Встречи со старцем Паисием были встречами с Божественным Промыслом

Игумен Петр (Пиголь)

12 июля 2015 года Православная Церковь впервые совершала память  новопрославленного в лике святых преподобного старца Паисия Святогорца. О своих встречах с дивным угодником Божиим старцем Паисием рассказывает игумен Петр (Пиголь), духовник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

О старце Паисии я услышал, еще будучи студентом Московской духовной академии.

Впервые я увидел старца, приехав на Афон, в Русский Пантелеимонов монастырь в 1989 году в качестве паломника. Организовать встречу нашей группы с отцом Паисием было непросто: старец был очень занят, у него было много посетителей. Но оказалось, что у нас есть некоторое преимущество. Старец Паисий в свое время был учеником афонского старца отца Тихона, русского по происхождению, которого он очень почитал, и отношение старца Паисия к русским было особым – подчеркнуто доброжелательным, он даже своих греческих посетителей просил сократить беседу, объясняя, что важнее поговорить с приехавшими из России. К тому же представителем (антипросопом) Пантелеимонова монастыря в афонском Священном Киноте был отец Николай (Генералов) – духовное чадо старца Паисия, он нас и привел в келлию старца Паисия, известную по книге «Архондарик под открытым небом». Во дворе этой келлии стояли небольшие пеньки, мы расположились на этих пенечках, и началась беседа.

 mv_02.jpg
 

Старец Паисий возле своей келлии с группой паломников, которую возглавляет епископ Хмельницкий Нифонт (ныне митрополит Волынский и Луцкий). 1992 г. Фотография игумена Петра (Пиголя)

С первых слов старца я почувствовал, что перед нами человек не просто необычный, а уникальный: он отвечал на любые вопросы; нет таких вопросов, над которыми бы он задумывался. Чувствовалось, что он все видит в евангельском свете, в свете своей благодатной подвижнической жизни, и поэтому ничего непонятного и утаенного от него не было. На любые вопросы он отвечал так, что слушающие получали душевную пользу.

Нашу группу, а она в основном состояла из монахов и иеромонахов, стремившихся остаться на Афоне в качестве насельников Пантелеимонова монастыря, волновал вопрос отношения с новостильниками. Ведь Элладская Православная Церковь придерживается богослужебного круга по новому летоисчислению. Хотя Пасху мы отмечаем вместе, основа для канонического общения есть, тем не менее, определенное смущение было. И я поинтересовался мнением старца о проблеме взаимоотношения Церквей, нового и старого стиля. Его ответ я запомнил и применял в дальнейшем к решению других вопросов. Он сказал: «Представь мельницу, которая стоит на водном потоке, ты там работаешь, зерно поступает на жернов, жернов крутится благодаря воде, мелется мука, и вдруг видишь, что случилась незначительная неисправность в механизме подачи зерна на жернов. Начинаешь ее исправлять, но в это время приходят взволнованные люди и предупреждают, что надвигается бедствие: поднялась вода, плотину может прорвать и поток воды разрушит всю твою мельницу. Что ты будешь делать? Продолжать заниматься мелким ремонтом или укреплять плотину? «Конечно, – говорю, – будем плотину укреплять». «Вот и в этой ситуации, – продолжал старец, – и подобной другой нужно иметь приоритеты в решении и исполнении этих решений, то есть заниматься более важными проблемами, и при решении их мелкие проблемы тоже разрешаются сами собой». Он дал понять, что проблема этих отношений не настолько острая, чтобы копья ломать. Этим принципом – обозначить приоритеты – я руководствуюсь постоянно в своей жизни в принятии других решений.

Следующий вопрос, который я тогда задал, касался ситуации в России. Что будет происходить со страной? В то время еще существовал Советский Союз. Возродится ли православная вера, Православная Церковь? Старец взял листочек, ручку, нарисовал гору, под горой – солнце и сказал: «Солнце благодати Божией в России сейчас вот здесь – под горой, а будет высоко». Я поинтересовался, когда же это произойдет. Он ответил: «Когда в правительство войдут православные люди». И действительно, благословение Божие зависит от исполнения воли Божией, и стремиться мы должны не к благополучию как таковому, а к исполнению воли Божией; к тому, чтобы все свои действия согласовывать с Правдой Божией. И тогда благополучие, которое мы ищем, и благоденствие будут даны, как следствие исполнения воли Божией, как благословение Божие. Об этом благословении и говорил старец. Он говорил, что в целом у нас все будет изменяться к лучшему только при соблюдении такого принципа – если будем стремиться жить по правде Божией, исполнять евангельские заповеди.

 mv_03.jpg 

 Беседа старца Паисия с паломниками. 1992 г

.

Осенью 1991 года я был определен на послушание в Москву представителем Пантелеимонова монастыря и настоятелем Афонского подворья, которое нужно было создавать, что мне и было поручено. Оно было открыто на Таганке при храме святого великомученика Никиты, что за Яузой. 

С Афона в Москву я прибыл в 1991 году накануне праздника Покрова Божией Матери, а в день памяти святителей Московских мы получили небольшое помещение под колокольней храма, в котором началась монашеская жизнь открывающегося подворья. С первых же дней у меня были послушники – будущие афонские насельники, для жизни которых никаких условий не было. В то время храм занимали разнообразные арендаторы – студия «Диафильм», другие фирмы, на территории храма находились частные гаражи. Их владельцы и руководители фирм грозили нам, что никуда не уйдут. Нам поступали угрозы вплоть до физической расправы. Ситуация было очень острая и конфликтная, хотя мы с ними не конфликтовали, а лишь напоминали о том, что это храм Божий, где должна совершаться Божественная служба, Божественная литургия, что храм должен использоваться по назначению. У нас было очень большое желание и ревность достичь своих целей, однако конфликты, угрозы очень смущали, и, приезжая на Афон, я обязательно обращался к старцу Паисию за советом, как разрешить трудности, с которыми мы сталкиваемся. Однажды я приехал к нему в угнетенном настроении, спросил: «Как быть? Нам напрямую угрожают вплоть до физической расправы. Были даже сведения, что хотят направленный взрыв устроить, чтобы разрушить храм». Он меня обнял и спросил: «Патер Петрос, сколько у тебя святых?» Я не сразу понял. Он уточнил: «Сколько у тебя престолов?» Я все престолы перечислил, а помимо святого великомученика Никиты, святых Петра Афонского и Онуфрия Великого, это престол Благовещения Божией Матери, престол святой княгини Ольги. «Так вот, они не спят, – сказал старец, – они молятся, они тебе помогают. И по их молитвам все там будет очищено. Они всех выметут. Только ты не унывай, молись и обозначай свою территорию — ставь колышки и обходи ее с молитвой». Эти слова меня очень вдохновили, я приехал в Москву – послушники мои в полном унынии: «Нас прессуют, нас выгоняют». Я им говорю: «Все будет хорошо, победа будет за нами, Господь все управит». Все, что сказал старец, мы сделали. Я дал распоряжение ставить не просто колышки, а деревянный забор. И каждый вечер в конце дня мы совершали крестный ход: с иконой, крестом и молитвой обходили эту обозначенную территорию.

С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения.

По молитвам старца Паисия, по его благословению все произошло, как он и предсказывал. Сейчас это небольшой монастырь в центре Москвы с афонским уставом, где живут братия. На месте деревянного забора стоит огромная монастырская стена, за ней здания подворья, и никто даже представить сегодня не может, что там была территория со множеством гаражей.

Со старцем Паисием я встречался неоднократно и в дальнейшем, и все вопросы, с которыми к нему обращался, я успешно разрешал, пользуясь его благодатными наставлениями. После беседы с ним и его молитвы я сразу же получал утешение и духовное удовлетворение от беседы – чувствовалось вдохновение и желание трудиться. Я много раз убеждался, что все его предсказания очень быстро исполнялись, если строго следовать его наставлениям.

Когда старец говорил, что нужно делать, это звучало не как относящееся к какому-то конкретному случаю, хотя это были ответы на конкретные вопросы, но они имели отношение к жизни в целом. Его наставления касались принципов и основ всей твоей жизни – на перспективу: на чем ты должен строить свою деятельность, свое отношение к людям, к миру; как ты должен вести себя в дальнейшем – словом, определение жизненной программы. Поэтому встречи со старцем Паисием были встречами с Божественным Промыслом.

mv_01.jpgЯ его слова никогда не забываю и очень благодарен Богу за то, что удостоил меня не только видеться со старцем, но и пользоваться его наставлениями.

К слову сказать, однажды я стал свидетелем такой картины: наша беседа уже подходила к концу и вдруг к нему в архондарик приходит целая группа генералов греческой армии – человек двенадцать солидных мужчин, военных.

Так, наверное, и должно быть в православной стране, когда высокие руководители, высший комсостав армии советуются с благодатным афонским старцем, садятся на эти пенечки и говорят с ним о своих проблемах. Меня это очень впечатлило, я вспомнил слова преподобного Силуана Афонского, говорившего, что все нестроения в стране происходят из-за того, что перестают слушать старцев. Не просто старших, опытных, а тех, кто имеет богопросвещенный, благодатный ум, дарования свыше, которые имел старец Паисий, чьи советы были истинными, благодатными.

Весь мир, вся вселенная стоят на молитвах святых. Старец Силуан Афонский говорил, что мир будет стоять до тех пор, пока земля будет рождать святых. Один из таких великих святых старцев и есть старец Паисий. Я говорю «есть», потому что и сейчас его почитатели имеют с ним непосредственную молитвенную связь. Я знаю молодых людей, которые очень верят в эту связь и действенную помощь старца Паисия, хотя они знают его только по наставлениям, по книгам, которые сейчас издаются. Надо сказать, что старец с очень большим вниманием относился к молодым людям, очень любил с ними беседовать, так что не удивительно, что и нынешним он помогает.

mv_04.jpg


Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь