Господа, доверится Ему! Еще жизнь показывает, что в свою монастырскую семью игумены и игумении, просто монахи и монахини, окормлявшиеся у отца Ипполита, принесли главные советы и заветы дорогого батюшки, говорившего им, в ту пору совсем молодым, делавшим первые шажочки на пути монашеском: «Смиряйтесь, терпите, имейте волю к добру».


Не хотели расходиться!

Уже был показан фильм «Главное послушание», уже и концерт воспитанников Богородицкого Житенного монастыря прошел с большим подъемом. Были спеты задорные, боевые и душевные лирические песни. Прозвучали патриотические песни. А заключительным аккордом стал марш «Прощание славянки», по праву приравненный в нашем Отечестве к гимну, потому что он несет национальный культурный код и наполняет сердца многих гордостью и любовью к Родине. Но сидевшие в концертном зале «Ярославль» московской гостиницы «Золотое кольцо» зрители и участники фестиваля не хотели расходиться. «Как это по-русски!» – с улыбкой произнес в микрофон автор и режиссер фильма «Главное послушание» Андрей Холенко (он же – директор кинофестиваля). И пояснил свою реплику: «Это когда много хороших людей соберется вместе и никак не могут расстаться!» Затем микрофон был передан другу обители на острове Селигер заслуженной артистке России певице Диане Гурцкой.

Незрячая от рождения, певица (что не помешало ей стать к тому же и известным общественным деятелем: Диана Гурцкая – член Общественной палаты Российской Федерации) сказала, что сейчас, в этом зале, во время презентации документального фильма о монастырских воспитанниках, она почувствовала, что «зазвучал» экран. Для людей зрячих на экране появляются виды, образы, а для нее экран «зазвучал» – и она пережила за те полчаса, что фильм шел, удивительное состояние! Как и тогда, когда ездила в монастырь и тоже, как митрополит Амвросий, поняла, что для нее это место, которое можно назвать коротким емким словом «дом», где ты по-настоящему счастлив. А матушка Елисавета, вспомнив приезд певицы в монастырь и то, как дети прониклись ее пением (пением трепетного человека с сердцем кроткой голубицы, по словам матушки), сообщила гостям кинофестиваля, что после этого они даже запели по-другому.


***

Нужно немного сказать и о самом форуме. Согласно концепции и устремлениям организаторов, миссией Международного Русского кинофестиваля (МРКФ) является исследование средствами кинематографа таких понятий как «русская душа», «русский характер», «русский взгляд на мир». А Международным он называется потому, что в нем изначально принимают участие кинематографисты из многих других стран. В этом году, например, были показаны фильмы, снятые в Грузии, Украине, Армении, Кыргызстане, Беларуси, Греции, Монголии, Узбекистане, Финляндии, Чехии, Латвии, США. В них отчетливо виден творческий взгляд на русский мир, российскую историю, миссию России в современном мире. Думается, о многом говорит и выбор тех двух фильмов, один из которых открывал кинофорум, а второй – «Главное послушание» – закрывал. Так вот, открыл фестиваль и задал ему тон документальный фильм известного тележурналиста, общественного деятеля Бориса Костенко «Псковский рубеж. Четыре времени Печерской обители». Его автор, отвечая во время насыщенных дней кинофестиваля на вопрос корреспондента «Радио России», о чем этот фильм, предложил такой образ: «Псковский рубеж – это не только описание событий, которые там происходили за многие века от княгини Ольги до псковских десантников. Это попытка понять, от чего надо оттолкнуться, от какого рубежа, и куда идти дальше».


Материал подготовила Нина Ставицкая
Снимки взяты с сайта Богородицкого Житенного женского монастыря

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Старец Эмилиан о монашестве и монахах
Памяти протоиерея Глеба Каледы
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Старец Эмилиан о монашестве и монахах
Памяти протоиерея Глеба Каледы
Петропавловский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Сурский Иоанновский женский монастырь
Макарьева пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь