«Самая большая задача монастыря – молитва»

Вольский Владимирский женский монастырь

Летопись Вольского, Саратовской епархии, монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери отражает характерные черты собирательного образа русской женской обители: она строится бескорыстными трудами людей, побуждаемых желанием угодить Богу и спасти душу; почти сразу начинает заниматься делами милосердия и заботы о ближних, переживает время расцвета и затем – разорение при советской власти. Милостью Божией и Покровом Царицы Небесной, самоотверженностью немногочисленных инокинь возрождается в настоящее время…

Город Вольск Самарской губернии возник в царствование Екатерины II на землях слободы, где издавна селился разнообразный пришлый люд. Помимо беглых крепостных и старообрядцев, здесь с XVII столетия жили крестьяне, приписанные к московскому Новоспасскому монастырю, переселенные специально для занятия рыбной ловлей в изобиловавших рыбой притоках Волги и для поставки стерлядей и осетров к царскому столу. К середине XIX века вольское купечество успешно поднялось на торговле хлебом, город стал разрастаться, строился, привлекал своими ярмарками и богатыми магазинами. Среди этого праздника предпринимательства все труднее стало находить место для уединения и молитвы.

В 1858 году несколько крестьянских девиц решают основать монашеское поселение на окраине города, близ кладбища. История сохранила имена трех из них: Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея), Екатерина Николаева и Анна Дмитриева.

12 мая того же года соборный протоиерей Петр Бибиков совершил торжественное освящение места будущей обители. Титулярный советник по фамилии Матвеев некогда передал городским властям на богоугодное дело небольшую сумму. Ее удалось получить отцу Петру. Так уже к осени был отстроен первый дом для насельниц.

Работы по строительству вели Александр Алексеевич и Евдокия Титовна Леонтьевы, вольские мещане. Евдокия Титовна, вскоре овдовев, возглавила управление общиной сестер. Ею были построены ещё четыре дома, куплены земли под пахоту и прекрасный сад. Сестры исполняли келейное правило и ежедневно читали Псалтирь по усопшим.

После Евдокии Титовны, отошедшей ко Господу в праздник Успения Божией Матери в 1863 году, ее дело продолжила другая вольская мещанка – Агафья Евдокимовна Ермолина. К этому времени в общине проживали уже 50 сестер Соборный священник отец Василий Феофанов обучил их церковному пению, и они могли петь на заупокойных Литургиях в кладбищенской церкви.


В это время по благословлению саратовского архиерея епископа Иоанникия были построены богадельня для престарелых, больница, Успенский храм, который был освящен 10 октября 1865 года, а уже в 1866 году община получила официальный статус монашеской и возглавила ее монахиня саратовского Крестовоздвиженского монастыря Еванфия. Ревнительница строгости и порядка, она вводит полный монашеский устав, увеличивается число послушаний.

Матушка Еванфия служила Господу, будучи настоятельницей 22 года, она много сделала для расцвета монашеской жизни в общине. Ее заботой в обители был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. К концу своей жизни она оставила настоятельство и приняла великую схиму с именем Павла. Схимонахиня Павла отошла ко Господу 15 июля 1904 года, оставив о себе светлую память и множество осуществленных богоугодных дел.

Ей на смену пришла монахиня Евпраксия (Евдокия Михайловна Смирнова, † 1892).

13 июня 1892 года община приобретает статус общежительного женского монастыря, и в день празднования Воздвижения Креста Господня совершается первый монашеский постриг сестер.

В декабре заботу о монастыре принимает на себя матушка Еванфия вторая.

В этот же период местный мещанин Илья Федорович Наровчатский и купец Афанасий Давыдович Поликарпов жертвуют на монастырь значительные средства, на которые удается возвести трапезную церковь во имя святителя Афанасия Александрийского и святой праведной Елисаветы, а также выстроить четыре жилых корпуса из камня и каменную ограду.

Угодья обители были небольшие, но их хватало для жизни сестер. Кроме прочего, инокини славились своим рукоделием. Оклады икон, которые удивительным образом сохранились, пережив все ужасы безбожного времени, восхищают красотой и кропотливой работой. С давних времен в монастыре заказывали расшитое постельное белье к свадьбам.

Монастырь становится известен и благодаря чтимым святыням. Еще при первой матушке Еванфии сестры получили в благословение от Пантелеимонова монастыря на Афоне икону Божией Матери «Скоропослушница». А древний Иверский образ, сменивший ранее не одного владельца и нашедший приют в монастыре, в 1892 году замироточил накануне эпидемии холеры; тогда произошли многие исцеления, и бедствие миновало город.

В 1908 году монастырь насчитывает в общей сложности уже 50 лет, что было отмечено в Вольске большим церковным торжеством с архиерейской службой, а игумения была награждена золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. В обители проживает в то время 300 насельниц. Но существует и неофициальное число: около 500 человек, если принимать во внимание всех трудниц, а также детей, которых монастырь брал на воспитание.

Интересные сведения сохранились в архиве вольского благочинного: Вольский Владимирский монастырь являлся исправительными местом для монахинь. В одном из документов читаем: «...по определению Епархиального Начальства от 21 мая 1912 г. разрешено монахиням Крашевского Тихвинского женского монастыря Ларисе и Нине, высланным из сказанного монастыря в Вольский Владимирский монастырь, возвратиться в названный Крашевский монастырь при условии выдачи Консистории письменного обязательства в том, что они искренне желают исправить прежние недостатки смирением и послушанием монастырскому начальству и впредь не допускать нарушения иноческого послушания и монастырской дисциплины...»


Первая мировая война не оставила Владимирскую обитель безучастной. Помощь раненым, семьям погибших, сиротам – все это было ежедневной заботой сестер.

Перед революцией игуменией монастыря была матушка Митрофания. Ее имя встречается на обложке богослужебной книги, которая находится в Благовещенский церкви города Вольска.

Совсем скоро прекрасную цветущую обитель и сестер-молитвенниц ждали трагические события: в 1918 году Совнарком принимает декрет об отделении Церкви от государства. Все имущество религиозных организаций конфисковывается. Здания передают Собесу для устроения детского приюта.


Чудовищное разрушение, разграбление и уничтожение Вольского монастыря длилось не один год. Монахинь разогнали, многие были арестованы и насильно отправлены на север. Лишь единицы вернулись назад. Документы НКВД сохранили сведения о насельнице обители Арсении Трофимовне Филимоновой, расстрелянной в 1937 году «за антисоветскую агитацию».

Рассказывает игумения Макария (Семенова), сегодняшняя настоятельница Вольского Владимирского женского монастыря Саратовской епархии: «В настоящее время стало известно, что 12 января 1938 года на кладбище рядом с монастырем были расстреляны 37 монахинь. Самой молодой из них было 48 лет, самой старшей – 78, одна из матушек, 72-летняя, была слепа. Все эти сведения нам прислали из архива ФСБ. В документах есть протоколы допросов, автобиографии, опись вещей и т. д. Они ждут своего времени для изучения. Мы уже разгребли свалку в овраге под монастырем, чтобы в будущем сделать мемориал, потому что место расстрела находится через овраг от монастыря, на краю кладбища».

Последней настоятельницей монастыря перед его уничтожением стала схиигумения Мария. Матушка была духовной окормительницей большого количества чад. За это она подвергалась преследованию со стороны новой власти. Многочисленные чада прятали свою возлюбленную матушку, сделали ей документы на другое имя.

Вскоре по благословению своего духовного отца – старца Ионы, вероятно, тайно жившего в окрестностях Вольска, она поселилась в Загорске. В ее маленьком домике находили прибежище те, кто так нуждался в духовной помощи.

«Схиигумения Мария была одним из тайных столпов старчества, – говорит игумения Макария. – Сейчас появляются сведения, что ее навещали и пользовались ее советами будущие иерархи Русской Православной Церкви – когда были еще семинаристами: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Молодой Александр Мень получил от нее благословение на священнический путь».

…На месте разрушенного монастыря образовался район с символичным названием «Пролетарский». Как и всё, что строилось на руинах разрушенных храмов, он жил плохой славой.

Пройдет еще много лет, и в 2000 году пустырь этого района украсит трехметровый крест, как напоминание о спасении души для жизни вечной.

В 2013 году Владимирскому монастырю были возвращены оставшиеся здания. На месте бывшей обители по благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина учреждено подворье Свято-Алексеевского женского монастыря. Возрождать монастырь приехали из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Калужской области две насельницы – монахиня Макария и инокиня Дамиана. Через некоторое время к ним присоединились ещё три сестры. В одном из сохранившихся корпусов был оборудован домовый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и в Рождественский сочельник 2014 года здесь была совершена первая Божественная литургия. Вскоре было положено начало строительству нового храма. Митрополит Лонгин обратился к Священному Синоду с предложением об открытии обители.


В августе 2015 года Саратовскую епархию посетила комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству с целью определить возможность преобразования подворья в Вольске в монастырь. 22 октября 2015 года Священный Синод постановил открыть Владимирский женский монастырь и назначить на должность настоятельницы монахиню Макарию (Семенову). 1 ноября состоялось открытие обители. На праздничной Божественной литургии владыка Лонгин возвел монахиню Макарию в сан игумении.

Началась новая история Владимирского монастыря. Какие задачи ставит ныне себе и сестрам его игумения?

Матушка Макария так говорит про главные цели: «Самая большая задача монастыря – молитва. Она может исходить только из чистой души. Поэтому наше дело – не только храмы восстановить. Храмы – это внешнее, в них есть необходимость, а значит, Господь помогает. Самое же главное – очищение души через соблюдение устава монастыря, послушания. И тогда будет молитва!

…А ещё мы занимаемся “духовным ликбезом”. При монастыре в 2016 году создан Кризисный центр для женщин, попавших в трудную ситуацию. В основном к нам приходят будущие мамочки, выросшие в детдоме. Много сил уходит на их социальную и духовную реабилитацию: они себя-то не умеют обслужить и содержать, не говоря уже о воспитании детей. Потому, наверное, и было благословение Святейшего Патриарха Кирилла на открытие кризисных центров при епархиях, храмах и монастырях, чтобы попытаться устранить эти пробелы молитвой и духовным воспитанием, привить людям навыки справляться со своими страстями. К сожалению, сегодня система образования вообще не ставит это своей задачей.

Мы стараемся действовать через молитву в храме, исповедь, беседы, через занятия с психологами, цель которых – дать минимальное представление о том, какими должны быть нормальные взаимоотношения в семье, с взрослыми, с детьми».

В Кризисном центре проживают сейчас около двадцати человек, здесь появились на свет 17 малышей. Более пятисот женщин уже получили помощь.

Монастырь – как в прошлом, так и сейчас – это форпост веры и духовной жизни с ее традиционным смыслом и наполнением. Восемь сестер – сегодняшних насельниц – несут все заботы по восстановлению обители. Их молитвами и трудами сделано невероятно много в очень короткий срок.

6 июля в праздник Владимирской иконы Божией Матери в монастыре будет большое торжество, праздничное богослужение. А затем состоится концерт с участием талантливых прихожан и живущих в Вольском кризисном центре женщин и детей.


Материал подготовила Елена Якушева
Фото с официального сайта монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь