«Монастырский вестник». 2017. №2(38)

Тема номера: Игумен – отец, наставник, духовник.

В «Древнем патерике» рассказывается про двух единодушных анахоретов, которые совершали усердный подвиг и вели жизнь богоугодную. Но, по промыслу Божию, одному случилось стать игуменом монастыря, а другой остался отшельником. Через некоторое время первый услышал, что его брат-сомолитвенник творит великие чудеса: исцеляет больных, изгоняет бесов, изрекает предсказания… Игумен уединился на время от окружающей его братии и стал молить Бога открыть ему, как при внешне равных подвигах тот чудодействует, а он ничего подобного не получил. И услышал глас ангельский: «Тот живет пред Богом, стеная и плача, алча и жаждая ради Господа, а ты, заботясь о многих, имеешь общение со многими. Итак, достаточно с тебя утешения человеческого».

Игуменский крест и тяжел, и легок. В этом тоже своя антиномия. Святитель Киевский и Московский Петр в своем поучении к игуменам пишет: «Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением…» Преподобный Амвросий Оптинский советовал своей духовной дочери-игумении: «Мысленно вставай перед каждой сестрой на колени, как мать перед больным ребенком». А святитель Феофан Затворник так разъясняет в письме новоизбранному игумену характер предстоящего ему служения: «Игуменство… мудрость невелика! Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед… и помнить, что ты – слуга всем!» Но вместе с тем игуменский крест – это и утешение человеческое, как говорит нам «Древний патерик», это радость сердечная, которая расширяет сердце, открывает его людям, изливая на них свою любовь. И тем, на кого возложено игуменское служение, этим стоит дорожить, как утешением, посланным от Бога.

Духовный авторитет игумена — один из важнейших ориентиров в деле устроения монашеской жизни… Настоящий духовный авторитет означает, что игумен или игумения должны быть первенствующими в молитве и в аскетическом делании. Конечно, приходится исполнять много административных и представительских обязанностей, все это накладывает отпечаток на жизнь игумена или игумении, но если образ жизни и даже бытовые условия у настоятеля или настоятельницы слишком отличаются от того, как живут монахи и монахини, то духовного авторитета не будет… Не могу себе представить, чтобы у отцов и матерей, основавших древние обители, образ жизни радикально отличался от образа жизни простых монахов и монахинь… Настоятельское служение – это подвиг, и только на этом подвиге основывается авторитет

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Официальные материалы. События

  • 26 - 27 января 2017 года состоялась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917- 2017: уроки столетия»

Академия Печорских старцев

Духовная география

Оказывается, иной раз разглядеть мир небесный удобнее из глубины пещеры. В окружении десятков погребенных подвижников и простых мирян, чьи тела не источают тления – и воздух кругом чист и свеж, в приятной прохладе, в темноте подземелья, как-то естественно даются человеку мысли о том, что прах он и в прах возвратится. В пещерах Псково-Печерского монастыря ум становится яснее, взгляд глубже, сердце покойнее

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь уникален уже тем, что ни разу не закрывался. Традиция монашества, старчества не прерывалась здесь насильственно в годы советского атеизма, как это трагически случилось практически со всеми монастырями Русской Церкви. Дух обители, ее уклад, отношения наместника с братиями, общение между насельниками – все это драгоценное сокровище, которое Бог по Своему особому Помыслу сберег здесь, в небольшом городке Печоры, на самом западном порубежье России. За этим нетронутым сокровищем сюда и устремляются тысячи паломников. Едут не только с востока, то есть почти со всей остальной России, но и со всех мест канонической ответственности Московского Патриархата. Много в Печорах паломников и туристов с западной стороны – из Прибалтики, до которой рукой подать, да и всей Европы. Псково-Печеркий монастырь расположен на стыке государственных границ, границ цивилизаций. Это положение как бы подчеркивает его не-земное гражданство, вознесенность горе. Нет здесь материковой прочности Урала и Сибири, с Балтийского моря приходят ветры Европы, так что земному в Печорах не веришь, остается только корнями врастать в небесное. Так поступали и подвижники этих мест более полутысячи лет.

«Главная задача наместника – сохранить монастырскую традицию»

Интервью

Архимандрит Тихон (Секретарев)

О радости исполненного долга, восприятии духовного опыта старцев-«профессоров» и о советах молодым игуменам/ игуменьям журнал «МВ» беседует с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)

Монастырский устав, который принимается и утверждается правящим архиереем, включает в себя и внешнюю деятельность, и внутреннюю. Так вот игумен и сам должен жить в рамках этого устава при послушании правящему архиерею, и тогда и братия, глядя на него, тоже будет жить в рамках устава. Это такие костыли. Когда человек переломал ноги себе, гипс наложили, а двигаться хочется – он ходит с костылями. Образно говоря, «внешний» этот устав – это костыли. Но внутренняя его суть – дать движение в правильном направлении духовной жизни. И что тут можно сказать? Господь помогает, и святые тоже помогают. Всегда было так: упадок – возрождение – упадок – возрождение. А они ведь связаны, как сообщающиеся сосуды, с внешними обстоятельствами: люди забывают Бога – в монастырь мало кто идет. Какие-то беды происходят – люди волей-неволей духовно встряхиваются. Устав – то орудие, которое уничтожает «сорняки» – пороки мира, ветхого человека. А злаки произрастают.

«Знает Господь, как спасать любящих Его» памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Личность

11 лет назад, 5 февраля 2006 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского ПсковоПечерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

На следующий год, когда отец Иоанн снова приехал в Сухуми, ни море, ни воздух, ни радость встречи с отцом Серафимом не могли вдохнуть в него жизненную энергию. Состояние его было таково, что старец засомневался, вернется ли он живым на свой приход. И тогда отец Серафим объявил тяжко болящему чаду, что он пострижет его в монашество и тем полностью предаст воле Божией. По молитвам старца и милостью Божией к больному вернулись силы.

Провожая батюшку домой после пострига, отец Серафим настоятельно рекомендовал ему просить у Святейшего благословения на водворение в монастырь. Святейшего Патриарха иеромонах Иоанн (Крестьянкин) отправлялся на служение в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Первым монашеским послушанием отца Иоанна стало несение череды седмичного священника. Уделом батюшки стали частые поездки по сельским приходам.

«Игумен учит монаха подлинной любви»

Позиция

Архимандрит Алексий, игумен монастыря Ксенофонт (Афон)

Одна из первейших и главнейших забот игумена – установить с каждым братом отношения искренности и доверия. Атмосфера доверия способствует покаянию. Через исповедь и оставление грехов приобретается чистота и возникает подлинная духовная связь игумена с послушником, связь любви и доверия

В отношениях игумена и послушника важно еще и то, с каким расположением послушник предает себя в руки духовного руководителя. Речь идет не об армейской дисциплине, поскольку все мы – добровольцы в этом духовном воинстве. В монастыре имеет место добровольное отречение от собственной воли и доверие игумену

Увещание о молитве

Документы древности

Иеромонах Пантелеимон (Королев)

Авторство этого текста доподлинно неизвестно. Шесть наиболее древних содержащих его сирийских манускриптов называют автором авву Евагрия Понтийского, в восточно-сирийской традиции этот текст атрибутируется Аврааму Нефтарскому. Впрочем, некоторые современные исследователи считают, что Авраам составил его на основе произведений Иоанна Отшельника и Афраата. Примерное время написания – между IV и VII веками

Так и всякий, желающий приступить к трудам добродетельной жизни, должен воспитывать себя постепенно, пока он не достигнет в конце концов совершенного состояния. Не смущайся тем, что наши древние отцы проложили немало разных дорожек, не пытайся ревностно подражать всем сразу — это только расстроит твой образ жизни. Лучше избери тот путь, который подходит твоему немощному состоянию, шествуй по нему и будешь жив, ибо Господь твой милостив и примет тебя, взирая не на твои успехи, а на твоё намерение, как принял Он приношение нищей вдовицы (Мф. 12:43, Лк. 21:3).

Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумена в Русском Пантелеимоновом монастыре

Святая Гора

Игумен Петр (Пиголь)

Юбилейный для русского монашества на Афоне 2016 год был отмечен важным событием – избранием нового игумена Свято-Пантелеимонова монастыря, традиционно считающегося центром русского присутствия на Святой Горе. Игуменом обители стал архимандрит Евлогий (Иванов). Журнал «МВ» публикует статью, посвященную традиции избрания преемника игумена в общежитии Русского Пантелеимонова монастыря

Правила святого Василия Великого сочетали строгую аскетическую дисциплину с воспитанием «добродетелей, совершаемых душою», заповедовали знать меру во всем, которую для каждого устанавливает духовный руководитель. Не настаивая на чрезмерных телесных подвигах, святитель особо подчеркивал важность внутреннего делания, памяти Божией и молитвы, изучения Священного Писания, дел любви к ближнему и милосердия, а также наставлял о духовно-просветительном значении монастырей.

«Основатель общежития, искавший пустынножительства». Преподобный Евфимий Великий

Отцы Церкви

Этот пустынник был отцом многих монахов и, наверное, главным устроителем монашеской жизни V-ого столетия на Святой Земле. Он сыграл важнейшую роль в восприятии палестинскими монахами определений Халкидонского собора и умиротворении страстей, разыгравшихся в связи с низложением монофизитского патриарха Диоскора

Около 405 года Евфимий, сознавая, что настоятельство и управление монастырей пре его безмолвно, вместе с тем избегая славы человеческой, тайно отправился в паломничество в Иерусалим. Юный подвижник поклонился святыням и стал навещать прославленных анахоретов Святой Земли, чтобы усвоить их опыт и определиться в подвиге. В конечном итоге он выбрал пустынножительство и отправился в основанную преподобным Харитоном Исповедником и уже знаменитую лавру Фаран. Поселился он однако же не в лавре, а в келье неподалеку и, выучившись плетению корзин, стал подвизаться.

«И это – было начало»

Книжная полка

В 2012 году в Германии вышла книга настоятеля монастыря Святой Троицы схиархимандрита Иоанна «О Таинстве монашества». В 2016 году в издательстве «Древлехранилище» вышел русский перевод издания, подготовленный монахиней Паисией (Святоезеровой)

Мы много думали об этом, я советовался со старцем Иосифом, и в итоге пришло одно важное решение. Когда я разговаривал с отцом Германом из Ватопеда, он мне сказал: если вам нужен монастырь – вам необходим забор, ограждение. Я возразил: мы не можем этого оплатить, это слишком дорого здесь, в Германии. Он ответил: нет, это должна быть не обязательно материальная стена, вам надо иметь определенное правило. Поначалу мы были очень открыты с мирянами, с людьми, которые приходили на богослужения, после богослужения мы устраивали беседы и т.п. Все отцы на Афоне в один голос сказали: нет, это нехорошо, это неправильно. Это не по-монашески, это не по-афонски. И тогда мы построили здесь маленькую стену, а все остальное оптически закрыли живой изгородью и установили такое правило, что люди могут приходить только по выходным: в пятницу, субботу, воскресенье к богослужениям, а с воскресенья после обеда до пятницы утра монастырь закрыт для посещения.

Проект федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Юридическая консультация

Журнал «МВ» продолжает публикацию комментариев и разъяснений Юридической службы Московской Патриархии по актуальным вопросам церковной жизни и деятельности

Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан Министерством строительства России в 2014 г. Тогда же по инициативе Святейшего Патриарха в структуре Министерства была создана рабочая группа, включающая представителей Церкви и Минстроя, в целях выработки поправок, отвечающих интересам Церкви. Такие поправки были разработаны, а затем откорректированы в соответствии с указаниями Его Святейшества. На сегодняшний день законопроект не вносился в Государственную Думу Российской Федерации, находится в Минстрое на доработке после того, как к нему были сделаны замечания Правительства РФ.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

XXII Рождественские чтения. По итогам круглого стола «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций»
XXII Рождественские чтения. По итогам круглого стола «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций»
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь