«Монастырский вестник». 2018. №3(47)

Тема номера: Монахи-врачеватели

Авва Памво Скитский в монашеской лечебнице поучал молодого инока, отказывавшегося принимать лекарства, что «от любой болезни надо пытаться излечиться хотя бы потому, что, если Господь решит, Он пошлет тебе болезнь неизлечимую, но сможешь ли ты ее понести?» К любой болезни требуется сердечная внимательность, иначе можно впасть в уныние – первый и извечный спутник любого недуга. Однако и само «уныние производит болезнь, – пишет Златоустый святитель, – но когда еще и тело исстрадалось и совершенно ослабело, и остается в большом пренебрежении, не пользуется ни врачами, ни благорастворенностью воздуха, ни обилием необходимых вещей, то сообрази, что отсюда бывает немалое приращение опасности».

Телесная болезнь присутствует в мире как физическое отображение болезни духовной. Поэтому подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Мы знаем, каких замечательных результатов сегодня добивается медицина, знаем, как успешно исцеляются — медикаментозно, хирургически — многие болезни, так что некоторым кажется: наступит время, когда болезнь уйдет совсем. Однако физическая болезнь не уйдет никогда, и об этом сегодня говорят ученые, которые наблюдают появление новых болезней, в том числе порожденных современным уровнем научно-технического развития человеческой цивилизации.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Монастырская медицина: наука не болеть

Исторический ракурс

С того времени, как Римская империя приняла христианство на государственном уровне, медицина стала общедоступна. Появились больницы, родильные дома для бедных и бесплатное медицинское обслуживание. Местом возникновения этих учреждений были храмы и монастыри. С IV века н.э. больничное дело – целиком и полностью заслуга монашествующих. «МВ» подготовил исторический обзор монастырской медицины

Если мы поинтересуемся историей медицины во времена Античности и в Средние века, то выясним, что врачебное дело было занятием частных лиц и, естественно, оценивалось довольно дорого. Далеко не все могли позволить себе обратиться к врачу. Больниц в современном понимании вообще не имелось. Медицина стала достоянием народа только с принятием христианства. Поскольку новая христианская религия считала уход за больными большой добродетелью, медицину изучали широкие круги образованных людей – как среди светских лиц (начиная с императора), так и среди духовных (вплоть до патриарха). Лечили императоры, придворные, епископы. Патриарх Фотий, например, мог не только грамотно поставить диагноз, но и назначить правильное лечение. Но именно благодаря храмовым и монастырским больницам медицина стала всенародной в самом прямом смысле этого слова

Медицина и монашество: две грани служения миру

Из первых уст

Монахи-врачи. Казалось бы, два абсолютно противоположных служения: уход от мира и молитва за него в тишине монастырской кельи и в то же время помощь этому миру посредством врачевания людей. Мы встретились с практикующими врачами-монашествующими и задали им несколько одинаковых вопросов

«Монашество еще никому не мешало быть профессионалом в любой области. Сколько у нас монахов-целителей, сочетавших монашеское и священническое служение с помощью людям? Им нет числа. Однако, на мой взгляд, служение врача вне контекста монашеского пострига невозможно. Монашество – это не формальность, это призвание, особое состояние души и духа человека. В определенном смысле это приоритет».

Монах Мелитон (Волосенко), врач-терапевт

«Болезни – это милость Божия»

Интервью

Игумения Елисавета (Позднякова)

Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве игумения Елисавета по образованию медсестра. Она рассказала «МВ» о том, как в ее жизни появилась медицина, почему болезни помогают человеку духовно возрастать и приближают к Богу, а также поделилась опытом совмещения монашеского и социального служения

Первые 11 лет своей монашеской жизни я жила в Самарской области, в общине при Свято-Троицком храме в селе Ташла. Много людей с разными недугами приезжало туда поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед», омыться в целебных источниках. С ними постоянно приключались какие-то истории. В мое послушание входило оказать им первую доврачебную помощь, вызвать медицинского работника, а затем, если необходимо, сопроводить человека в медицинское учреждение. Людей становилось все больше и больше, и в какой-то момент возникла необходимость получить образование: моих знаний и навыков было катастрофически мало.В то время медицинские заведения, где готовили православных медсестер, были только в Москве, поэтому я приехала в столицу.

Игумения Елисавета (Позднякова)

Грех. Болезнь. Исцеление

Позиция

Игумен Анатолий (Берестов)

Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. Как грех соотносится со здоровьем, как он вызывает болезни или способствует их проявлению, о духовных и соматических недугах, а также о том, почему, облачаясь в белый халат, врачу следует «всякое житейское отложить попечение», размышляет игумен Анатолий (Берестов), врач-психиатр, руководитель Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. И неправильно людское выражение, будто «здоровый дух в здоровом теле». Не здоровое тело делает здоровой душу. Тела Адама и Евы были здоровыми, но грех, то есть нездоровое состояние души, сделал больными и смертными их тела. Таким образом, первоначально болезни и смерть связаны с грехом. Однако отношения души и тела являются более сложными.

ЗОЖ по-монастырски

Один день из жизни

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Свято-Троицкая Сергиева лавра издавна славилась «аптекарскими огородами», где монахи выращивали лечебные травы. И хотя подобных огородов уже нет, нынешняя братия занимается врачеванием с помощью даров природы, опираясь на вековые традиции траволечения. С этой целью лаврскими врачами-монахами был организован монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму», куда может прийти любой желающий на консультацию. Чтобы узнать, как функционирует лаврский Центр здоровья, мы пообщались с его руководителем, врачом-офтальмологом иеромонахом Моисеем (Дроздовым) и провели в Лавре один очень снежный зимний день.

Монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму» был создан в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского – в 2014 году. Основная цель, как и всей нашей монастырской деятельности, – помощь людям. Стоит сразу отметить, что мы не занимаемся лечением больных в привычном смысле этого слова – мы рассматриваем Центр как комплементарную (дополнительную) медицину, которая главным образом связана с рекомендациями по приему трав и травяных сборов. Мы ни в коем случае не позиционируем себя как альтернативу тому лечению, которое больной получил ранее. В основном подсказываем, какие еще средства можно использовать помимо тех, что человек уже принимает. Если, к примеру, у человека воспаление легких, одними травами тут не обойтись, нужны антибиотики, капельницы и прочее.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Три призвания монахини-невролога

Интервью

С монахиней Евфимией (Пащенко) невозможно говорить о медицине вне контекста литературы. Для нее эти темы неразрывны. Она потомственный врач из династии медиков, которая восходит к ХIХ столетию; автор более 30 книг на православную тематику, ряда научных статей по геронтологии и церковному краеведению; северянка по рождению, работающая неврологом в одной из поликлиник Москвы. Известно, что в произведениях творческого человека (писателя, художника) отражены его собственные убеждения и переживания. Так, Ф.М. Достоевский, с чьим творчеством мы знакомы с юных лет, описал в одном из романов собственные переживания в ожидании казни. В стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова мы находим глубокие, подчас скорбные размышления о смысле жизни человека, его предназначении в мире. «Узнавайте обо мне из моих книг», – сказал английский писатель и поэт Редьярд Киплинг. И был прав. Чтобы понять писателя, надо, прежде всего, читать его произведения. В рассказах монахини Евфимии (Пащенко) тоже немало автобиографических деталей. Рассуждая о медицине, моя собеседница неизменно возвращалась и к этому своему призванию – литературному творчеству, которое то и дело вплеталось в ее речь и струилось кружевной вязью. Стоит заметить, весьма органично и уместно. Потому что это ее жизнь: три стези, три служения – монашество, медицина, писательство.

«Истинный врач душ и телес – Господь»

Мнение

Игумения Афанасия (Силкина)

«За все слава Богу, принимаем как от руки Божией», – это слова настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря в Ростове Великом на вопрос, как следует относиться к болезням. Однако этим наш разговор с игуменией Афанасией не ограничился – интервью получилось многогранным. Как говорится, на все случаи жизни

На все воля Божия. Важно, чтобы сам человек старался не провоцировать болезни. Есть понятие «вредные привычки» (курение, наркотики, чрезмерное употребление алкоголя); когда человек подсознательно понимает, что он делает себе плохо, – вот это уже греховно. Не вино само по себе грех, а то, как человек злоупотребляет. Он сам подводит себя к той черте, когда организм заболевает и от этого душа приходит в расслабление, человек становится неспособным быть духовным воином. Вот что опасно. Этого ни в коем случае нельзя допускать. И еще очень самонадеянно думать, что болезнь минует. Не надо трогать запретный плод и утешать себя: я только попробую, ничего не будет. Надо просить: «Господи, избави меня от тяжкого пристрастия, не допусти до него!»

Игумения Афанасия (Силкина)

«Главная роль в психическом здоровье человека – у Бога»

Психология

Священник Петр Коломейцев

О таком явлении в современной христианской жизни, как психология, о разнице между психологией христианской и православной, а также о неординарном понятии «психолог в монастыре» – наш разговор с христианским психологом, деканом факультета психологии Московского института св. Иоанна Богослова при Российском православном университете священником Петром Коломейцевым

Я бы сразу пояснил, почему все-таки христианская психология, а не православная, как многие психологи называют то направление, в котором они работают. Словосочетание «христианская психология» носит универсальный характер, так же как «христианская любовь». Всем понятно, что такое христианская любовь, но не совсем ясно, что такое православная любовь, это уже носит оттенок чего-то не универсального: может быть, это какая-то такая любовь, которая и не любовь? Все понимают, что такое христианское милосердие, но если говорить о православном милосердии, то закрадывается сомнение: может быть, это какое-то особое милосердие, не для всех? Тем не менее многие покупаются на слово «православный», хотя сейчас под православной психологией выступают самые разные направления: и успешная психология типа «Лайфспринга», и тренинговые центры, и провокативно-шоковая психология, как у Алексейчика, – все это для того, чтобы люди, которые действительно жаждут помощи от верующих специалистов, на это «клюнули». Доходит до того, что с логотипом Троице-Сергиевской лавры, с громким названием «Свято-Сергиевская православная богословская академия», с перечнем известных имен и фотографиями выступают обычные тренинговые компании. Но зато у них сайт с куполами и позиционируют они себя как православные психологи.

Священник Петр Коломейцев

Дневник инокини

Духовная жизнь

Инокиня Татиана (Соколова)

«МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, ее переживания, впечатления, вопрошания, размышления

Работали на огороде и говорили о католиках. У них преобладает интеллектуальное, разумное толкование веры над духовным пониманием. А духовное разумение – это принятие Божественной Истины простым сердцем. Не мудрствовать много и все будет понятно. Без искренней веры Библия – просто набор исторических документов.

Инокиня Татиана (Соколова)

Святитель Лука Крымский: архиепископ-хирург

Отцы Церкви

Мужицкий врач, профессор медицины, епископ, арестант и ссыльный, святой, после собственной смерти абсолютно реально встающий за операционный стол, чтобы спасти жизнь больного, – вот основные вехи жизни святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Благодаря таким подвижникам, как он, мы особенно ощущаем близость духовного мира, его проницаемость

Терпи, солдат!

Книжная полка

«Всероссийский духовник», скромнейший старец ТроицеСергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) никогда не отличался хорошим здоровьем. Он избегал человеческой славы и почитания, но еще при жизни стал героем бесчисленных статей, множества публикаций в Интернете, нескольких книг. Предлагаем вниманию читателя фрагмент одной из них, где, в том числе, рассказывается, как старец переносил долгую, изнурительную болезнь

Подвигов у нас нет, поэтому спасаться будем болезнями и скорбями. Не бежать от них надо, а принимать со смирением, как заслуженную нами неизбежность. Заболевшие послушно принимают горькие лекарства – для своего же выздоровления. Следует помнить слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33)».

Из наставлений архимандрита Кирилла
Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь