Подвижницы и прилежные ученицы из Верхотурья

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Свято-Покровский женский монастырь города Верхотурье Екатеринбургской епархии готовится к 400-летнему юбилею, который будет отмечаться в наступившем году. Верхотурье – маленький городок с населением около пяти тысяч человек, но это место и раньше было прославлено, и сейчас известно как духовная столица Урала. Количество людей здесь значительно увеличивается в дни, когда совершается память праведного Симеона Верхотурского. Мощи этого милостивого святого с начала XVIII века пребывают в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре.


Многочисленные паломники из разных уголков России и мира, приезжающие поклониться праведному Симеону, обязательно посещают и находящийся по соседству Покровский женский монастырь. У этой обители есть свой святой покровитель – здесь почивают мощи блаженного Космы Верхотурского, жившего в конце XVII – начале XVIII века; благоговейную память о нем местные жители хранили на протяжении всех последующих столетий. По преданию, святой, сам ходивший на костылях, у Престола Божиего просит сейчас о всех страдающих болезнями ног.

Здесь же в обители пребывает особо почитаемая икона Божией Матери «Умиление», которая была написана по образцу прославленной Дивеевской иконы в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря. Вместе с сестрами матушка сшила для образа бархатную, расшитую бисером и самоцветами ризу, которая чудом сохранилась доныне.

…Так уж повелось, что памятные даты становятся у нас двигателями прогресса. Отсюда и первый вопрос, который мы задали игумении Магдалине (Сулеменевой): что нового удастся сделать, отреставрировать в Покровском монастыре к юбилею?

– Надеемся закончить реставрацию главного монастырского корпуса, говорит матушка настоятельница. – Его восстановление идет уже шестой год. В обновленном корпусе разместятся жилые комнаты, кельи, большая трапезная, новая кухня, актовый зал для бесед, медпункт, швейные мастерские, пряничная мастерская…

В пряничной мастерской в предновогодние дни у сестер была горячая пора: они получили более двух тысяч заказов. С большой любовью воплощали новогодние и рождественские фантазии – это и колокола, и Деды Морозы, и зайчики… придумали пряники даже в виде коньков. Сестры постоянно совершенствуют рецептуру, которую, как и в стародавние времена, стараются сохранять в секрете. К каждому празднику – своя тематика, но неизменно пряник должен быть вкусным и дарить радость. Монастырские пряники стали известны уже далеко за пределами Урала, так что у Верхотурья, благодаря обители, есть все шансы стать родоначальником промысла и новым центром пряничного производства.

Так же популярен в последние годы и монастырский сыр. Сестры и сама матушка прошли обучение в известных сыроварнях, освоили специальное импортное оборудование, узнали – и продолжают узнавать – всевозможные секреты сыроварения, словом, стали прекрасно разбираться в этой теме и сейчас изготавливают более десяти видов сыра. Монастырскую продукцию реализуют в самой обители и продают при многих храмах Екатеринбургской епархии. Монастырь содержит коровник, но своего молока для сырного производства не хватает, приходится покупать у местных фермеров и на молокозаводе.

Некоторое время назад другом обители стал протоиерей Владимир Бойков, священник Русской Православной Церкви Зарубежом, благочинный русских приходов Новой Зеландии. Отец Владимир хотя бы раз в год старается побывать в России, помолиться у святынь. Бывал неоднократно в Екатеринбурге, приезжал на Царские дни, даже привозил на место Русской Голгофы целую делегацию с другого конца света. И в шутку и всерьез он любит повторять, что настоящий монастырь – тот, где есть коровник. Он сам в юности, учась в семинарии в Джорданвилле, трудился в коровнике, как все семинаристы. Вот отец Владимир и посоветовал матушке завести… альпаков (так на русский лад склоняют у нас в принципе несклоняемое слово альпакá – название южно-американских домашних животных, родственников ламы). Чудесным образом сложилось так, что эти милые существа нашлись. Некоторых привезли из Европы, других обрели поблизости. Уже в течение двух лет шесть альпакá породы уакайа (huacaya) прекрасно живут в Верхотурском Покровском женском монастыре, стали за это время местной достопримечательностью: редкий паломник откажется от общения с очаровательными «плюшевыми» созданиями с большими доверчивыми глазами, – животных можно даже покормить, правда, строго монастырской, положенной им пищей. Сестры – не только подвижницы наших дней, но и во всем прилежные ученицы – освоили уход за экзотическими питомцами, а те привнесли в монастырский мир умиление и радость.

Шерсть альпакá теплее, чем овечья, не вызывает аллергии. Матушка рассказывает:

– Шерстью мы пока толком не занимались – не хватает рук, времени. У нас сейчас люди эту шерсть просто покупают. Планируем освоить изготовление одеял. Есть еще такое понятие, как альпака-терапия. Человек при общении с такими славными существами, как говорят в миру, заряжается положительной энергией. Это, конечно, не церковное выражение, но эмоции положительные никто не отменял: когда идешь мимо пасущихся альпака, так умиляешься, что дальше отправляешься по делам с улыбкой. У сестер есть специальное послушание – «снять стресс, побыв с альпаками». Я шучу, конечно… Это просто какое-то доброе время, когда можно отвлечься, отдохнуть от тяжелой работы.

Покровский монастырь может удивить не только обитателями заокеанского происхождения. Трудно поверить, но фотографии подтверждают: здесь в прошедшем году собрали большой урожай винограда. В монастырских теплицах произрастают перцы, помидоры. Вся продукция отменного качества. Многие мечты матушка без боязни воплощает в жизнь.


Игумения Магдалина вступила на монашеский путь в юности, в двадцать лет стала насельницей Макарьевского Желтоводского женского монастыря в селе Макарьево Нижегородской области. По прошествии восьми лет была переведена и в дальнейшем приобретала опыт в Княгинином монастыре во Владимире и Свято-Боголюбском на той же Владимирской земле. А в 2013 году приняла Верхотурский Покровский женский монастырь, вернувшись поближе к родным местам, – родилась она в уральском городе Серове.

Матушка вспоминает первые годы монастырского бытия:

– Когда мы шли в монашество, время было другое. В монастырях было очень бедно. Мы много трудились, иногда и днем и ночью, несли большую физическую нагрузку. И нам неважно было, как мы выглядим, как одеты. Существовали какие-то иные понятия. А сейчас, конечно, сестры более слабые. Например, свой монашеский путь я начинала в Желтоводском монастыре. Мы там на кухне были по двое целыми неделями. Варили все на печке. Дров надо было приготовить, воды наносить, все прибрать… Посуду мыли в тазах и потом грязную воду выносили в ведрах на руках в выгребную яму. А сейчас у нас есть и вода, и канализация, электрическая плита, посудомоечная машина, тележки, чтобы не на себе носить большие кастрюли… И живут сестры гораздо свободнее – нас в кельях было по четыре человека. А всё тяжело. Мир очень изменился, люди стали без какого-то стержня. Редко встретишь былое рвение послужить Богу… Знаете, ведь первые сестры возвращенного Покровского монастыря просто отвоевывали храм обители, где в советские годы устроили баню (в алтаре была парилка). Они через годы показывают нам пример верности и веры. И это нельзя забыть, как бы мы ни были хорошо устроены.


Сейчас в Покровской обители более тридцати сестер. Совершенно другое ощущение – делится игумения Магдалина, – когда тебе поручено стать настоятельницей.

– Когда ты подчиненный – это одно. А когда от тебя всё зависит, когда ты включаешься во всё – совсем другое. Груз ответственности давит. Ну, что делать… Мы послушные люди. Всё надо принимать.

В монастыре труда много. Но матушка назначает послушания по силам. Всегда учитывает физические возможности, наличие болезней. Есть длительные послушания – благочинной, келаря, в церковных лавках. Однако менять деятельность, по мнению матушки, необходимо. Монастырь – это хорошая школа.

Сейчас, за несколько дней до Рождества Христова идет привычная подготовка:

– Елку ставим, храм украшаем, моем все помещения, рыбу чистим, подарки собираем… Наверное, как и везде, – говорят сестры.

И все же Покровский женский монастырь – удивительное место: удаленный от привычных примет цивилизации, находящийся среди такой чудной первозданной красоты… В юбилейный год он обязательно станет еще краше. А в воплощении разных затейливых идей насельницы обители не остановятся, и еще удивят нас! Но не забудем и главное – то, что при игумении Магдалине в обители неукоснительно стали совершаться ежедневные богослужения, сестры читают Неусыпаемую Псалтирь…

– Я люблю Урал. Я благодарна Богу, что Господь меня вернул сюда на послушание. Наш Покровский монастырь живет полноценной монашеской жизнью, продолжая традиции наших предшественниц, помня, что основа нашей жизни – молитва, – говорит игумения Магдалина.


Юлия Стихарева


Материалы по теме

Публикации

Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сурский Иоанновский женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.