Монастырское издательство: точка встречи или не-встречи с миром

Елена Володина

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы, в рамках научно-просветительского проекта «Монашество в истории», 29 мая сего года состоялся не совсем обычный семинар. Он был посвящен издательской деятельности православных монастырей. Как правило, на научных собраниях в стенах Ивановской обители преобладает богословская и историческая проблематика, связанная с отдаленным и весьма отдаленным прошлым, – при том, что результаты исследований, которыми делятся докладчики, всегда представляют интерес для осмысления состояния современного монашества и вопросов, стоящих перед ним сегодня. Тема же данного семинара прямо заставляла задуматься о практике аскетического делания и духовного возрастания насельников ныне существующих монастырей при посредстве такого древнего инструмента познания как книжное – письменное, печатное – слово.


Следует сразу отметить, что книга и иные продукты издательской деятельности являются инструментом не только познания, но и коммуникации. Именно на этом построил свой доклад «Монастырское издательство: точка встречи или не-встречи с миром» иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Данилова монастыря Переславльской епархии. Как само христианство является религией, непосредственно связанной с книгой, так и монашество в огромной степени сформировалось под влиянием книжной культуры и одновременно во многом формировало отношение к книге в миру.

Отец Пантелеимон напомнил о многочисленных видах книжных занятий, практиковавшихся в монастырях: переписывание, составление различных сборников, комментирование текстов, переводы. При этом работа с книжным текстом, даже если это просто переписывание, имеет в виду прежде всего получение духовной пользы. Душа питается книгой при любом роде деятельности. О великой роли чтения в жизни монаха говорили и святые отцы прошлого, и современные подвижники – как, например, недавно почивший афонский старец Эмилиан Симонопетрский, о чем также вспомнил отец Пантелеимон. Докладчик заметил при этом, что, конечно, выбор литературы играет большую роль. Монашествующему нужно особо тщательно заботиться о «культуре питания», своеобразной «диетологии» чтения.

Творческая работа с текстом, создание книг могут стать важным аспектом аскетической практики. Так, еще преподобного Иоанна Лествичника отчасти подвигала на создание его аскетических творений борьба с унынием. И современный православный богослов отец Гавриил (Бунге), автор труда по всестороннему исследованию этой страсти, полушутливо замечал, что сам борется с унынием тем, что пишет книги о борьбе с унынием.

Отец Пантелеимон не обошел вниманием и такую уникальную составляющую монастырской культуры как переписка, в формирование которой неоценимый вклад сделали светочи отечественного монашества – святитель Феофан Затворник, преподобные Оптинские старцы, многие подвижники ХХ столетия. Всё сказанное вплотную подводило к центральной мысли доклада: о книге, и шире – книжном слове, как точке встречи монаха с миром. Встречи, одновременно позволяющей не нарушать монашеское уединение тесным соприкосновением с внешней жизнью.

По известному утверждению, монахи – свет миру. Большинство монашествующих чувствуют эту ответственность и испытывают потребность делиться с людьми в миру своим духовным опытом, приобретаемом в тишине кельи, в молитве и созерцании. Кому-то Господь дает делать это в открытом социальном служении, в деятельной проповеди. Но никак нельзя исключать и проповедь посредством сохранения и развития книжной культуры. Больше века назад знаменитые «Троицкие листки», выпускавшиеся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, хоть и были ориентированы на простых богомольцев, могли служить образцом духовной наполненности и серьезного содержания, и при этом были востребованы. Да, нынешнее время таково, что этот «месседж», этот способ контакта не дает сиюминутного результата. Более того, отец Пантелеимон подчеркнул, что печатное слово сейчас находится под огромным давлением электронных средств коммуникации – со всеми вытекающими отсюда проблемами перерождения самого отношения к тексту, к слову. Но именно поэтому в монастырях следует помнить, что печатный текст предполагает совсем иную глубину взаимодействия с читателем. И следует, наверное, несмотря ни на что культивировать эту глубину. Это нужно как для самих монашествующих, так и для окружающих их людей. В противном случае открывается еще одна серьезная брешь для проникновения соблазнов обмирщения в сознание монаха и тем самым умаляется или вовсе отнимается способность к истинному иночеству, к исполнению призвания, данного от Бога.

Следует помнить и о том, что книжная культура воспитывается в процессе образования – об этом тоже говорил докладчик. Написание итоговых работ на каждой образовательной ступени может стать стимулом и серьезным подспорьем в развитии. К сожалению, заметим от себя, это происходит не так часто, и здесь очень важна роль наставников, помощников в овладении навыками работы со словом.

Завершая выступление, иеромонах Пантелеимон сказал, что в интернете, несмотря на очевидную опасность легкого вторжения в монастырскую жизнь, есть и преимущества именно для монахов: это возможность предаваться работе с обширным корпусом изданий и справочными ресурсами не покидая келью, сокращая до минимума контакты с миром.


Во второй части семинара выступила кандидат филологических наук Ольга Алексеевна Богданова, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; ее доклад назывался «К истории журналов Святой Горы Афон (с 1921 года по настоящее время)». Сфера исследовательских интересов О.А. Богдановой первоначально ограничивалась церковной прессой Греции начала XXI века и, соответственно, автор не могла обойти вниманием периодические издания, выходящие на Афоне. Но знакомство с историей периодики Святой Горы, по ее собственному признанию, привлекло ее сердце к периоду 1920-х – 30-х годов, а именно, прежде всего – к издательской деятельности монаха Великой Лавры Афанасия Лавриота (в миру врача Спиридона Кампанаоса). Первым опытом отца Афанасия на данном поприще стал журнал «О Афос» («Ο Άθως» – «Афон»). Следует заметить, что это была, как и в большинстве подобных случаев, частная инициатива – на Афоне могли издавать журналы те, кто имел свободные средства. (Ранее докладчица подробно объяснила присутствующим принципы афонского законодательства в отношении печати, рассказав, в частности, о том, что с 1926 года типографией мог располагать только Кинот и поэтому большинство изданий печаталось вне Святой Горы. Также расцвет частной периодики объясняется тем, что привлечь и использовать денежные средства для выпуска журнала проще было одному издателю, нежели монастырю.)

Первые выпуски «Ο Άθως» больше были похожи на многостраничные научные альманахи и доныне представляют большой интерес для специалистов-историков. В них публиковались такие тексты, как Толкование на воскресные каноны преподобного Иоанна Дамаскина, составленное Иоанном Зонарой, «Алфавитос» преподобного Мелетия Исповедника, Галисиота, «Диоптра» Филиппа Монотропа и др. Монах Афанасий работал в библиотеке Великой Лавры, и его основной целью было издание богатейших архивов монастыря. Журнал распространялся по подписке, в том числе за границей, при этом скидки полагались греческим гражданам и особо – учителям и священникам.

В конце 1920-х годов издание стало меньше по объему, архивные публикации стали печататься в отдельных приложениях, а сам журнал отчасти был переориентирован на мирскую аудиторию. Так первый номер 1930 года содержал текст, представляющий собой практически путеводитель по Святой Земле. Он был адресован «всем грекам», по мнению отца Афанасия, обязанным посещать святыни Иерусалима для поддержки Святогробского братства как символа греческого присутствия на Святой Земле. Эти паломнические заметки отличаются живым личным характером. Сердца простых греков должны были быть особенно воодушевлены мыслью о Божественном провидении, которым греческий народ храним с древности – для чего монах Афанасий свободно привлекал свидетельства дохристианских времен – например легендарные пророчества оракула и Сивиллы…

В 1930-е годы Афанасий Лавриот некоторое время выпускал «Бюллетень святогорских рукописей», а с 1936 года журнал «Агиоритики библиофики» («Αγιορειτική βιβλιοθήκη» – «Библиотеки Святой горы»), который просуществовал 30 лет и имел подписчиков по всему миру. Его тексты были подобраны так, чтобы непосредственно познакомить читателей с Афоном. Монастырские хроники сочетались в нем с материалами очень личного характера, находилось место и преданиям, и полемике по поводу современного состояния святогорского монашества. С издателем сотрудничали как афонские отцы, так и клирики и миряне Греции. В целом это был очень яркий пример общения с миром людей, облеченных в ангельский образ и желающих донести до мирян часть сокровищ своей духовной жизни.

О.А. Богданова особо отметила, что такое явление становится возможным, когда монах, разорвав связи с миром, проходит путь духовного становления, и только утвердившись в новом строе жизни, вновь обращает свое внимание к внешнему с единственной целью – помогать миру на основании приобретенного опыта.

Автор также познакомила аудиторию с двумя афонскими журналами конца ХХ – начала XXI века: «Протатон» («Πρωτάτον», выходил с 1982 по 2013 год) и «О Осиос Григориос» («Ο Όσιος Γρηγόριος» монастыря Григориат; существует по настоящее время как единственный журнал Святой Горы).

«Протатон» постепенно эволюционировал от бюллетеня о книжных новинках и афонской периодике и статей научно-исторического характера к непосредственным рассказам о святогорцах и демонстрации живой связи православных греков с духовным опытом и авторитетом Святой Горы – так, в нем достаточно большое место стало уделяться письмам читателей с обсуждением духовных проблем современной Греции. «О Осиос Григориос» ныне выходит раз в год, в том числе в электронном виде. Его главным редактором был схиархимандрит Георгий (Капсанис), знаменитый игумен обители Григориат, руководившей ею с 1974 по 2014 год. Глубокие богословские тексты геронды Георгия во многом определяли стиль издания, однако оно не чуждалось и актуальных тем.

В целом, по словам автора доклада, для афонских изданий всегда было характерно разнообразие содержания, личный, специфически «дружеский» характер подачи новостей, простота оформления и, главное, стремление к созданию у читателя по возможности полного представления о традициях Святой Горы и о самом образе Афона как уникального сосредоточения людей, всецело устремленных к Богу.


Интересной оказалась и завершающая часть семинара – совместное обсуждение задач и проблем монастырской издательской деятельности, в котором приняли участие научные кураторы проекта «Монашество в истории» – кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» А.А. Ткаченко, сестры Иоанно-Предтеченской обители, слушательницы действующих здесь уже семь лет курсов дополнительного образования для насельниц женских монастырей. Большинство высказывавшихся имели тот или иной опыт издательской работы. Так, иеромонах Пантелеимон еще во время обучения в Московской духовной академии принимал участие в выпуске студенческого журнала «Встреча», а в последние годы, будучи главным редактором в издательстве «Орфограф» успешно подготовил и выпустил в свет такие книги, как «Житие преподобного Паисия Святогорца» (получила первое место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2017 году), «Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы» архимандрита Мефодия (Алексиу), трехтомный «Новый Афонский патерик» и др. В ответ на вопрос об окупаемости монастырских изданий отец Пантелеимон сказал, что данная деятельность монастырей всегда относилась к миссионерской, просветительской и никогда не велась с расчетом на доход – что, собственно, подтверждает и только что описанный пример Святой Горы. Конечно, в данном случае важна роль спонсора, мыслящего теми же миссионерскими категориями.

Масштабная издательская деятельность для абсолютного большинства монастырей невозможна, и не в этом должна состоять их задача. Может быть, самое главное здесь – желание и осуществление внутренней духовной работы насельников, так или иначе связанной с книгами. Известны примеры замечательных переводческих и издательских трудов Богородице-Сергиевой мужской пустыни, а также сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, наследующих опыт женских обителей Ормилия (окормляемой старцем Эмилианом), Хрисопиги на Крите и др. Но духовное возрастание может происходить и иными путями – убежден отец Пантелеимон. Само чтение и тем более написание рецензии на прочитанную книгу принесут монаху, может быть, не меньшую пользу для его личного становления. При этом, опубликованная, данная рецензия окажется полезной и другим. Это будет та приемлемая именно для монашеской среды форма общения и обмена духовным опытом – в дополнение к уже широко практикуемым монашеским конференциям.

Правда, здесь участники обсуждения вынуждены были признать, что печатные периодические издания практически исчезают из обихода монашеской жизни, как, собственно, и жизни общества в целом. Для монашества, учитывая всё сказанное, это является в наибольшей степени болезненной проблемой. Электронные средства коммуникации неизбежно приходят в монастырь, но совсем вытеснять культуру чтения книг, работу с книгой они ни в коем случае не должны.


Елена Володина


Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Димитрий (Волков)
Иеромонах Димитрий (Волков)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь