«Всегда радуйтесь…»

Иеромонах Иаков (Тупиков)

Чем больше в сердце человека места Богу, тем больше в нем радости. Тогда, даже если человек переживает испытания или устал от жизненных забот, в глубине души он не перестает радоваться.  О пасхальной радости, о ее стяжании,  продлении  рассуждает иеромонах Иаков (Тупиков), благочинный   Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы

Самая главная для нас книга, вмещающая в себя полноту Истины, это Божественное Евангелие – благая весть – возвещающая нам самую большую радость, которую только имело и имеет человечество – радость спасения от смерти, греха, зла и одиночества. Если в два слова заключить смысл и значение этой великой Книги, то мы можем выразить их именно нашим православным пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

Это великое и радостное событие и есть суть нашей христианской веры, из которой происходит всё то, что мы совершаем в жизни как верующие люди. Всё то, что нами движет, что вдохновляет, дает силы жить, дает надежду. И в целом, осознанная жизнь по вере, жизнь с Богом, если она честна и цельна, не может не рождать особой радости, которую мы именуем именно пасхальной, потому что связываем ее с самыми важными и окончательными нашими надеждами – на жизнь вечную с нашим Отцом.

Другими словами,  – это радость наследников, тех, у кого отец имеет царство и завещает его со всеми богатствами и возможностями своим детям. Мы еще не унаследовали Царство, еще не царствуем со Христом, но мы уже дети нашего Бога, и можем радоваться радостью очень основательной надежды, надежды на вечную Пасху и вечную совершенную радость, ничем не омрачённую.

Уже сейчас начатки этой полной и безграничной радости даны нам в Празднике праздников, в пасхальном переживании Воскресения Господа и Его победы над злом и смертью.

Всё доброе земное только отчасти имеет место, оно не совершенно и является начатком и залогом Небесного. Именно поэтому здесь, на земле, мы испытываем огорчения, осознаём и свое недостоинство, и греховность, а радость часто омрачают искушения житейские или болезни. Но, если понимать, что Пасха Христова, вне зависимости от наших переживаний, остается вечной и непреходящей победой, что уже никто и никогда не упразднит совершившегося Воскресения Господа и его спасительных последствий для нас, то становится не так важна наша личная субъективная радость, наши чувства и эмоции.

Важна вера и сердечное знание того, что совершилось, а переживание Праздника может быть разным, в разной мере может посещать нас благодать этой духовной реальности.  И не надо унывать и грустить, если это не всегда бывает так, как нам хотелось бы; если вдруг случается в жизни что-то,  не совсем соответствующее пасхальному торжеству.

Бывает, что Бог дает переживать духовно очень глубоко пасхальное празднование Воскресения Господа, а бывает – промыслительно – дает погрустить немного и смириться, чтобы через это стать еще ближе к Нему и к Пасхе Небесной.

Но есть, несомненно, и то, что зависит от нас. То, как мы встречаем и переживаем светлое Воскресение Христово, во многом бывает плодом нашего отношения к посту, к нашим духовным предпочтениям, к нашим близким – в целом к нашей жизни и выбору тех или иных приоритетов.

Есть духовные закономерности, духовные законы, которые мы должны знать и осознавать их действие на себе. Можно ли, например, сказать, что радость, в том числе, и радость праздника, зависит от нас?

У нас есть заповедь: «Всегда радуйтесь...» (1 Фес. 5:16) –  значит, это возможно!  Ведь ничего неисполнимого Священное Писание не предлагает. Но как этому учиться, и что необходимо, какие условия нужны для того, чтобы иметь в сердце своем этом духовный залог и источник радости?

Апостол Павел, который сообщает нам эту заповедь о радости, тут же дает и ответ на этот вопрос. Нужно начинать с благодарения, благодарности: «О всем благодарите...» (1 Фес. 5:18) – будьте благодарны Богу и всем, кто вас окружает. Получается, что если мы за всё благодарны Богу, даже за испытания и скорби, за то, что само по себе радости вызывать не может, но рождает доверие и любовь, – мы открываем свои сердца для этого сверхъестественного дара, мы становимся способными по-настоящему всегда радоваться и особо переживать это состояние в период наших христианских праздников.

Так же и по отношению к окружающим людям. Если человек благодарит своих близких, значит, не считает их ему обязанными. Благодарностью он показывает, что принимает всё как дар, что он сам должник, а не ему должны. И тогда радость о бытии, а особенно, радость о Божией правде и Его победе, не может пройти мимо сердца человека.

Другой духовный закон заключается в том, что радуются Празднику те, кто смиренно не искал этой радости для себя, кто переживает само празднуемое событие как важное и значимое для всех людей, а не для себя только, и не для переживаний чувственных. Другими словами, радость духовная дается тем, кто не ищет своего, по словам того же апостола Павла; не ради себя и своих эмоций посещает богослужения, соблюдает посты, молится, творит добрые дела, а ради того, чтобы Божию волю о себе исполнить, ответить Небесному Отцу взаимностью и любовью.

Отдавая, мы приобретаем то, чего и не ожидали, а присваивая себе что-то эгоистически в своих желаниях и помыслах, – теряем и остаемся ни с чем. То есть еще одним залогом духовной радости Праздника является смирение.

Есть и другие закономерности. Если мы делимся радостью с ближними, то, в отличие от скорби, она не убывает, а увеличивается. Делиться – это, как правило, всегда обогащаться, а приберегать только для себя – терять и оскудевать. Радость, если мы ее дарим, отдаем, преисполняет нас всё более и более. Также невозможно быть причастным пасхальному торжеству, если мы кого-то в чем-то не простили. И, наоборот, если мы причастны этому великому пиру веры, то невозможно не простить.

Зная всё это, Церковь Христова призывает нас в эти святые и праздничные дни возрадоваться и проявить свято и любовно нашу радость: …просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Материалы по теме

Монастыри:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь