Сегодня история становится полем битвы, а вера - оружием

Валентина Валентиновна Ефимовская
Почему Спасо-Андроников монастырь должен быть возвращён Русской Православной Церкви? …

«Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева могут передать Русской Православной Церкви». Сегодня в интернете появилось немало реплик и постов с таким или подобным названием, которое православные верующие хотят видеть с одним лишь измененным словом: «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева должны передать Русской Православной Церкви». И у них есть на то надежда, так как Письмо с предложением о передаче в ведение Русской Православной Церкви столичного Спасо-Андроникова монастыря, на территории которого расположен Музей им. Андрея Рублева, поступило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в начале февраля сего года по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Понятно, что у этой инициативы появился легион противников, которые видят древнерусскую святыню только как музей и находят немало доводов, главные из которых - сохранность древних икон и просветительство.

Существует Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности», принятый в 2010 году, на основании которого комплекс музея может быть передан Церкви. Кроме того, как стало известно из сообщения представителя Синодального отдела по взаимодействию с обществом и средствами массовой информации, еще в 1996 году, когда Российская Федерация присоединилась к Совету Европы, она взяла на себя обязательство передать всё имущество религиозных организаций им обратно. Нет сомнения, что на основании этих документов музей могут передать Церкви. Но для того, чтобы понять, почему его обязательно должны передать Церкви, надо заглянуть в историю Отечества и в свою душу.

Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса монастырь - таково полное название колыбели воинства Христова, основанной митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1357 году как митрополичий монастырь. Он назван в честь святого образа Спаса Нерукотворного Образа, в день празднования которого произошло чудесное спасение митрополита Алексия. Игуменом монастыря стал ученик преподобного Сергия Радонежского - Андроник († 1373; память - 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, по легенде, ископанный им собственноручно и считавшийся святым. Здесь же располагалось древнейшее братское захоронение. Первоначальные строения не уцелели из-за ветхости и пожаров, но перестроенный в 1420-1427 годах Спасский собор сохранился до наших дней. В соборе можно увидеть фрагменты фресок самого знаменитого инока обители - преподобного Андрея Рублева. На протяжении нескольких веков монастырь был центром переписи книг. Вообще история монастыря богата событиями и славными именами, вплоть до закрытия и осквернения его в богоборческие времена в 1918 году, когда здесь был размещен концентрационный лагерь ВЧК с полагающимися ей расстрелами и пытками.

Нет сомнения, что открытие музея им. Андрея Рублева, произошедшее стараниями Грабаря, Алпатова и др. выдающихся деятелей культуры спасло монастырь от полного уничтожения. Но освящение в 1989 году и возобновление в нём церковных служб возродило уже не только стены, но и дух древнерусской святыни, спасительный и согревающий души многих наших современников, постепенно оттаивающие от сурового атеизма богоборческих времен.

Передача Русской Православной Церкви всего комплекса музея им. Андрея Рублева в наше время, когда многие люди устремляются в храм, когда Россия находится в окружении недругов и ей необходимо молитвенное укрепление, когда народ продолжает свершать подвиги во имя Родины и веры, кажется, таким же естественным и необходимым деянием, как построение моста над пропастью, как стремление из тьмы к свету, как поиск пути в Царствие Божие. Передача должна состояться, пока не поздно. Пока не произошла трагедия, подобная недавней, случившейся на территории завода лакокрасочных изделий, где в огне погибла экспозиция ценнейших копий древнерусской живописи. Вместе с копиями росписей иконописца Дионисия из вологодского монастыря, выполненных в натуральную величину, в огне погибли и 62 копии древних фресок другого живописца Древней Руси - Феофана Грека. «Так как оригиналы утрачены, эти экспонаты часто вывозили на зарубежные выставки, и они являлись уникальными», пишет «РИА Новости».

Передача комплекса монастырю сохранит и экспонаты музея, и здания, и землю, в которой еще покоятся останки братии, стоявшей на защите Русской земли, понимавшей себя воинством, оружием которого были евангельская кротость, евангельское милосердие и евангельская любовь. Это непобедимое воинство, и оружие его и в наши времена остаётся самым сокрушительным для врагов рода человеческого. Каждый монастырь - питомник русской души. Великий сербский святой преподобный Иустин (Попович) говорит: «Что есть то, что составляет и представляет собой рай русской душ? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира и до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой - это ни что иное, как возвращенный рай. А это значит, что душа отнята у греха, смерти, и диавола и соединена с Богом, Его светом и вечностью. Где же рай русской души? Вот же он, в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, во всяком подвижнике, во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской» (Преп. Иустин (Попович) «Философские пропасти». М., 2005, с.190).

Неспроста за русскую душу борются миры и вечности, это очевидно сегодня, когда история стала полем битвы, вера - оружием. И пусть будет больше монастырей на земле Русской во имя ее вечной победы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ