«Монастырский вестник». 2018. №2(46)

Тема номера: Свобода и послушание

Свобода и послушание – тема столь же древняя, как само монашество. С одной стороны, апостольские послания говорят нам о свободе, которую принес на землю наш Спаситель Господь Иисус Христос: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1), «не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). С другой, Святая Церковь указывает нам (особенно монахам) на необходимость послушания, которое представляется как отказ от собственной воли в пользу воли наставника. В каждую эпоху внимание человечества к тем вопросам, которые кажутся столь противоречивыми, велико. Оно снова и снова бьется над их разрешением с новыми инструментами методов и багажом знаний. Однако вопрос о свободе и послушании не такой уж противоречивый, как кажется внешним, и уже давно решен древними: это всего лишь две стороны одной медали, которая имеет название «Смиренная любовь».

 

Сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни — от внешней красоты к созиданию внутренней духовной силы. Каждый, несущий послушание, знает, что послушание забирает силы, внимание. Иногда не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о своей собственной жизни. Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая сегодня, как и вчера, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию, помня, что только подлинная свобода делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться всем, даже самым трудным, обстоятельствам жизни

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Официальные материалы. События

  • 100-летие основания Александро-Невского братства 1 и 6 февраля 2018 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства;
  • V «Златоустовские чтения» 12–13 февраля 2018 года в Центре изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, созданном при храме святых Космы и Дамиана на Маросейке, пройдет V Историко-богословская научно-практическая конференция «Златоустовские чтения»;
  • 17 января 2018 года, на 90-м году жизни преставился старейший насельник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Арсений (Саранди);
  • 22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков).

Крепость монашеская, или строго на север

Духовная география

Путь этот не из коротких. От Москвы до Мурманска 1490 км или двое суток на поезде, далее – 2,5–3 часа на автобусе и примерно 1,5 км пешком. При таком стремительном движении к высоким широтам меняется не только климат. Сами люди, здесь проживающие, совсем иные – лишённые суетливости и обременённости непосильной ношей забот, свойственных жителям мегаполисов. Скудный пейзаж рождает сосредоточенность, а порой и суровость. Близость границы – сдержанность и настороженное отношение к чужакам. Именно здесь находится самый северный в мире монастырь.

История Свято-Троицкого Трифонова Печенгского монастыря начинается в далеком XVI веке и напрямую связана с именем бывшего разбойника Митрофана, выходца из семьи бедного священника из Торжка. В 1514 году переменивший свою жизнь Митрофан пришёл на Кольский полуостров, «на приморье великого моря-океана». Изначальная цель была не миссионерской. Напротив: раскаявшийся разбойник искал уединения. Пять лет подвижник «по лесам и по горам, и в пропастях земных скитался, странствуя».

Свобода личности в свете монашеского послушания на примере учёного монашества – насельников Московского Высоко-Петровского монастыря

Позиция

Игумен Митрофан (Шкурин), и.о. наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря

Древний Высоко-Петровский монастырь находится в самом центре Москвы. За свою историю монастырь видел многое, оказываясь в центре исторических событий, происходивших в Москве и всей России, в силу своего географического положения. А с конца XVII века настоятелями Высоко-Петровского монастыря стали поставлять людей, связанных с церковной наукой и духовным просвещением

В целом люди монашеского звания не так часто встречаются среди большого числа православных учёных. И это объяснимо. Человек, вступающий на путь монашества, ищет служения Богу, Церкви, спасения души. Во всяком труде он пребывает в молитве. Умственный же труд человека учёного предполагает размышления о предмете его научного исследования, что большинству людей трудно сочетать с тем молитвенным сосредоточением, которое сопутствует монашеской жизни.

«Ни одна математическая теорема не противоречит вере»

Интервью

Игумен Адриан (Пашин)

Что спросил первоклассник у своей учительницы, о чем рассуждал Готфрид Вильгельм Лейбниц и почему преподобный Иоанн Дамаскин не занимался наукой столько, сколько хотел, «МВ» беседует с секретарём учёного совета МДАиС и заведующим аспирантурой МДА игуменом Адрианом (Пашиным)

Математика была моим любимым предметом в школе. Даже замечательная, любимая всем классом учительница по истории, преподававшая у нас в 7-10 классах, не смогла «переманить» меня на сторону исторической науки. Ну, это и к лучшему. Ум у меня не исторический, мне трудно запоминать даты и события, поэтому поступление на исторический факультет было бы для меня ошибкой. Хотя любовь к чтению исторической литературы, которую я получил от этой учительницы, помогает мне сейчас.

Математика была моим любимым предметом в школе. Даже замечательная, любимая всем классом учительница по истории, преподававшая у нас в 7-10 классах, не смогла «переманить» меня на сторону исторической науки. Ну, это и к лучшему. Ум у меня не исторический, мне трудно запоминать даты и события, поэтому поступление на исторический факультет было бы для меня ошибкой. Хотя любовь к чтению исторической литературы, которую я получил от этой учительницы, помогает мне сейчас.

Игумен Адриан (Пашин)

Христианское благочестие и античная учёность

Исследование

Игумен Адриан (Пашин)

Нерадивые семинаристы обычно ропщут по поводу необходимости учить древние языки, даты и сложные богословские формулировки, в то время как некоторые профессора отказываются разговаривать со студентом о научном руководстве в случае незнания им трех-четырех иностранных языков. Первые говорят, что истинной христианской жизни не мешает незнание языков, догматики и формулировок Соборов. Профессорская точка зрения тоже понятна: без знания источников и исследований невозможно написать полноценную научную работу. Это студенческо-профессорское противостояние можно было бы оставить без внимания, если бы противостояние «Афин» и «Иерусалима»1 не выливалось у одних уважаемых православных авторов в откровенный адогматизм, а у других – в оскорбление святых отцов и отрицание Предания. Согласно святителю Кириллу Александрийскому, Божество и человечество во Христе соединились ипостасно, подобно тому, как ипостасно соединяются душа и тело в человеке. Это есть особый вид единства, предполагающий не внешнее подлеположение природ, как у Нестория, но их взаимное общение и взаимное проникновение внутри единой Ипостаси

«Послушание – это акт действенной веры»

Интервью

Игумения Варвара (Шурыгина), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря в г. Ессентуки

Монашеское послушание нельзя понимать как дисциплину или технику, позволяющую достичь мирного сосуществования некоторого количества людей. Оно не является и ни в коем случае не может являться упразднением личности или властвованием над личностью со стороны иного человека, будь то старец, архиерей или игумен. Явление «послушания», несмотря на всю свою очевидность, нуждается в пояснении. Благодаря послушанию духовно опытному человеку монах получает возможность перерасти себя, свою ограниченность, свойственную всем людям, и «влиться в тайну общения с Живым Богом», получает возможность «вырасти в меру своего наставника, а порой и выше этой меры».

Превратиться в слух. Книга Великого поста

Священное Писание

Великопостные службы полны тишины и молитвенной сосредоточенности. Песнопений крайне мало, да и они по преимуществу сдержанны и кратки. Основа богослужений – чтение. В течение Великого поста ежедневно звучат зачала из Книг Бытия и Исход, Книги пророка Исаии, Книги Премудрости Соломона. Книгой Великого поста можно по праву назвать Псалтирь – в это покаянное время творение царя Давида прочитывается дважды в течение каждой седмицы. Храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с Псалтирью. Для времен раздробленной Руси это совсем не удивительно, ведь главной ценностью того времени по праву виделось единство, сосредоточение власти в руках одного мудрого правителя. Все эти качества слились в образе Давида.

Монах философии

Алексей Федорович Лосев

Личность

«Какой-то неофициальный философ, который вместе с тем студентам преподавал латинский язык. Который всегда ходил в чёрной шапочке. Иной раз сидит на учёных заседаниях, и впечатление, как будто он немножко подремывает. А потом вдруг как встанет и начнёт говорить что-то очень серьезное. Или сидит Лосев и как-то так руку странно держит, вроде под пиджаком… Жалко было смотреть на этого философа, который, оказывается, вынужден был преподавать латынь. Если бы мы тогда знали, кто это был!» Так вспоминал о знаменитом философе Алексее Фёдоровиче Лосеве один из его студентов…

С 1927 по 1930 годы появилось восемь книг учёного с пометкой «Издание автора». Главной темой трудов было изучение античности, в которой рождается миф. В укрепляющемся пролетарском государстве Алексей Фёдорович строго научно рассуждал о мифах «пролетарской идеологии»

«Для монаха нет безразличных вещей. Монах всё переживает, как историю, а именно как историю своего спасения и мирового спасения. Только монах есть универсалист в смысле всеобщего историзма, и только монах исповедует историзм, не будучи рабски привязан к тому, что толпа и улица считает историей».

Алексей Федорович Лосев

Апостол Павел. Биография

Митрополит Иларион (Алфеев)

Книжная полка | Закладка

Журнал «МВ» публикует фрагмент новой книги митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, – «Апостол Павел. Биография». Книга выпущена издательством Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Издательским домом «Познание» и Церковно-научным центром «Православная энциклопедия»

Книга представляет собой первое в новейшей истории Русской Церкви фундаментальное исследование жизни апостола Павла на основе книги Деяний апостольских и его собственных посланий, а также других исторических источников. В чем значение этого апостола? Почему Христос избрал его для проповеди язычникам? Почему именно Павлу было суждено сыграть столь значительную роль в становлении христианства? На эти и многие другие вопросы отвечает предлагаемая книга, в которой биография «апостола язычников» представлена в широком историческом контексте. Издание богато иллюстрировано, снабжено предисловием автора, подробной библиографией цитируемых источников, указателями имен и библейских цитат. Написанная простым и доступным языком, учитывающая последние достижения новозаветной науки книга будет интересна как студентам, обращающимся к изучению истоков христианства, так и самому широкому кругу читателей

«Имей всегда в уме твоем Страшный Суд и грехи твои»

Отцы Церкви

Преподобный Павел Ксиропотамский

Преподобный Павел Ксиропотамский – один из самых загадочных подвижников Афона. С одной стороны, о нём известно немало. С другой – сведения эти настолько невероятны, что некоторые церковные историки считают, будто в его житии описано 2 разных монаха с одним и тем же именем, которые в сознании автора соединились в одно лицо

Отправился подвижник на святую Гору Афон. Афон в то время представлял собой место очень опасное, потому что регулярно подвергался нападениям арабских пиратов. Монастыри, построенные там в IV-V веках христолюбивыми императорами, давно пришли в запустение, зато там процветало великое множество отшельников, которых объединяли тяжкий труд, полное отсутствие элементарных бытовых условий, невероятное мужество и вера в своё призвание. Жили все эти подвижники едва ли не в шалашах или селились в старых развалинах и пещерах

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Доклады

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Макарьева пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара